Деньги журналистов, бои за "Родину" и 131-й закон: обзор воронежской прессы
Статью, посвященную взаимоотношениям власти и прессы, под названием "Дай миллион!" публикует "Новая газета" в Воронеже". Как пишет журналист Ольга Бренер, никогда еще за всю историю этих отношений местный политбомонд не обрушивал на журналистов столько судебных исков о поруганной чести и не принимал в себе самом столько неподдельного и заботливого участия. И дело не в том, что в подавляющем большинстве случаев в судебных тяжбах журналисты одерживают победу - а в том, что, по мнению автора статьи, истцам от изданий и журналистов нужна денежная компенсация, в некоторых случаев даже без обязательного опровержения ранее напечатанной "порочащей" информации.
Самой "большой" личностью в Воронеже - по размерам требуемых компенсаций - Ольга Бренер называет вице-спикера областной Думы и теперь уже бывшего лидера воронежского регионального отделения партии "Родина" Сергея Жукова. Судился Жуков с изданием "Воронежские вести". В суде он заявил, что публикация "Чернавский мост - кормушка для депутата?" (Жуков долгое время возглавлял фонд "Чернавский мост") принесла ему "душевные и физические страдания, не дала возможность встретить новогодние праздники. Все тело неприятно лихорадило после прочтения этой статьи", цитирует издание заявление депутата. Свое недомогание Жуков оценил в 10 миллионов рублей. Тем не менее, несмотря на бледный вид депутата, суд признал статью общественно значимой, признал и то, что издание при публикации действовало в рамках закона и отказал Жукову в иске.
Другой пример, приведенный в статье - иски мэра Воронежа Бориса Скрынникова и вице-мэра Юрия Кретинина к газетам "Аргументы и факты" и "Молодой коммунар", в общей сложности на 400 тысяч рублей. Как отмечается в статье, судятся высшие чины города как рядовые граждане, вот только иски поданы были почему-то на бланках горадминистрации, а их интересы в суде представлял юрист мэрии как исполняющее свои обязанности должностное лицо.
"Весь этот исковой напор на фоне действительно объективных и острых проблем города и области выглядит, по меньшей мере, странно. Как будто всех этих очень важных персон когда-то горожане наделили властью, чтобы те умело ее употребляли на защиту своих личных интересов, а не на нужды большого города и рядовых избирателей. К слову, во многих странах Европы и даже на Украине законодательство теперь запрещает депутатам, чиновникам и многим другим ответственным руководителям подавать иски к прессе о защите чести и достоинства. Во-первых, публичному человеку надо терпимее относиться к критике. Во-вторых, если он заботится о деле, вверенном ему налогоплательщиками и избирателями, то заботиться о себе, любимом, в судебных тяжбах ему должно быть просто некогда. Кстати, в большинстве случаев суд признает оспариваемые публикации обоснованными, общественно значимыми и в иске очень важным персонам отказывает", пишет "Новая газета в Воронеже".
"Новая газета" в Воронеже" на этой неделе не раз упоминалась в региональной прессе - но не в связи со смелыми публикациями, а из-за возможной смены "хозяина". Так, в статье "В "Новой газете" все станет по-новому" этот вопрос рассматривает издание "Молодой коммунар". Автор статьи, новый главный редактор "МК" Александр Пирогов, сообщает читателям, что в ближайшее время "Новая газета" в Воронеже" в очередной раз может сменить издателя. "Предполагается, что им станет самый знаменитый в Воронеже медиа-магнат Александр Лапин. Переговоры между издательским домом "Свободная пресса", который возглавляет Лапин, и главным редактором федеральной "Новой газеты" Дмитрием Муратовым, по нашей информации, близки к завершению", - сообщается в статье. Как пишет "Молодой коммунар", конфликт между Дмитрием Муратовым и главным редактором воронежского филиала "Новой" Андреем Золотухиным носит затяжной характер. Вопрос о смене главного редактора рассматривался уже более года. Но проблема в том, что федеральной "Новой" принадлежит только 60% воронежского филиала. Остальные 40% в свое время были разделены между основателями газеты в Воронеже - Игорем Сидоровым, Сергеем Комаровым и Андреем Золотухиным. После смерти в 2000 году Сергея Комарова его доля была разделена между Сидоровым и Золотухиным. В 2002 году скончался Игорь Сидоров, и его доля была продана депутату городской Думы Александру Сысоеву. В связи с этим внутри редакции произошел конфликт, из ее состава вышел собкор федеральной "Новой" Александр Ягодкин.
"Нам неизвестно, по какому пути пойдет Муратов - то ли он продаст часть своей доли в уже существующем юрлице, то ли предпочтет организовать новое. В любом случае главным претендентом на то, чтобы возглавить новое издание, является Александр Ягодкин", - пишет "МК". Как заявил сам Александр Ягодкин "Молодому коммунару", место главного редактора его не прельщает, и вопрос о творческой свободе для него является принципиальным. Александр Лапин сообщил, что пока идет переговорный процесс, и учитывая все долги "Новой" он вряд ли возьмет ее "в работу". Но если это произойдет, Лапин обещал не вмешиваться в редакционную политику. Главный редактор "Новой газеты" в Воронеже" Андрей Золотухин отметил, что редакция "Новой" в Воронеже останется, как и он сам останется на месте главного редактора.
"Они сражались с "Родиной" - статьей под таким заголовком еженедельник "Берег" продолжает серию публикаций, посвященных скандалу в региональном отделении партии. "4 июня на конференции воронежского отделения партии "Родина" был избран новый председатель регионального совета. Им, как и предполагалось, стал депутат Гос. Думы Сергей Чаплинский. Напомним, что предыдущая майская региональная конференция, равно как и выбранный на ней председатель Андрей Зоткин (протеже бывшего председателя Сергея Жукова), были объявлены федеральным руководством "Родины" нелегитимными", - пишет еженедельник. Был обновлен и сам совет, состоящий из 21 человека. Заместителями Чаплинского выбраны лидер фракции "Родина" в обл. Думе Александр Корнев и главврач горбольницы Владимир Щербаков. Так же Сергей Чаплинский заявил, что "Родина" готовится инициировать отзыв бывшего председателя регионального отделения партии, вице-спикера Сергея Жукова с этого поста.
"Насчет того, кому выгоден скандал вокруг "Родины", в региональном отделении партии мнение абсолютно едино. На субботней конференции родинцами было объявлено о довольно существенном результате тактического альянса воронежских "Родины" и КПРФ. Партии решили предложить президенту России кандидатуру на должность главы администрации области для внесения ее на рассмотрение обл. Думы. Недавнее заявление Владимира Путина о том, что руководители регионов должны представлять победившую на местных парламентских выборах партию, оппозиционеры повернули против официально победившей в Воронежской области "Единой России". Если последняя набрала на выборах 29,9% голосов, то "Родина" (21,2%) и КПРФ (13,6%) получили совместный кредит доверия в 34,8%. Таким образом, выдвинув единую кандидатуру, оппозиция представляет интересы большего количества населения области. А если к ним присоединится еще и блок "Справедливость" со своими 6,4% (о чем на конференции говорилось как об очень возможном варианте развития событий), кандидатура от "Единой России" потеряет всякую легитимность", - делает вывод издание. Автор статьи Андрей Волчьев отмечает, что после мартовских выборов в региональное законодательное собрание стала ясной лояльность Сергея Жукова областной администрации. "План замутивших скандал вокруг "Родины" мог быть не столько в оставлении Жукова на хозяйстве, сколько в дискредитации "Родины" через Жукова. А вернее, как раз через его хозяйственную деятельность, апофеозом которой является руководство фондом "Чернавский мост", - подчеркивает Андрей Волчьев.
Вывод о несамостоятельности Жукова в статье делается на основании его "неожиданной сопротивляемости решениям центрального партийного руководства". Ведь ему была предложена должность советника Рогозина, но Жукову понадобился скандал. "И сегодня, как утверждают наши источники в региональной "Родине", областная администрация очень активно интересуется в федеральной регистрационной службе, когда в качестве председателя местной "Родины" будет официально зарегистрирован избранный на нелегитимной майской конференции Андрей Зоткин", - отмечается в "Береге".
Интервью с заместителем главы администрации Воронежской области по социальной политике Юрием Савинковым публикует газета "Коммуна". Основная тема беседы Юрия Савинкова с корреспондентом издания - вступление в силу с 1 января 2006 года федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым определены государственные гарантии осуществления власти на местах и перемены, которые в связи с этим ожидают жителей городских и сельских поселений.
Как отмечает Юрий Савинков, "федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает для органов местного самоуправления полномочий, связанных с социальной защитой населения, за исключением организации отдыха детей в каникулярное время. Это означает, что до конца 2005 года в областную собственность муниципалитеты должны передать 84 учреждения социальной защиты населения. Напряженная работа ведется несколько месяцев, но пока готовы документы лишь по пяти учреждениям из 84.
В соответствии с законом существенно изменится и система управления социальной защитой населения. Сегодня она реализуется по трем направлениям. Во-первых, это социальное обслуживание населения преимущественно в домах-интернатах для престарелых граждан и инвалидов. Во-вторых, социальная поддержка населения через выплаты пособий; возмещение части расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, обслуживание региональных и федеральных льготников. И, в третьих, социальная защита работающего населения через государственное регулирование социально-трудовых отношений. До недавнего времени первое и третье направления социальной защиты реализовывались в области и в стране в целом преимущественно через полномочия региональных властей. Социальная же поддержка населения была общим делом муниципальных и региональных органов управления социальной защиты населения. А работа эта чрезвычайно трудоемкая и ответственная. В первую очередь именно к сотрудникам муниципальных органов управления и учреждений социальной защиты ежедневно обращаются с разного рода просьбами о поддержке жители области. Именно работники местных социальных служб определяют размер этой помощи, назначают пособия и выплаты, оформляют путевки в учреждения социальной защиты, отыскивают беспризорных и безнадзорных детей, заботятся о них в детских приютах... Так вот, теперь все эти полномочия, а точнее - обязанности, становятся прерогативой государственного органа управления социальной защитой населения. Действующее законодательство дает право исполнительному органу государственной власти субъекта Федерации самостоятельно определить принципы управления социальной защитой. В нашей области выработано два варианта. По первому - все государственные полномочия, которыми наделены регионы, осуществляются непосредственно органом управления социальной защитой населения администрации Воронежской области и его структурными подразделениями в муниципальных районах и городских округах. В этом случае все учреждения социальной защиты населения объединяются в государственные учреждения, учреждаемые администрацией области на базе принятых в областную собственность от муниципалитетов учреждений социальной защиты. По второму варианту полномочия федеральных органов власти, возложенные на регионы, и полномочия субъектов РФ по социальной защите населения Законом Воронежской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения" передаются на муниципальный уровень и возлагаются на действующие территориальные органы социальной защиты населения. Им в оперативное управление предаются ставшие областными учреждения социальной защиты. С решением, по какому пути пойдет отрасль, пока не торопимся", - отмечает Юрий Савинков в интервью "Коммуне".
Что касается культурной сферы, то, как отмечает Юрий Савинков, по закону о местном самоуправлении поселения наделяются такими полномочиями в культурной сфере, которые ранее реализовывались на уровне района. Закон предполагает полную их самостоятельность, в том числе и финансовую, в организации как досуга жителей, так и библиотечного обслуживания. На них же ложится ответственность за охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения (городского округа). Сейчас в области насчитывается 1918 муниципальных учреждений культуры, или 98% от общего их числа, к областному ведению относится только 30 учреждений. В минувшем году муниципальные учреждения культуры провели 160 тысяч различных культурно-досуговых мероприятий. В области действует семь тысяч клубов, которые посещают около 85 тысяч человек. Услугами сельских библиотек пользуются около 840 тысяч человек. Что касается распределения расходных полномочий, то оно определяется перераспределением объектов собственности. В настоящее время оборудование, средства коммуникации, транспорт на 90 процентов являются собственностью районов. Оплата труда, финансирование коммунальных расходов и программ развития культуры обеспечиваются за счет консолидированного бюджета района. С районного уровня в собственность поселений должно быть передано имущество, необходимое для решения вопросов, входящих в их компетенцию. В собственности муниципальных районов планируется оставить лишь межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы.
В законе не прописаны отдельной строкой поддержка муниципальных музеев и развитие традиционного народного художественного творчества. Между тем, в 22 районах Воронежской области действуют 10 муниципальных и 12 народных музеев, в 16 районах имеются Дома ремесел, занимающиеся возрождением народного художественного творчества. По всей вероятности, отмечает Юрий Савинков, их нужно относить к досуговым учреждениям - как клубы.
Что касается здравоохранения, то, как пишет издание, разграничение полномочий между региональными, муниципальными и поселенческими органами управления здравоохранения на первый взгляд мало отличается от существующего. Это касается, прежде всего, технологических аспектов медицинской помощи. Если же речь вести о материально-технической и финансовой составляющих, то к полномочиям органов государственной власти региона относится организация обязательного медицинского страхования неработающего населения, на федеральном уровне останется медицинское страхование детей. Финансирование лечебно-профилактических учреждений, центральных районных больниц, их структурных подразделений будет осуществляться из двух источников. Во-первых, за счет средств ФОМС и бюджета субъекта Федерации в части реализации Территориальной программы государственных гарантий по пяти статьям расходов (заработная плата, начисления на нее, медикаменты, питание, мягкий инвентарь). Во-вторых, за счет средств муниципальных образований и средств городского округа в части полного содержания остальных статей расходов. К полномочиям муниципалитета будет отнесена скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарную помощь в амбулаторно-поликлинических и больничных заведениях и медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов. При формировании муниципальных и окружных бюджетов необходимо предусматривать средства по всем статьям расходов и нести за эти виды медицинских услуг полную ответственность перед жителями района или города, пишет "Коммуна".
- Родные рассказали о состоянии сломавшего ногу Юрия Николаева
- Саратов и Энгельс подверглись массированной атаке БПЛА — 1055-й день СВО
- В России пересмотрят сроки давности по делам о деприватизации
- ЕС задумался о санкциях против российского СПГ и алюминия
- Синоптики спрогнозировали сильные морозы в трёх российских округах