Кузбасские тараканы уходят жить на улицу, а хомяки и крысы участвуют в бегах: обзор кемеровской прессы за 22-28 октября
Ураганы помешали кемеровчанам пересечь Атлантику вместе с путешественником Федором Конюховым. 50 лет назад во всем Кузбассе было всего 20 частных легковушек, а сейчас только в Кемерове зарегистрировано 106,3 тыс. авто. Кузбасские тараканы устроили настоящий город прямо на открытом воздухе. Более 1,5 тысяч детских игрушек снято с продажи в магазинах Новокузнецка, еще 404 игрушки "забраковали" в Кемерове.
"Кузбасс" от 26 октября сообщает, что результаты 9-месячной работы предприятий Кузбасса "лишний раз подтвердили, что главной опорой Кузбасса остаются уголь и металл. Индекс промышленного производства в среднем по РФ составил 104%, в Кемеровской области к аналогичному периоду прошлого года результатом стали 102%. Однако это вовсе не значит, что доходы угольщиков и металлургов уменьшились. Они берут свое не количеством, а ценой. Индекс цен производителей промышленных товаров демонстрирует успехи процветания. Весьма доходной остается добыча топливно-энергетических ресурсов. По сравнению с прошлым годом цены на них возросли до 158%. В январе 2005 года, по сравнению с январем 2004 года, они тоже составляли внушительные 177%. Прибыль за январь-август 2005 года составила у добытчиков угля 12 290 млн рублей. Для сравнения: в январе-августе 2004 года она равнялась 6 608 млн рублей. Падение рынка черных металлов сказалось на снижении производства чугуна, доменных ферросплавов и стали - соответственно 94 и 98% к аналогичному периоду прошлого года, а добыча железной руды (1 630 тыс. т) составила чуть больше половины оттого количества, которое добывали год назад. Производство проката упало до 96%. В металлургической отрасли рост цен значительно отстал от топливного сектора - 114,7%. Но если учесть ту "премию", которую металлурги получали за счет резкого роста цен на рынке черных металлов в предыдущий, достаточно длительный период, то никаких серьезных потерь от некоторого снижения цен на металлы в этом году они, по сути дела, не понесли. За январь-август прошлого года сальдированная прибыль металлургов составила 15 051 млн рублей, а в этом снизилась до 7 823 млн рублей. Проще говоря, ценовой спор между угольными и металлургическими компаниями пока выигрывают добытчики недр. Предприятия химической отрасли тоже имеют небольшой рост объемов производства - 103%. Зато цены на их продукцию демонстрируют настоящий взлет: к январю-сентябрю 2004 года они увеличились до 151%. Кроме вышеперечисленных отраслей, цены на свою продукцию подняли машиностроители - 125%; производители пластмассовых и резиновых изделий - 131%; не в убыток сработали переработчики древесины, индекс цен на их продукцию составил 130,1%. Все другие отрасли на фоне преуспевающих выглядят традиционно скромно. Снизились индексы производства в текстильной и швейной промышленности (61%); изделий из кожи и обувь (67%); производства пищевых продуктов и напитков (98%). Меньше стали производить кондитерских изделий, масла животного, цельномолочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий. Можно было бы предположить, что продукцию местных производителей вытесняют "чужаки" из других регионов России. Однако данные Федеральной службы статистики свидетельствуют о том, что картина по этим отраслям весьма схожая для всей России".
"Комсомольская правда в Кузбассе" от 26 октября сообщает о том, что ураганы помешали кемеровчанам пересечь Атлантику: Сергей Сукорцев и Александр Микельсон вышли в океан вместе с великим путешественником Федором Конюховым (об этом ИА REGNUM сообщало 21 октября), но старт путешествия пришлось отложить на декабрь. "Два кемеровчанина планировали пройти с Конюховым 1,5 тысячи миль - от Англии до Канарских островов. 22 октября огромная яхта "Алые паруса" вышла в океан. "В северной Атлантике - целая серия мощных штормов с ветром до 50 и более узлов! - пояснил сын Федора Конюхова Оскар. - В сторону Англии двигался ураган "Вилма". Мы вынуждены перенести старт на вторую половину декабря, когда океан будет спокойнее". Александр Микельсон и Сергей Сукорцев приняли участие в ходовых испытаниях "Алых парусов", которые проходили в Ла-Манше. Вышли в море в 8 утра, а вернулись только в час ночи! Все члены экипажа признали, что "Алые паруса" - "серьезная машина" и управлять ей нужно учиться. Новый сбор в Англии - 15 декабря. Сегодня Сергей и Александр должны вернуться в Кемерово. Кто же эти "морские волки"? Оскар Конюхов заявил, что наши парни одни из лучших яхтсменов за Уралом!". Александру Микельсону 30 лет, закончил исторический факультет Кемеровского госуниверситета, будучи студентом, любил участвовать в фестивалях "Студвесна". Сергею Сукорцеву 43 года, выпускник Кузбасского государственного технического университета. "Сергей всегда крепким был парнем, спортивным, в хоккей играл и учился хорошо, - вспоминают одноклассники. - А потом он дайвингом занялся - нырял с аквалангом. Уезжал на машине в Красноярский край, на озера, и там "погружался". Так и пришел к морю и яхтам". "В обычной жизни Сергей Сукорцев строит дороги. Сегодня его встретит семья: жена Елена, дочки Настя и Саша. Надеемся, что через полтора месяца Атлантика присмиреет и наши парни все-таки выйдут в путь. И - встретят Новый год на Канарах!".
"Комсомольская правда в Кузбассе" от 26 октября пишет, что натуралисты устроят хомячьи бега, а также забеги песчанок и крыс. "Два года назад на такой же выставке были бега тараканьи. "Тараканы участвовали специальные, крупные: мадагаскарские, американские, кубинские. А сейчас их стало мало, никто не разводит", - рассказали в станции юных натуралистов. Поэтому сейчас в скорости посоревнуются песчанки, хомяки, крысы. Бега пройдут утром 29 октября, сразу после этого можно будет увидеть дрессированных животных. В позапрошлом году, например, дрессировке поддалась черепаха. 30 октября, в последний день выставки, ребята устроят шоу "Мода". Домашние животные пощеголяют в нарядах и с модельными прическами. Кстати, выставка в этом году получилась грандиозная: животных более 500. Разных видов - около 60. Здесь и змеи, ящерицы, попугаи, черепахи, раки. Есть даже макака "Андрей", которого передали любителям природы циркачи, и коршун, с переломанной лапкой. Его ребята нашли недавно и теперь - выхаживают".
"Комсомольская правда в Кузбассе" за 27 октября сообщает о том, что 40% кузбасских семей имеют личные автомобили. "А 50 лет назад во всем Кузбассе было всего 20 частных легковушек! По данным Кемеровостата, еще в 1950 году в "личном пользовании граждан" не было ни одного (!) автомобиля. И слова Остапа Бендера - "Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" - воспринимались как анекдот. Появление первых личных легковушек приходится на период между 1950 и 1955 годами, а в целом картина выглядит так: 1955 год - 20 авто, 1985 год - 155,9 тысячи, 1995 год - 274,3 тысячи, 2004 год - 372 тысячи. Таким образом, за первые 33 года советской власти в Кузбассе не появилось ни одного частного автомобиля. За 30 лет хрущевской "оттепели" и брежневского "застоя" - 155 тысяч авто. А за 20 лет перестройки и реформ - 217 тысяч личных автомобилей. Сейчас в 40% кузбасских семей есть легковушка, микроавтобус или грузовичок. 82% всех автомобилей (включая грузовики), ездящих по дорогам Кузбасса, - частные. Самые распространенные легковушки в Кузбассе - "Жигули" и "ВАЗы". Большая часть из них используется редко - в основном для выезда на дачу. Иномарок в области - чуть более 50 тысяч, из них с правым рулем - около 26 тысяч, то есть каждая вторая. Большинство иномарок эксплуатируется круглогодично. Самый "автомобильный" город Кузбасса - Кемерово. Здесь зарегистрировано 106,3 тысячи авто, из них 88,3 тысячи - частные. Что любопытно, в частном владении кемеровчан - 7 557 грузовиков и 1 323 автобуса! Рост числа автомобилей в Кузбассе ведет и к росту загрязнения воздуха. В 2004 году автомобили "выбросили" в атмосферу 292,2 тысячи тонн выхлопов - на 16,8% больше, чем в 2003 году. В Кемерове автомобили чадят больше, чем ГРЭС, ТЭЦ, "Азот" и все предприятия вместе взятые!".
"Комсомольская правда в Кузбассе" за 27 октября пишет, что "отряд самых смелых насекомых - тараканов - бросил человека и рванул зимовать на улицу! Такого не было за 300 млн лет существования тараканов. "Я ни за что бы не поверил, - говорит кемеровчанин, кандидат биологических наук, зав лабораторией института экологии человека СО РАН Юрий Манаков. - Если б не увидел их зимовку собственными глазами. Прошло уже 2 зимы, с 30-градусными морозами". Бесконечная серая пустошь в 35 км от Кемерова. Просто лунный ландшафт. Его оставили угольщики, сняв верхний слой земли и выбрав уголь. Типичная для Кузбасса картина. Стылый ветер швыряет то дождем, то снежной крупой. Ни шороха. Ни хныканья. Ни тараканьего топота. "Здесь, здесь, голубчики, - успокаивает меня Юрий. (Он частенько наведывается в открытый им удивительный тараканий город.) - В 2003 году наш институт получил возможность работать на отвале угольного разреза, заняться рекультивацией. Мы садили сеянцы сосен. Копали ямки. Копаю я тогда, и вдруг мелькнуло что-то, похожее на таракана. Я подумал: "Не может быть". А потом поймал. Не этого - другого. Тараканы же шустрые, легко удирают по своим ходам в землю". Биолог Манаков этого странного таракана привез в Кемерово - на всякий случай сверить с каталогом. Ахнул: все ж обычный домашний сибирский черный таракан оказался. "Вольный" таракан, запертый в банке с крышкой, съел брошенные Юрием хлебные крошки, огляделся. И, так и тянет написать, его тоже едва не хватил удар. Ну опять этот надоевший город! Как до своих тараканов теперь, вольных, веселых, в поле добираться? Предчувствие таракана не обмануло. Жена Юрия категорически отказалась держать "вольнопоселенца". И Юрию пришлось выпустить уникального таракана на улицу. Но почему тараканы отказались от городского комфорта? Версий у ученого две. Степенные черные испокон веку "запечные" тараканы попали на отвал Кедровского разреза случайно - вместе с каким-нибудь выброшенным диваном - рухлядью. (Горожане, бывает, вывозят старье за город.) Или смотались из города специально, убегая от бесконечной войны с очень мобильными, очень нахальными и очень плодовитыми рыжими тараканами "пруссаками". Морозостойкие тараканы - эта загадка недолго мучила биолога Манакова. Нет, до шапок и валенок тараканы пока не додумались, шерстью не обросли. Обследовав отвал, ученый понял: тараканы отыскали местечко, где внизу, вечным огнем, горят остатки угля. В итоге, там тепло даже в лютый мороз. И снежинки, падая, превращаются в пар. Эдакую свою "Землю Санникова" продвинутые тараканы открыли! "Тараканы всеядны, - заметил биолог. - В снятом угольщиками слое земли - с травой и прочей растительностью, гниющих растительных остатков хватит на годы. А кончится под землей пожар, уверен, ЭТИ тараканы не погибнут! Они пошлют разведчиков, найдут новый отвал и новое теплое местечко. В науке же все тверже мнение, что у тараканов - высокоорганизованное поведение. На воле, на отвале, в центре Сибири, в жару и мороз их эволюция теперь, точно, пошла вперед". Любопытно, что биолога Юрия Манакова экстремальные тараканы уже второй раз выбирают в свидетели "их" приключений. В первый раз, еще в студенчестве, в общежитии товарищ поспорил с другом Юрия, что съест таракана. За 800 руб. - в начале 1990-х годов они равнялись 20 стипендиям. Проглотил - выплюнул. Удравший таракан получил новое знание. Спорщик - деньги".
"Аргументы и факты в Кузбассе" за неделю пишут, что в Кемеровской области продолжаются проверки торговых предприятий, где продают детские игрушки. "Всего в Кузбассе приблизительно 14 тыс. торговых объектов. Проверки проходили в Кемерове и Новокузнецке. В Кемерове проверили 8 предприятий, реализующих детские игрушки, а в Новокузнецке - 10. Проверку проводили Территориальное управление Роспотребнадзора по Кемеровской области совместно с органами МВД, специалистами Департамента торговли и лицензирования администрации Кемеровской области. В Новокузнецке с продажи снято 1 575 детских игрушек на сумму 38 808 тыс. рублей. В Кемерове "забраковали" 404 игрушки. "Во время проверки игрушки смотрели разные - пластмассовые, резиновые, мягкие. Требования (которые определены ГОСТом) к ним были очень высокие. К товару должны прилагаться документы, подтверждающие его качество и безопасность, информация для потребителя о товаре и изготовителе (наименование, состав сырья, страна и фирма изготовителя, импортер, возрастное ограничение и т.д.), информация о товаре на русском языке", - рассказывает начальник отдела по защите прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Надежда Караваева. Плюс ко всему игрушки должны отвечать гигиеническим требованиям. Для изготовления товара для детей используются только материалы, разрешенные Министерством здравоохранения РФ. Если игрушка резиновая, то резина должна быть из пищевого сырья, а не технического. Также покупателя должен насторожить слишком резкий запах игрушки. Кроме того, необходимо обращать внимание на прочность краски: она ни в коем случае не должна сползать. При покупке игрушки для своего чада родителям необходимо быть предельно осторожными. Нужно проверить, есть ли на игрушке этикетка с подробной информацией. Также стоит обратить внимание на наличие сертификата товара. И главный критерий качества игрушки - это ее цена. Чаще всего некачественные игрушки изготавливаются китайскими фирмами ТМ "Toys", "Toys Ltd", "Hong Kong sar", "The expo group of companies". Специалисты утверждают, что хороший товар - это дорогой товар, который изготовлен на заводе, а не в каком-нибудь подвале. И еще: игрушки лучше всего покупать в магазинах, а не на рынках. Предпринимателям-нарушителям выписывают штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей и запрещают продажу некачественных игрушек. По словам специалистов, наиболее безопасные игрушки - российского производства. Правда, по цене они намного дороже, чем китайские".
"Аргументы и факты в Кузбассе" за неделю сообщают, что "19-летний парень, по словам очевидцев, выпал из окна девятого этажа на козырек подъезда. Его увезли в больницу. В кемеровскую службу спасения позвонили врачи "Скорой помощи" и попросили помочь: они не смогли снять молодого человека с козырька, поэтому пришлось вызвать спасателей. Доктор экипажа Службы спасения провел первичный осмотр - у юноши была черепно-мозговая травма и множество переломов. Спасатели залезли на козырек подъезда, положили молодого человека на носилки, через окно в подъезде вынесли его на лестницу, а потом и на улицу. На машине "Скорой помощи" пострадавшего увезли во вторую городскую больницу Кировского района в травматологическое отделение. Через несколько часов молодой человек умер. О причинах своего поступка он не успел никому ничего рассказать. Предположительно, в момент падения он был нетрезв".
"Московский комсомолец в Кузбассе" за эту неделю пишет, что "угольный бум, накрывший Кузбасс в последние годы, может померкнуть перед прогнозируемым развитием основной промышленной отрасли области уже в скором будущем. В нашем регионе должно появиться 50 новых шахт и разрезов. Таким образом, общая годовая добыча угля может перешагнуть двухсотмиллионный порог. В этой ситуации чрезвычайно важной становится транспортная составляющая деятельности угольщиков. Повышение пропускной способности железнодорожного хозяйства на территории Кузбасса, необходимое для обеспечения ритмичной работы горняков, обсуждалось на совещании в Кемерове. В нем приняли участие представители крупнейших угольных компаний Кузбасса, металлургии и химической промышленности, а также региональное железнодорожное руководство в лице первого заместителя начальника Западно-Сибирского отделения РЖД Александра Бородача. Собравшиеся рассмотрели два вопроса: выполнение программы развития железнодорожного сообщения, промышленных и магистральных (общего пользования) путей и окончательную доработку стратегической программы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в Кемеровской области на 2006-2010 годы. Начиная с 2002 года в развитие железнодорожного транспорта инвестировано более 10 млрд рублей. Вклад промышленных предприятий, работающих на территории Кузбасса, составил около 4 млрд рублей. Среди крупных мероприятий, направленных на развитие железнодорожного транспорта, можно отметить строительство перегонов между станциями Ускат - Терентьевская - Красулино - Ерунаковское - Бардино. На отдельных участках, где раньше были проложены железнодорожные пути в одну нитку, теперь организовано движение по двум направлениям. Так, в настоящее время построено 44 км вторых ж/д путей. На промышленной карте Кемеровской области появилось 13 новых железнодорожных станций. Восстановлено двухстороннее движение по Средне-Сибирскому ходу, а на станции Входная построен новый механизированный терминал по подготовке полувагонов под погрузку. Благодаря последнему новшеству теперь пропускная способность станции составляет более семисот полувагонов в сутки. Однако, как отметил Александр Бородач, часть кузбасских угольщиков не в полной мере выполнили запланированные объемы работ, предусмотренные программой развития железнодорожного транспорта. В 2005 году реализованы только десять из тридцати плановых мероприятий. Первый заместитель губернатора Кузбасса Валентин Мазикин, принимавший участие в работе совещания, отметил недопустимость такого отношения со стороны угольщиков. По его мнению, если сегодня не вкладывать необходимые средства в развитие железной дороги, то уже в скором будущем кузбасские шахты и разрезы могут столкнуться с серьезной проблемой, когда добытый уголь будет лежать на складах из-за невозможности его своевременной отправки потребителям. Так сказать, "пробки на дорогах". Инвестиционная программа развития железнодорожного транспорта на 2006-2010 годы стоит более 40 млрд рублей. Большую часть финансирования, что вполне логично, обязуются взять на себя железнодорожники. Их вклад в целом должен составить порядка 38 млрд рублей. Не останутся в стороне и угольные предприятия, которые профинансируют выполнение программы на 6,5 млрд рублей. Разработчиками программы предусмотрена весьма любопытная динамика инвестиций. Железнодорожники должны будут наращивать финансирование мероприятий в рамках программы, а максимальный годовой вклад от РЖД поступит в 2010 году и составит более 12 млрд рублей. Угольщики же наоборот пойдут по нисходящей. Их инвестиционные затраты должны год от года сокращаться и, например, в 2010 году составят всего 500 млн рублей. В рамках этой пятилетки железнодорожники планируют провести реконструкцию и завершить строительство 1 200 км путей. Рельсы будут переведены на щебеночный балласт, с использованием бесстыковых соединений. Это позволит значительно увеличить безопасность железнодорожных перевозок при обеспечении высокой скорости грузовых и пассажирских составов - до 140 км в час. Особый упор предполагается сделать на развитие промышленного и магистрального железнодорожного сообщения на юге Кемеровской области - в районе Ерунаковского угольного месторождения. Основная причина - в ближайшие годы здесь появится как минимум восемь новых угольных предприятий. Как считает заместитель губернатора Кузбасса Анатолий Дюпин, с разработкой реальных проектов финансовое участие угольщиков в расширении железнодорожной паутины может увеличиться в 1,5-2 раза, поскольку именно они заинтересованы в первую очередь в железнодорожных перевозках. Окончательное согласование и принятие программы намечено провести уже на той неделе. Столь сжатые сроки определены предстоящим визитом в Кемеровскую область руководителя ОАО "Российские железные дороги" Якунина. Во время визита предполагается подписание программы главным российским железнодорожником и губернатором Кузбасса".
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте