Cпикер Законодательного собрания Ленинградской области Кирилл Поляков дал интервью шеф-редактору ИА REGNUM Оксане Чернышевой.

Кирилл Валентинович, принят и подписан закон о бюджете области на следующий год. Какие следующие стратегические задачи ставит перед собой областное Заксобрание?

В ближайшее время пройдут депутатские слушания по вопросу монетизации льгот. С 1 января на территории области, также как и во всей стране, начнется реализация этой федеральной реформы. И, скорее всего, не все пойдет гладко - например, сразу возникают вопросы по проезду в общественном транспорте. Если пожилой человек, пользующийся льготами на проезд, болеет и много времени проводит дома, ему будет достаточно тех денег, которые предоставит государство. А если пенсионер чувствует себя неплохо, много двигается, самостоятельно ездит на рынок, в поликлинику и так далее? Выделенных государством средств на поездки явно не хватит, начнутся жалобы, очереди в собес и т.д. На депутатских слушаниях мы хотим разобраться, что ждет жителей области с 1 января - насколько чиновники и подведомственные им структуры готовы к реализации федеральных решений.

Уходящий год вообще был богат на принятие решений, которые будут реализовываться в следующем году.

Да, и в основном, это решения федеральной власти... Если бы законодательство на федеральном уровне не так часто менялось - в частности, распределение налогов между центром и регионами оставалось постоянным хотя бы в течение нескольких лет, бюджет Ленинградской области уже сейчас был бы больше в 1,5 раза!..

Но даже в меняющихся обстоятельствах Ленинградская область борется за инвесторов с Санкт-Петербургом.

Санкт-Петербург сейчас активно накачивают деньгами. Что делает Валентина Ивановна Матвиенко? Она ведет сюда крупный бизнес, который регистрируется в Санкт-Петербурге. Таким образом, в городе будет больше денег, но налогооблагаемая база от этого не увеличится. Более того, Санкт-Петербург развивается как туристический и культурный центр и это очень выгодно для Ленинградской области. Ведь петербургские власти заявляют о выводе из города больших промышленных предприятий, а куда они пойдут?

На территории Санкт-Петербурга разрабатываются новые промышленные зоны - город не намерен терять крупных и постоянных налогоплательщиков.

Но на всех земли не хватит! А куда деваться большому предприятию с огромными производственными площадями? В городе - практически некуда, а в Ленинградской области есть, в промышленной зоной Горелово, например! Или Тихвин. Здесь есть хорошие кадры, хорошая возможность реализации продукции машиностроения - почему бы заводу не переехать в Тихвин? Продав землю в центре Санкт-Петербурга, он получает гораздо больше земли на территории области и гораздо дешевле. А потом мы поможем этому заводу льготным налогообложением производственной деятельности. Кстати, сейчас депутаты активно обсуждают возможность введения на территории области двух или трех моделей налогового режима, который зависит от расстояния до областного центра - так называемые 50-,100- и 150-километровые зоны. Чем дальше от Санкт-Петербурга, тем более льготно может работать предприятие.

Как скоро вы надеетесь заманить сюда предприятия?

Инвестиционный процесс - дело не быстрое...

Ленинградская область многим предприятиям помогает хорошим налогообложением. А уровень жизни в среднем по области от этого не растет.

Потому что зарплату платят в конвертах. Мы до сих пор не изжили этот способ, хотя вместе с исполнительной властью нашли метод избавления от "серых" схем выплаты заработной платы и я надеюсь, что в 2005-2006 годах официальный уровень жизни будет расти. С начала следующего года мы увеличиваем зарплату бюджетникам, которая становится выше прожиточного минимума, и теперь областная власть может спокойно говорить представителям бизнеса: "Даже бюджетные организации, несмотря на все тяготы, официально платят достойную зарплату, а вы?" Для малого и среднего бизнеса мы предлагаем целый пакет льгот, который они получают только в обмен на стабильную выплату зарплаты выше прожиточного минимума и честное распределение налогов, полностью выплачиваемых на территории Ленобласти.

В следующем году на территории Ленобласти, как и во всей стране, начнется еще одна реформа - местного самоуправления.

Главный вопрос, который нас волнует по этой теме, - кадры. Руководить муниципальным образованием - не самая простая работа, и людей, способных ее выполнять, не так много.

Откуда они возьмутся?

Будем учить. Мы сейчас тоже очень серьезно занимаемся этим вопросом, при Законодательном собрании Ленобласти работает муниципальная школа, нужно подготовить специалистов в области управления, экономистов, бухгалтеров, специалистов в области земельных отношений, специалистов, которые будут разумно распоряжаться имуществом, которое перейдет в ведение муниципального образования первого уровня.

Заксобрание под вашим руководством полностью одобрило предложения Владимира Путина?

Мы долго спорили по этому поводу, но в итоге большинством голосов поддержали предложение выбирать губернаторов через законодательные ветви власти, но не одобрили возможность роспуска парламентов... Однако самое, на мой взгляд, спорное из всего, что обсуждается сейчас политэлитой страны, это выборы по партийным спискам. Такое решение приведет к тому, что депутаты будут отчитываться не перед своими избирателями, а перед генсоветами партий, которые их выдвинули. Как и губернаторы, половина из которых уже сейчас сидит в Москве, - там, где находится их единственный "избиратель". Хорошо, что наш губернатор (Валерий Сердюков - прим. ИА REGNUM) - сознательный человек, который радеет за дело. С восьми утра до девяти вечера он сидит здесь, на работе, проводит совещания, разбирается в каждом, самом мелком проблемном вопросе.

В последнее время многие отметили на редкость слаженную работу законодательной и исполнительной властей в Ленинградской области.

Просто все встало на свои места. Раньше Заксобрание было придатком исполнительной власти, а теперь чиновники поняли, что здесь работают абсолютно вменяемые люди, от которых исходят здравые идеи. Например, при обсуждении проекта закона о бюджете, у нас было полное взаимопонимание с Комитетом финансов по доходной части бюджета. Кроме того, губернатор увидел, что только через депутатов он может получить обратную связь - реальную информацию об исполнении тех решений, которые принимают в областном центре.

И как это выглядит?

Депутаты регулярно проводят встречи в своих округах, а один раз в два месяца Совет собрания встречается с губернатором, и мы вместе обсуждаем самые больные проблемы. Раньше депутаты просто доносили беды своих избирателей до профильного вице-губернатора, который кивал головой и в лучшем случае соглашался разобраться. Теперь все иначе: последний раз на встрече с губернатором мы обсуждали возможность повышения зарплаты бюджетникам - именно на этой встрече была выработана модель, которая в итоге была записана в закон о бюджете области на следующий год. В первом квартале 2005 года встреча, я думаю, будет посвящена реализации этого решения - наверняка не все пойдет гладко, а среди депутатов есть немало бюджетников, которые расскажут, как выплачиваются повышенные зарплаты.

В Москве активно обсуждается и создание Общественной палаты.

При Президенте РФ обязательно нужно собирать влиятельных, уважаемых людей, чтобы сначала они оценивали кандидатуры будущих губернаторов. Я, как житель Санкт-Петербурга, был бы рад, если бы кандидатуру возможного губернатора перед выборами оценили деятели культуры, науки, бизнесмены.

А если бы вы надумали стать губернатором Ленинградской области, предварительно встречались бы с элитой области?

Конечно. Я бы собрал представителей разных слоев общества, собственников предприятий, весь депутатский корпус и мы бы поговорили о будущем области. Вопросы такого большого региона как Ленинградская область не решаются в одиночку. Только вместе, объединив усилия власти, бизнеса и общества можно добиться действительно хороших результатов на благо всей Ленинградской области.

Записала Оксана Чернышева.