"Экстра" от 26 октября рассказывает об обсуждении в читинской городской думе проекта по созданию промышленно-производственной особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории областного центра. Зону планируется создать на территории так называемого Кадалинского промузла. Площадь ее составит почти 400 га. В проекте ОЭЗ предполагается строительство цементного завода, предприятия по глубокой переработке древесины, завод по изготовлению ювелирных изделий, а также завод по изготовлению труб большого диаметра. Несмотря на то, что депутаты приняли решение поддержать проект, у них были большие сомнения: "На заседании думы депутаты задались вопросом, насколько эффективен для экономики городского округа этот проект. Выводы контрольно-счетной палаты города таковы: поступления в бюджет города от аренды земли будут незначительными, а реализация данного проекта понесет за собой немедленное выделение средств из небогатой городской казны. Кроме того, в финансово-экономическом обосновании проекта нет расчетов возможных поступлений в городской бюджет". Чашу весов в сторону одобрения проекта склонил мэр города Анатолий Михалев, который призвал депутатов поддержать "этот уникальный шанс", поскольку считает, что это решение не столько экономическое, сколько политическое. По его мнению, создание особой экономической зоны будет способствовать "повышению инвестиционного рейтинга города, развитию производства новых видов продукции, созданию новых рабочих мест и, как следствие, увеличению налогооблагаемой базы". В рамках создания ОЭЗ предусматривается строительство объектов инфраструктуры на сумму 212 млн рублей, из которых 59% - из федерального бюджета, 50% - из консолидированного бюджета Читинской области. На долю городского бюджета ложится нагрузка в 53 млн рублей за 3 года.

"Экстра" сообщает, что с 18 октября международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Забайкальск", который расположен около одноименного поселка на российско-китайской границе в Читинской области, перешел на четкое соблюдение 12-часового графика работы с 9 до 21 часа: "После этого времени МАПП работать не будет. На такую меру пограничники были вынуждены пойти, выполняя предписания Борзинской гарнизонной прокуратуры. Продление работы до часу ночи, а то и дольше, для пропуска через границу дневного потока туристов, по оценке прокуратуры, нарушало права пограничников. Сотрудники пункта пропуска работали по 18 часов в сутки, вопреки всем нормам Трудового кодекса. Недельная нагрузка погранконтролеров втрое превышала нормативы, предусмотренные законодательством". Газета утверждает: увеличение численности пограничников и сотрудников других контрольных органов пока невозможно по той причине, что им просто не хватит жилья: "Кроме того, 12-часовой режим работы без перерывов на обед предусмотрен договоренностями администраций пунктов пропуска "Забайкальск" и "Маньчжурия" и контрольными органами двух стран. На необходимость соблюдения этих временных рамок указала и российско-китайская рабочая группа, совершающая не так давно инспекционную поездку по границе". Несмотря на то, что объявления о лимите времени пропуска были размещены на границе, без эксцессов не обошлось: "18 октября более 100 российских граждан, уже оформивших документы на въезд в страну, не успели пересечь государственную границу и остались ночевать на китайской территории. В Россию они въехали только утром". Как заявил газете начальник пресс-службы пограничного управления ФСБ России по Читинской области и Бурятии Олег Титов, 12-часовой цикл пропускных операций является промежуточным подготовительным этапом в этом процессе: "Через пункт пропуска "Забайкальск" ежедневно проходят до 900 автомобилей и около 6 тысяч пассажиров. Интенсивность обмена между Российской Федерацией и КНР ежегодно растет более чем на 10 процентов. Существовавший график работы пункта не отвечал сложившимся реалиям. В настоящее время ведется модернизация инфраструктуры МАПП для перехода на круглосуточный режим работы его контрольных служб".

"Экстра" задает риторический вопрос - будет ли Читинская область в 2006 году жить с бюджетом нищеты, негодуя по поводу принятия 19 октября областной думой закона о межбюджетных отношениях, который должен стать базой для принятия на следующей сессии областного бюджета. Мнение Краснокаменского района и читинской городской думы в газете публикует пресс-секретарь представительного органа областного центра Лариса Семенкова. Она утверждает, что на пленарном совещании к трибуне не пустили первого заместителя председателя гордумы Тамару Чеснокову, которая должна была выразить суть предлагаемых читинскими депутатами поправок: "Заместитель пыталась взять слово 9 раз, но спикер облдумы Анатолий Романов в открытую, по меньшей мере, некорректно, игнорировал свою коллегу - народную избранницу". Чеснокова, комментируя произошедшее, не скрывает эмоций: "Наши поправки побудили бы вернуться областных парламентариев к первому чтению проекта. Понятно, что без принятия закона невозможно принимать бюджет области на 2006 год. Понятно, что наши предложения заставили бы перекраивать уже сверстанный проект бюджета на 2006 год. И все же доработка была бы более гуманным решением в интересах и горожан, и жителей области, чем его поспешное принятие. Закон призван сбалансировать межбюджетные отношения. Но на самом деле получится с точностью до наоборот. Хорошо обозначил суть происходящего глава администрации Краснокаменского районе Герман Колов, говоря о том, что 131-й Федеральный закон исходит из главного принципа "Не навреди!". На самом же деле нормы принятого закона резко снижают доходную базу бюджета столицы Забайкалья". Аналогично мнение Колова - в Краснокаменском районе из 1 960 000 000 рублей налоговых доходов остается только 200 млн рублей: "Спасибо тяжелому, самоотверженному труду шахтеров, добывающих уран всего-то за 8 с лишним тысяч рублей в месяц, исправно отчисляющих огромные налоги, но что в ответ? Унизительная подачка? Понятно, что "жить в области и быть свободным от области нельзя". И надо по-братски, по-землячески делиться с тем же Шелопугино с его слабой налогооблагаемой базой. Но и упахивающиеся на ниве пополнения этой самой базы не должны страдать от ярлыка без вины виноватых, отдавая много, получая в ответ жалкие крохи. И то, непонятно, по какому принципу распределяемые".

Газета "Коммунист Забайкалья", вышедшая 25 октября, публикует с десяток разного рода заявлений, а кроме всего прочего обращается к президенту страны, председателю совета федерации и председателю Госдумы от имени читинской областной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Тема обращения - обсуждение возможности перезахоронения тела Владимира Ленина: "Вторую неделю длится, прямо скажем, "дикий шабаш". СМИ не нашли другой темы для выступлений, кроме как бороться с мертвыми. Ведь договорились до того, что надо перекопать Кремль и всё в его округе. А на территории Кремля и у Кремлевской стены еще с XVI века существовали погосты. Там покоятся останки царей и духовных лиц России. Пигмеи призывают нарушить закон "О погребении и похоронном деле", который четко и ясно предусматривает: если отсутствует завещание, а оно отсутствует, умершего с желанием покоиться на каком-то определенном кладбище, и нет согласия родных для его перезахоронения, его останки должны оставаться захороненными на прежнем месте. От имени 269 тысяч пенсионеров Читинской области, призываем Вас, не унижайте и не оскорбляйте честь и достоинство людей старшего поколения, отстоявшего под знаменем Великого Ленина честь, свободу, и независимость нашей Родины. Сегодня Вы, высшее руководство страны, кичитесь "стабильностью", ставите себе ее в заслугу. На самом деле, затевая новый "передел" могил и костей, рождаете "нестабильность". Остановитесь!".

"Комсомольская правда" в читинском исполнении от 25 октября, стремясь не отстать от информационных агентств и центральных газет, два дня подряд публикует заметки о подробностях читинских мытарств экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и его жены Инны. Читинские журналисты, которые прекрасно знают, что Краснокаменск, рядом с которым находится колония, ставшая на некоторое время домом для Ходорковского, - это город с самым благополучным в Читинской области жилищно-коммунальным хозяйством и с прекрасно развитой внутригородской транспортной инфраструктурой, берутся утверждать, что с появлением опального олигарха в Краснокаменске "дороги не отремонтировали и отопление рядовым жителям не подключили". Информация эта не соответствует действительности - 27 октября в администрации Краснокаменского района корреспонденту ИА REGNUM сообщили, что отопление в городе было подключено еще 29-30 сентября. Издание утверждает, что цены на продукты и водку в городе не изменились, а номера в гостиницах стоят так же, как и раньше, но сами гостиницы забиты до отказа приезжими журналистами. Эту информацию оспаривают местные информационные агентства, которые утверждают, что никаких проблем с номерами в гостиницах Краснокаменска нет. "КП" сообщает, что по краснокаменскому телевидению якобы идет объявление о наборе охранников в ИК-10: "Для VIP-клиента нужна усиленная охрана". Кроме этого газета приводит свидетельства некоей Юли, которая уже несколько лет ездит в колонию на свидания к своему мужу: "Как Ходорковского привезли в эту колонию, тюрьма изменилась. Раньше мы могли встретиться простым путем - в небольшой комнатке, где никто за нами не следил. Теперь же в комнатах для краткосрочных свиданий установили видеокамеры и 5 будок с телефонами. Разговаривать можно через стекло, и все разговоры прослушивают".

На следующий день - 26 октября - "Комсомолка" рассказывает уже о жене Ходорковского - Инне, которая прилетела в Читинскую область, а потом "по страшному бездорожью" добиралась до Краснокаменска. Автор заявляет, что Инне Ходорковской "безо всякой расписки" мэр Читы Анатолий Михалёв выделил три мощных джипа. Это из одних источников. Некие "другие источники" утверждают, что жене олигарха помогала уже областная администрация. Газета пишет, что мощные джипы "буксовали в грязи и колдобинах 10 часов", хотя за несколько дней до этого корреспондент ИА REGNUM на автомобиле "Волга 3110" доехал из Краснокаменска до Читы за неполные 7 часов, останавливаясь в дороге пообедать, при этом ни заметив ни единой лужи. Так или иначе, Ходорковская в Краснокаменск приехала, спать отказалась, а отправилась покупать мужу "гостинцы". Во время приобретения продуктов питания женщина отчитала продавщиц в магазине за дороговизну колбасы, фруктов и овощей. Продавщицам, которые к ценам не имеют не малейшего отношения, оставалось только "виновато пожимать плечами". В общей сложности в магазине женщина, якобы, потратила около 5 тыс. рублей, отказавшись от запрещенного спиртного и сахара. В 9.30 утра кто-то видел ее около колонии: "Куртка-пуховик, синие джинсы и ботинки - одежда очень простая. Заходите, девушка, - окликнули ее с КПП. - Только покажите, что у вас в пакетах с едой. Пока досматривали сумки, Инна не отрывала взгляда от серого тюремного двора. Было заметно, что она с трудом сдерживает слезы".

Читинские "Аргументы и факты" в №43 рассказывают об опыте разведения в озерах Ононского района омуля, сазана и пеляди. Рыбохозяйство "НикЛус" выпустило в 7 водоемов около 12 млн личинок. Идея о создании подобного хозяйства неслучайна: "Промышленное рыбоводство и рыболовство является одной из самых прибыльных сфер сельского хозяйства, и по большому счету больших затрат здесь не требуется. Алгоритм работы прост. В аренду природопользования берется водоем, закупаются личинки рыб, запускаются в озеро и остается только ждать, когда рыба вырастет и нагуляет жирку". На деле всё оказалось не так и просто. И проблема даже не в том, что озера перемерзли или пересохли, что в условиях забайкальского климата не такая уж большая редкость. Изначально дела рыбоводов пошли в гору - при естественной выживаемости личинок в 1-2%, удалось добиться показателя почти в 14%. Личинок приобретали на рыбзаводе на Байкале. Сазан обходился в 15 тыс. рублей за 1 млн личинок, омуль - 10 тыс. рублей. Икру пеляди везли из Тюмени, после чего проводилась доинкубация на рыбзаводе. В итоге миллион личинок обошелся в 108 тыс. рублей. К этому добавились транспортные расходы, налоги и заработная плата. Все расходы собирались покрыть за счет улова - по прогнозам он должен был составить около 120-150 тонн в год. В реальности улов составил около 15 тонн. Бичом хозяйства стали браконьеры: "Несмотря на то, что любительский лов сетями был запрещен еще 1 июня 2004 года, именно их используют жаждущие чужой рыбы. Причем местных жителей среди них почти нет. Для своих земляков "НикЛус" одно из озер полностью открыло для рыбалки. На остальных озерах лютуют VIP-браконьеры, которые используют водоемы в качестве мест отдыха. И понять нарушителей закона можно - за полтора часа в сети набивается до 40 кг отборной рыбы. При этом браконьерами зачастую оказываются высокопоставленные чиновники, которых "крышуют" далеко не рядовые сотрудники правоохранительных органов. За ночь такой улов составляет до 400 кг, которые явно незаконно поступают в торговую сеть". Председателю рыбхозяйства пришлось обращаться с просьбой к губернатору области Равилю Гениатулину с просьбой о выделении 400 тыс. рублей на организацию охраны озер. Не смотря ни на что, руководство собирается строить перерабатывающий цех в одном из ближайших поселков, а на озере Баин-Цыган будет возведена турбаза.

Читинские "Аргументы и факты" рассказывают о частных охранных предприятиях (ЧОП) в столице Забайкалья. Газета вспоминает, что первой "ласточкой" частной охраны в Забайкалье стали отряды казачьего караула: "10 лет назад именно казаки подхватили западную тенденцию, предложив читинцам за деньги обезопасить их бизнес и имущество от различного рода злодеев. Еще через три года на Забайкалье обрушилась лавина ЧОПов". Сейчас в Чите уже порядка 140 охранных агентств, но только 12-15 из них можно назвать серьезными: "Большинство ЧОПов - это небольшие организации, укомплектованные десятком охранников, не обеспеченных ни автотранспортом, ни современными средствами связи. Однако, благодаря почти на половину меньшей стоимости услуг, маленькие охранные конторы пользуются популярностью в городе". Услуги охраны, по мнению АиФ, стоят недешево - от 30 до 60 рублей в час: "И именно цена помогает выбрать ЧОП - чем дороже, тем, как правило, лучше. Ведь фирма, берущая за охрану $1 в час, не может обеспечить своих сотрудников нормальной зарплатой, а тот не станет напрягаться за копейки".

"Забайкальский рабочий" в номере за 25 октября беседует с и.о. начальника читинской таможни Андреем Инюшиным. Таможне подчинено пять таможенных постов: Агинский, Шилкинский, Петровск-Забайкальский, Читинский и Верхне-Ульхунский - на границе с Монголией. Все их действия координируются в Чите. Прежде всего, читинская таможня выполняет фискальную функцию: "Пополнение федерального бюджета сбором таможенных платежей. За 10 месяцев 2005 года читинской таможней в федеральный бюджет перечислено около 800 млн рублей. Не менее важной функцией является правоохранительная - таможенные органы отвечают и за экономическую безопасность страны. Во-первых, это борьба с контрабандной продукцией: оружием, наркотиками. Во-вторых, борьба с административными правонарушениями. И, в-третьих, расследование уголовных дел, связанных с перемещением товаров через таможенную границу". Со слов Инюшина, основными экспортируемыми товарами являются лесоматериалы и лом черных металлов, а импортируемыми - текстиль, обувь, машины, оборудование, продукты питания - в основном это плодоовощная продукция. Инюшин сетует, что по-прежнему остается болезненным вопрос о перемещении лесоматериалов: "В большинстве случаев при таможенном оформлении предоставляются фиктивные счета-фактуры. Увы, на нас не возлагается функция проверки подлинности данных, тем более что за один день оформления документов это сделать невозможно. Такая проверка осуществляется при вторичном контроле. Однако за это время товар уже успевает выйти за границу. При выявлении правонарушений по подделке счетов-фактур, мы передаем документы в прокуратуру, возбуждаем уголовные дела. Всего с начала 2005 года работниками читинской таможни возбуждено 395 дел по административным правонарушениям, сотрудниками оперативных подразделений читинской таможни проведено более трехсот оперативно-розыскных и поисковых мероприятий. Наши таможенники выявляют и пресекают каналы контрабандного ввоза товаров легкой промышленности, в том числе и китайского производства".