Конрад Сангма, премьер-министр штата Мегхалая, союзник Нарендры Моди
Конрад Сангма — лидер индийской Национальной народной партии, главной союзницы «Бхарата джаната парти» (партии премьер-министра Нарендры Моди) на общенациональном уровне.
На первый взгляд, это необычный союзник для Моди — глубоко верующего индуиста и сторонника «хиндутвы» (индуистского национализма). Сангма — из христианской семьи. Восточноиндийский штат Мегхалая, которым он руководит, населён народами, которые в расовом, языковом и, главное, культурном отношении отличаются от большинства индийцев.
Но националист Моди неспроста заработал репутацию «модератора» — он умеет договариваться с современными «раджами», главами региональных политических династий. К одному из таких кланов относится и Конрад Сангма.
Конрад Конгкал Сангма родился 27 января 1978 года в городке Тура — «столице» округа Западные горы Гаро (West Garo Hills) в штате Мегхалая. Это место любопытно даже по меркам Индии, которая с европейской точки зрения вся кажется экзотическим миром. Штат, расположенный на плато Шиллонг на границе с Бангладеш — самое «мокрое» место в Индии. Знакомый всем из школьного курса географии городок Черапунджи — мировой рекордсмен по годовому количеству осадков — находится именно здесь.
Штат Мегхалая появился на карте за пять лет до рождения Конрада Сангмы. Новую территорию «выкроили» из состава Ассама — большой и этнически пёстрой территории на востоке страны. Если взглянуть на карту, то эта часть Индии выглядит как «полуостров», который с остальным государством-субконтинентом связывает узкий коридор, зажатый между границами с Бангладеш, Непалом, Китаем и Бутаном.
Мегхалаю отделили от Ассама по этническому и религиозному признаку. Если в остальной Индии основными языками считаются хинди и английский, то здесь английский и местные наречия гаро и кхаси. Народ гаро (к которому принадлежит и семья Сангма) родственен жителям Тибета и соседней Мьянмы. Кхаси, славящиеся умением строить «живые мосты» из корней каучуконосного фикуса, — дальние родственники камбоджийских кхмеров.
В отличие от «родни» в Тибете и Индокитае эти народы исповедуют не буддизм, а христианство. Во времена британского владычества здесь активно поработали миссионеры, в случае с гаро — католические.
Мегхалая — один из трёх христианских штатов Индии. Два других, Мизорам и Нагаленд, федеральные власти также отделили от Ассама по религиозно-этническому принципу.
Ещё одна общая черта всех трёх горных территорий — стойкие традиции сепаратизма и «племенной» партизанщины. В той же Мегхалае разнообразные национально-освободительные советы и «армии» активно боролись с центральной властью в начале 1990-х. Сейчас противостояние с перестрелками поутихло, но нужда в лояльных этнических элитах не пропала. Клан Сангма более чем эффективно доказал свою лояльность.
Будущий главный министр штата Мегхалая Конрад Сангма родился «принцем» в семье политика Пурно Агитока Сангма — на тот момент председателя молодежного крыла Индийского национального конгресса в штате Мегхалая, в будущем руководителя штата, спикера Лок Сабхи (нижней палаты федерального парламента) и министра информации и радиовещания в правительстве Индии.
У Конрада есть младший брат Джеймс, и две сестры — Агата и Кристи (да, Пурно Агиток назвал дочерей в честь английской писательницы). Трое из четверых детей П. А. Сангмы сделали политическую карьеру.
Агата Сангма успела побывать министром развития села в правительстве «папиного» штата, сейчас депутат общеиндийского парламента. Джеймс также побывал и региональным министром, и депутатом заксобрания штата, сейчас — шеф региональной корпорации промышленного развития.
О профессиональном пути «принца» Конрада Сангма подробнее расскажем ниже. Пока же следует отметить, что отцу семьи достижение жизненной цели (сделать карьеру самому и обеспечить детей) далось с большим трудом.
Сангма-отец родился в нищете, в многодетной семье в одной из деревень гаро. В возрасте 11 лет Пурно Агиток потерял отца и вынужден был бы бросить учебу, если бы не помощь местного священника отца Джованни Баттиста Бусолина, который помог перспективному юноше продолжить образование.
Пурно Агиток продолжил учиться и позже получил степень бакалавра гуманитарных наук в колледже Св. Антония в Шиллонге (столице Мегхалаи), а затем степень магистра в области международной политики в университете Дибругарха — столицы штата Ассам.
В 1973 году Пурно Агиток Сангма начал свою политическую карьеру, войдя в руководство, а затем возглавив «молодёжку» ИНК Мегхалаи. С 1977 года началось его депутатство в нижней палате индийского парламента. Упомянутый выше карьерный рост Пурно Агитока (вплоть до главного министра родного штата, спикера Лок Сабхи и министра) едва не был нарушен в 1999 году.
Тогда он поддержал внутрипартийный бунт в Индийском национальном конгрессе. Несколько высших функционеров были недовольны назначением на пост президента Конгресса Сони Ганди, вдовы убитого премьера и лидера ИНК Раджива Ганди. С одной стороны, Соню воспринимали как представительницу династии Неру-Ганди (и эта семейственность раздражала многих функционеров ИНК), но, с другой стороны, её воспринимали как чужака. Соня Ганди, урождённая Соня Майно, родом из Италии.
По итогам внутрипартийной борьбы вдова лидера заняла пост президента Конгресса, который она занимала до 2022 года.
А исключённые из ИНК «диссиденты», включая П. А. Сангму, основали Партию националистического конгресса (ПНК), которая начала наводить мосты с главным противником партии Неру-Ганди — националистической «Бхаратия джаната парти» (БДП, которая во главе с Нарендрой Моди сейчас является правящей).
Пурно Агиток Сангма был из тех, кто считал: именно БДП станет противовесом Конгрессу, который по его мнению, погряз в коррупции. В 2013-м Сангма-отец, поняв, что не всех соратников удастся убедить, основал собственную Национальную народную партию с главным штабом в Мегхалае.
Но в отличие от множества подобных региональных партий, вступающих в альянсы с большими федеральными партиями, ННП получила статус общенациональной политической силы, о чём подробнее скажем позже.
В основу Сангма-старший положил союз со сторонниками «хиндутвы» из БДП, но при этом с акцентом на «племенном центризме»: в партию принимают в основном представителей малых неиндоевропейских народов, ННП продвигала социальные программы по улучшению уровня жизни окраинных «племён».
Отметим, что живущие по всей Индии «зарегистрированные племена» (адиваси), многие из которых лишь недавно вышли из родового строя, в общей сложности составляют 8,6% населения, или около 120 млн человек (общая численность населения Индии, напомним, превысила 1,4 млрд).
Главным символом ННП стала книга — знак того, что только за счет повышения образованности племена смогут улучшить свою жизнь.
С возрастом Пурно Агиток стал все больше полагаться на своих детей — сына Конрада и дочь Агату.
В отличие от отца Конрад не испытывал материальных трудностей в начале своего пути: юноша вырос и получил образование в Дели, после чего получил степень бакалавра делового администрирования в Пенсильванском Университете (Филадельфия, США) и степень магистра в области финансов в Имперском колледже Лондона.
Параллельно будущий политик находил время и для хобби, с которым не расстался и в зрелые годы. Конрад Сангма неплохо играет на электрогитаре, он преданный фанат хэви-метал-группы Iron Maiden. В 2020 году в индийских соцсетях хитом стало исполнение главным министром Мегхалаи кавера на песню этой группы — Wasted Years («Впустую потраченные годы»).
Политическую карьеру Конрад Сангма начал в конце 1990-х в качестве начальника штаба предвыборной кампании Сангмы-отца от ПНК. Свои первые выборы — в парламент штата — в 2004 году он проиграл, став депутатом в законодательном собрании Мегхалаи только в 2008 году. В том же году занял ряд постов в правительстве штата, взяв в свои руки управление финансами, энергетикой и туризмом. С 2009 по 2013 год возглавлял оппозицию в парламенте Мегхалаи.
В 2013 году Конрад Сангма не смог переизбраться в собрание штата и переключился на партийную работу в ННП. Национальная народная партия на всеобщих выборах 2014 года (для Моди первых победных) получила одно место в Лок Сабхе, которое занял Сангма-отец.
В 2016 году Пурно Агиток скончался, пост главы партии унаследовал Конрад. Он же в ходе перевыборов в Мегхалае занял место во всеиндийском парламенте, принадлежавшее отцу.
В 2018 году прошли выборы в законодательное собрание Мегхалаи. На них ННП заняла 2-е место, получив 20 мест в собрании из 60 (первое место взял ИНК, получив 21-е место), но Конрад собрал коалицию, поддержанную БДП, совокупно занявшую 34 места. Конрад Сангма стал премьер-министром штата, уступив кресло в Лок Сабхе своей сестре Агате.
На всеобщих выборах 2019 года ННП сохранила свое место в парламенте, кроме того, повысив представительство в парламентах других штатов северо-востока (в союзе с БДП), тем самым получив статус национальной партии (высший для партии статус в Индии).
2023 год также стал победным для ННП: на очередных выборах в Мегхалае представительство ННП в парламенте штата выросло до 26 мест из 60, что обеспечило Конраду Сангхе продолжение срока в качестве главы Мегхалаи.
Все факты указывают на то, что Конрад Сангма продолжает получать то уважение, которое до него получал Сангма-отец. Клан Сангма и ННП на выборах 2024 года продолжили выступать в роли союзника БДП и Нарендры Моди, обеспечивающего им поддержку племен.
Актуальные ссылки:
ИА Регнум:
https://regnum.ru/news/2480966
Другие источники:
https://nppindia.in/ — сайт Национальной Народной партии
- НАТО создаст восемь коалиций для обеспечения военной помощи Украине
- В РАН оценили шансы на установление дипломатического диалога Грузии с РФ
- Женщина в Бразилии отравила рождественским кексом шестерых родственников
- Саратов и Энгельс подверглись массированной атаке БПЛА — 1049-й день СВО
- Захарова ответила на слова Трампа о Гренландии и Канаде в составе США