Министр образования области Виталий Гутман заявил ИА REGNUM, что концепция модернизации общего образования в регионе разработана окончательно и в ближайшие дни ее представят на утверждение депутатам Государственной Думы.

Со следующего года эксперимент по модернизации образования стартует в некоторых регионах России: Астраханской, Самарской, Кировской областях и на Сахалине, где решено кардинально изменить систему управления образования на основании округов. Бюджетные ассигнования будут делиться на количество учеников, поэтому, чем больше будет учиться детей в школе, тем больше средств она получит. Разработчики эксперимента считают, что это должно повысить качество образования. Директоры школ будут добиваться притока детей именно в их учебное заведение.

Между тем Виталий Гутман выступает за создание в области советов управления, ответственных за сбор средств на различные расходы в школе. Это устранит факты расхитительства денежных средств, собранных родителями. В последнее время случаи обращения в Минобразования области по поводу взимания с родителей крупных сумм денег участились. Министр считает, что ответственность за такие факты в первую очередь должен нести директор школы. В настоящее время в Минообразовании области уже приступили к рассмотрению письменных заявлений от родителей по факту нарушения их прав.

О модернизации образования, а также об отношении в регионе к введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) Виталий Гутман рассказал ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Насколько область готова к новой реформе образования?

Официально заявляю, что сейчас уже готов стратегический план модернизации системы образования. В ближайшее время он будет обсуждаться на общественных слушаниях в Государственной Думе области. План предполагает реализацию в ближайшие 2 года. Вспоминая послание президента Федеральному Собранию, хочу отметить, что концепция главы страны абсолютно совпадает с нашими предложениями, и подтверждение этому недавняя встреча президента с министром образования России. Первое, что он сказал (я просто рукоплескал ему у телевизора!), что мы обязаны использовать эффективность бюджетных средств. "Даже те небольшие деньги, которые есть в системе образования, сегодня используются крайне неэффективно", - это я цитирую Путина. Кстати, второй этап модернизации в точности совпадает с Концепцией приоритетных направлений системы образования до 2010 года. Это как раз то, что мы начали делать и собираемся продолжать в ближайшее время. Единственное, что мы в этом плане идем с опережением графика.

ИА REGNUM: В чем Вы видите эффективность образования образовательных округов?

Я был на заседании рабочей группы правительства РФ, где приняты наши предложения об изменении системы управления образования на основании округов. Механизм совпадает с тем, что на сегодня делается в Самаре. Там просто ликвидировали районные отделы образования и создали территориальные отделы, которые, как в Чувашии, подчиняются напрямую министерству. Конечно, они это сделали лихо. Школы объединили в селе с клубом, библиотекой, домом культуры. Но потом они сделали еще 2 залихватских шага - завели туда фельдшерско-акушерский пункт, почту и отделение милиции. Захватили всю власть в селе. Мы пока находим варианты. С чего мы начнем, с каких муниципалитетов - это тоже пока вопрос открытый, но 1 января система будет изменена. Нам предстоят сложные переговоры с муниципалитетами. Понятно, что власть добровольно никто не отдаст, тем более, учитывая политический ресурс образования. Но мы не гонимся за объемом властных полномочий, у нас их и так более чем достаточно. По закону и так министерство отвечает за всю систему образования на территории региона. Нам нужна эффективная система управления, сколько бы мы ни вводили нормативное финансирование. Кстати, тоже официально заявляю, с 1 января мы переходим на систему подушевого финансирования общего образования. По двум, трем районам мы уже запустили эксперимент по реструктуризации образовательной сети. У нас уже выстроена система мониторинга и мы приступили к ее запуску. Я думаю, что с 1 сентября 2005 года часть будет реализована, а с 1 января - полностью. То есть систему образования ждут большие изменения.

ИА REGNUM: Виталий Александрович, как Вы относитесь введению ЕГЭ?

Это предложение поступило от профильного министерства еще 6 лет назад. Сначала его решили провести в форме эксперимента, однако, похоже, до сих пор ЕГЭ находится в стадии эксперимента. Первоначально планировалось завершить его за три года, однако оказалось, что не все регионы сразу вошли в этот эксперимент. На сегодня это удалось сделать только 79 регионам, поэтому министерство предложило продолжить эксперимент до 2008 года. Мнения педагогической общественности и родителей, действительно, разные. Я считаю, что ЕГЭ - это один из немногих на сегодня универсальных показателей проверки знаний. В этом, конечно, есть плюс. Второй плюс в том, что ученики, после того, как их знания измеряют единой линейкой, с одинаковыми оценками поступают в один вуз. Есть правда сопротивление со стороны некоторых крупных вузов, таких, как МГУ. Они считают, что это не совсем честный и точный показатель, что общение один на один более приемлемо при поступлении в вузы.

На сегодня министерство образования РФ предлагает вариант, при котором ученики будут иметь возможность в той или иной форме сдавать итоговую аттестацию. Либо в форме ЕГЭ, либо в традиционной форме. Пока до конца решение не принято. Мы пошли на такой вариант в этом году: русский-литература сдается обязательно, а математика либо тест, либо в традиционной форме.

ИА REGNUM: Как Вы считаете, останется ли ЕГЭ и в следующем году?

ЕГЭ будет. Я думаю, что в следующем году, если мы получим согласие федеральной власти, он будет по большему количеству предметов. Уже поступил проект закона, и мы направили на него отзывы, чтобы ЕГЭ сделать обязательным. Ничего страшного в этом нет.

ИА REGNUM: 24 декабря 2004 года в Астраханскую область пришло постановление правительства РФ о передаче учреждений профтехобразования в ведение субъекта федерации. Как Вы к этому относитесь?

Они уже переданы, остались только 2 федеральных ПТУ №3 и профлицей №17. Мы исходим не из системы экономии, а из соображений потребностей для экономики региона. Когда мне подготовили одну аналитическую записку об успешности ПТУ, там была потрясающая фраза: "Каждый второй выпускник ПТУ трудоустраивается по специальности". И люди этим гордятся. У меня возникает вопрос: А что делает каждый первый? Ровно 50% детей по специальности не трудоустраиваются, 20% мальчишек идут в армию, следовательно, 30% бюджетных денег, и без того скудных, мы благополучно выбрасываем в корзину, а могли бы давать качественное профобразование. Начинается 2 этап: нам передадут колледжи. Если сохранять, так как есть, то мы не потянем. Нужно их объединять. В итоге придется создавать ряд губернских колледжей, которые реализуют программу начального и среднего образования.