"Осторожно! Этнический шпионаж": Игорь Мурадян об Армянской Ассамблее Америки
В последнее время в СМИ появился ряд неоднозначных материалов о деятельности Армянской Ассамблеи Америки. ИА REGNUM обратилось за комментариями к армянскому политологу Игорю Мурадяну
"Нет никаких сомнений, что материалы, появившиеся в последнее время в сети, о деятельности Армянской Ассамблеи Америки, имеют серьезные основания. Можно не согласиться с некоторыми аргументами, поскольку, видимо, авторы не достаточно информированы о происходящих событиях, но, безусловно, настало время назвать вещи своими именами. Прежде всего, следует принять во внимание, что в Армении продолжается политическая борьба, и позицию Армянской Ассамблеи Америки следует рассматривать также и в этом аспекте.
Не думаю, что в США имеются вполне независимые этнические общественные организации, но дело в том, что Армянская Ассамблея Америки более чем зависима. Более того, Ассамблея - функционально зависима. Руководители и сотрудники Ассамблеи не просто свысока, но и с презрением относятся к политическому классу Армении и ее нынешнему политическому руководству. При всех серьезных политических проблемах Армении, Ассамблею интересует проблема ее отношений с президентом Робертом Кочаряном. Сам Кочарян оказался для них не очень удобным партнером только потому, что руководители Ассамблеи не имеют возможности вести с ним телефонные переговоры консультативного, директивного и приватного характера. Нельзя не согласиться с мнением и оценками авторов, которые утверждают, что в деятельности Ассамблеи наступил кризис жанра. Во-первых, она является крайне нежелательным участником политических процессов Армении, как инструментарий другого государства. Во-вторых, диапазон, в котором Ассамблея может осуществлять свою лоббистскую деятельность, исчерпан, так, как в рамках данных задач политика США в регионе вполне соответствует интересам Армении. В сложившихся условиях Ассамблея вынуждена была искать новые сферы деятельности. Об этом уже достаточно сказано в материалах, помещенных в Интернете, поэтому я позволю себе просто перечислить некоторые факты.
В 2001 году руководство Ассамблеи приняло решение "О борьбе с армянским национализмом". Это означает подавление любого проявления патриотических настроений, связанных прежде всего с карабахской проблемой и с турецко-армянскими отношениями. Ассамблея проводит избирательную политику в отношении армянских политических партий, общественных организаций, политиков и экспертов.
Перед сотрудниками и друзьями Ассамблеи была поставлена задача проведения разведывательной деятельности в отношении Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики. Известны, по крайней мере, 6 граждан Армении и один житель НКР, которых пытались привлечь к сбору информации. Данная деятельность включала следующие направления:
Сбор информации по состоянию вооруженных сил Армении, включая вооружения, информацию о старших офицерах, о закупках военной техники за рубежом (номера договоров по закупкам, порядок оплаты, маршруты транспортировки), получение аналитических записок о боеготовности армянских вооруженных сил, информация и оценки типичных внутренних конфликтов в военном командовании, интересы и намерения различных группировок в военных кругах;
Cбор информации о руководителях и активистах армянских политических партий, средств массовой информации и политических руководителях Армении, включая экономические интересы, связи за рубежом.
Например, в сферу интересов Ассамблеи входила подробная информация об экономических интересах министра обороны Сержа Саркисяна в России, возможности дискредитации министра обороны и военного командования по экономическим и иным мотивам. Гражданам Армении демонстрировались кадры видеозаписей c военной техникой вооруженных сил Армении, отдельных представителей военного командования. Демонстрировались отдельные фотографии старших офицеров. Некоторые из этих видео и фотоматериалов, очевидно, были сделаны с очень большого расстояния. Особый интерес вызывала возможная информация о поставках в Армению средств противовоздушной обороны, прежде всего, С-300, о планах развития военной авиации, о возможных приобретениях. Интересовала, даже, столь совершенно не секретная информация, как параметры динамической стали на танках. Совершались поездки в Нагорный Карабах, причем заявленные и вовсе не заявленные, были посещения воинских частей, беседы с военным командованием офицерами. Беседы носили радушный и откровенный характер. Сенсаций не получилось, сплошная глупость и недомыслие. Один из офицеров вооруженных сил НКР по-дружески отметил одному из сотрудников Ассамблеи - "Ребята, а ведь вы вовсе не профи, или у вас так готовят, хорошо бы подучиться".
Один из авторов в своей публикации уже упоминал об интересе Ассамблеи к военной разведке Армении. Дело в том, что, судя по словам одного из "завербованных" молодых экспертов в Ереване, значительный интерес у Ассамблеи вызывает личность Б.Азояна. Ассамблея считает разоблачение деятельности руководителя военной разведки Армении одним из своих успехов. Данное разоблачение связано с весьма банальными вопросами. Якобы имеются доказательные факты о деятельности военной разведки Армении в "американском направлении".
Визитеров, работающих в Ассамблее, в Армении по существу никогда не интересовали политические деятели. Их очень интересовало аналитическое сообщество, отдельные эксперты. На первом этапе данные эксперты, в основном очень молодые люди, с большой охотой предоставляли представителям Ассамблеи некоторую информацию. Но вскоре от них стали требовать информацию, которая имела отношение к национальной безопасности Армении. Данная деятельность распространялась и на посольство Армении в США. Доподлинно известно, что по меньшей мере дважды произошла утечка информации из кабинета военного атташе Армении. Кстати, помимо этих случаев, документы со стола военного атташе Армении неоднократно заимствовал и военный атташе Белоруссии (так, как бы случайно). Так, что не нужно большого труда для осуществления данной деятельности. Стоит лишь надеяться, что военный атташе Армении вряд ли располагает интересной информацией.
Представляют интерес и руководители средств массовой информации. Например, интересовало досье на редактора газеты "Аравот" Арама Абрамяна, в особенности - его личные доходы и их источники. Очень интересовала личность небезизвестного Александра Арутюняна (если не ошибаюсь, ныне руководителя общественного телевидения) и т.д. т.д. Остается впечатление, что компьютеризируется весь политический класс Армении.
Представляет интерес то впечатление, которое возникло у меня лично от подобных контактов. Удивительно, но факт: какую неприкрытую злобу и неприязнь вызывает у сотрудников Ассамблеи то, что армянские вооруженные силы обладают высокой боеготовностью и способны выполнять многие самостоятельные боевые задачи. Неужели они чувствовали бы себя более комфортно, если бы армия их "исторической родины" имела бы другие характеристики, и напоминала вооруженные силы некоторых других государств. Будучи совершенно не компетентными, сотрудники Ассамблеи, аналогично, с большим раздражением воспринимали то, что Армения вовсе не гибнущая страна, а успешно развивается экономически.
Служба государственной безопасности и Министерство обороны Армении прекрасно осведомлены о деятельности Ассамблеи и по этому поводу даны соответствующие указания. Например, представителям высшего военного командования категорически запрещено иметь встречи с соответствующими представителями Ассамблеи.
Но интересно и то, что далеко не только сотрудники Ассамблеи имеют особый интерес к "исторической родине". Видимо, армянская община Вашингтонского региона имеет определенные интересы в Армении и специализацию. Например, некий Ричард Киракосян, которого принято считать аналитиком или политологом, или еще кем-то, предлагал гражданину Армении, тесно сотрудничавшим с "Кавказским (Ереванским) центром иранистики" $10 тыс. за информацию по Ирану, при этом абсолютно определенно представляя эти услуги, как заказ ЦРУ.
Не думаю, что все это столь опасно для нашей страны, так как я искренне считаю, что США дружественное нам государство и понимают, что в этом регионе только Армения способна выполнять функции стратегического партнера ("маленький Израиль" или "Большая Армения".) Армянское общество продолжает стыдливо умалчивать, что стратегия США - это один из важных факторов нашей безопасности, если не большее. Но кто-то хочет быть "больше католиком, чем Папа". Речь идет о людях, сделавших этничность своей профессией. Так что, впору вывешивать табличку "Осторожно! Этнический шпионаж". Между тем, хорошо бы и помнить, что наши соплеменники за рубежом, в подавляющей мере являются гражданами других государств и обязаны выражать интересы данных государств. Мы еще далеко не стали "всемирной нацией". Еще плыть и плыть. И молодым, тщеславным аналитикам и политологам хорошо бы помнить, что наша страна - активный участник региональной и мировой политики и интерес к ней не малый".
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Байдена возмутил массированный удар ВС РФ по энергообъектам Украины
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- ФСБ сорвала серию покушений Киева на высокопоставленных военных в Москве
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО