"Деловые ведомости": Экспансия российского капитала в Эстонию
Деловые круги Эстонии видят в приходе российского капитала исключительно положительные стороны. В течение последних двух-трёх лет инвестиции в Эстонию российского капитала ощутимо активизировались. За короткое время в Эстонию были вложены сотни миллионов долларов, или миллиарды крон, в результате чего многие важные отрасли оказались в сфере влияния российского капитала. Об этой тенденции можно говорить особенно в отношении топливной и транзитной отраслей, но влияние российского капитала - пока положительное - всё больше и больше ощущается и в других сферах, например, в промышленности и энергетике, отчасти и в банковском деле.
Мелкие банки Эстонии
В августе 2003 года латвийский "Бизнес-банк", принадлежащий шестому по величине российскому Банку Москвы, приобрёл примерно 19% акций эстонского Кредитного банка (Eesti Krediidipank). После недавней кончины основателя Кредитного банка Рейна Отсасона можно ожидать растущего интереса российского банка к покупке дополнительных акций. Тем более, что в числе его акционеров есть ряд крупных предприятий, в т.ч. "Лукойл". Российский капитал уверенно представлен в Таллинском бизнес-банке (Tallinna Aripank). Так, около 10% его акций принадлежат компании ALMAZ Trading, которая, хоть и зарегистрирована в США, несомненно, представляет российский капитал. К этой же группе можно причислить ещё некоторых акционеров. Кстати, недавнюю продажу Estmilk и Agro Piim российской компании "Нутритек" осуществила фирма Leonarda Invest, являющаяся одним из акционеров Таллинского Бизнес-банка.
AS Sillamae Sadam (порт Силамяэ)
Реальная хозяйственная деятельность началась в 2003 году, когда тогдашний единоличный собственник, возглавляемый Тийтом Вяхи концерн Sillamae Grupp, продал 50% акций в равных долях фирмам Kaakon Holding и Kaakon Kuljetussuunittelu, за которыми стояли владельцы питерских КИНЭКСа и Link Oil Андрей Катков и Евгений Малов. Одновременно с продажей акций акционерный капитал Силламяэского порта был увеличен до 427,6 млн. крон. Правда, только 62,5 млн. крон из этой суммы поступило в виде денег, а остальное составил неденежный взнос в виде земельного участка площадью 360 га на территории Силламяэской свободной зоны. В общей сложности в строительство порта планируется инвестировать свыше 600 млн. крон.
AS Eesti Gaas (Эстонский газ)
Чуть больше 37% акций Eesti Gaas принадлежат "Газпрому". В 2003 году оборот Eesti Gaas превысил 1,1 млрд. крон, большую часть оборота дала продажа природного газа. Предприятие заработало 114,6 млн. крон чистой прибыли.
Lukoil Eesti AS
Существует с 1992 года. Основная деятельность - импорт моторного топлива и его продажа через собственную сеть АЗС. Сейчас у него в Эстонии 31 АЗС. В 2003 году оборот предприятия составил 1,1 млрд. крон, чистая прибыль - 6,6 млн. крон. В 2002 году соответствующие показатели были 1,5 млрд. крон и 49,1 млн. крон. Единоличный собственник - зарегистрированная в Голландии компания Lukoil Europe Holdings B.V., которая принадлежит нефтяному гиганту - компании "Лукойл".
AS Trendgate
Первый проект, ознаменовавший появление в Эстонии компании "Северстальтранс". В прошлом году фирма Trendgate взяла в аренду на 30 лет принадлежащие Ируской ТЭЦ топливные ёмкости (60 000 куб. м) с обязательством привести их в порядок. Кроме того, сооружаются новые ёмкости общим объёмом 180 000 куб. м. Получена и железнодорожная ветка протяжённостью 10 км. Весь комплекс планируется ввести в строй в конце этого года. Объём инвестиций составляет примерно 400 млн. крон. Через Trendgate и приобретение E.O.S. компания "Северстальтранс" становится крупнейшим перевозчиком топлива в Эстонии.
AS E.O.S.
В ноябре этого года контрольный пакет акций E.O.S. перешёл в руки компании "Северстальтранс". Хотя цена сделки не объявляется, предположительно она достигает 1 млрд. крон. Фирме E.O.S. принадлежит терминал в порту Мууга. Коммерческий доход предприятия в 2003 году составил 607,1 млн. крон, чистая прибыль - 171,6 млн. крон (в 2002 году соответственно 568,8 и 230,4 млн. крон). Важнейшая дочерняя фирма - AS Termoil, имеющая в Маарду топливный терминал. Компании "Северстальтранс" приписывается также интерес к приобретению акций Эстонской железной дороги (ЭЖД).
AS DBT
Имеет в порту Мууга терминал для удобрений - один из новейших и современнейших в Восточной Европе. Выручка в 2003 году составила 200,4 млн. крон, чистая прибыль - 22,2 млн. крон (в 2002 году соответственно 263 и 69,4 млн. крон). Наряду со связанной с Анатолием Канаевым и Ааду Луукасом фирмой Transiidikeskus вторым крупным акционером является Izofert Trading Inc - зарегистрированная в Панаме, но представляющая российский капитал фирмы "Акрон", крупного производителя химических удобрений.
AS Spacecom
Фирма инвестировала в покупку железнодорожных цистерн и локомотивов примерно 1 млрд. крон. Заключила в этом году экспедиторский договор с ЭЖД, который даёт право предоставлять услуги грузоперевозок на принадлежащей ЭЖД инфраструктуре. Аналогичные договоры у Spacecom есть с железными дорогами Латвии, Литвы и Белоруссии. Но в Эстонии дело пошло не совсем гладко. ЭЖД разорвала договор с фирмой, дело рассматривается в суде. В этом году компания Spacecom вместе с принадлежащей Олегу Осиновскому фирмой Skinest приобрела 85% акций Даугавпилсского локомотиворемонтного завода, одного из крупнейших в Европе. Намерена построить в Маарду современное вагонное депо, которое должно обойтись в 250 млн. крон. 70% акций фирмы Spacecorn принадлежат компании "Северстальтранс", остальные акции - у фирм, принадлежащих Олегу Осиновскому и Марселю Вихманну.
Russian Estonian Rail Service AS
Представитель российского капитала, пришедший в Эстонию через Финляндию. Фирма сдаёт в аренду железнодорожные цистерны. В прошлом году предприятие приобрело свыше 2300 новых цистерн. Кроме того, за 140 млн. крон было куплено 50% акций фирмы Mil-strand. Инвестиции достигают в общей сложности 900 млн. крон. В 2003 г. при обороте 447,8 млн. крон чистая прибыль составила 221 млн. крон, хочет конкурировать в грузоперевозках с ЭЖД.
OU Westqate Transport
Фирма основана летом этого года. Желает параллельно с Spacecom заниматься грузоперевозками с использованием инфраструктуры ЭЖД. Westgate связывают с компанией "Северстальтранс", но, похоже, что речь идёт о желании собственников Trans Oil попасть в Эстонию со своими локомотивами. Подано ходатайство на девять пар составов в сутки.
OU Baltic Energy Investments Group
Хочет запустить в 2005 году в порту Мууга газовую электростанцию. На этот год запланировано инвестировать 70 млн. крон. Стоимость первой очереди проекта - 150 млн. крон, общая стоимость будет доходить, как утверждают, до 1,5 млрд. крон. Совладельцами предприятия являются граждане России Андрей Костин и Михаил Петров. Проект финансирует в основном банк International Bank of St. Petersburg, открывший в Таллине своё представительство.
Nutritek Grupp
Работающее в Московской области предприятие является одним из крупнейших в СНГ производителей детского питания и одним из крупнейших в России производителей молочных продуктов. Оборот превышает 2 млрд. крон. В ноябре приобрело 100% OU Estmilk Production (Раплаский молокозавод) и AS Agro Piim (состоящее из шести сельскохозяйственных предприятий объединение, которому принадлежит молочное стадо, насчитывающее примерно 8000 голов, и 13 000 гектаров земли).
AS Worldwide Invest
Предоставляет в Эстонии услуги агентирования международных грузоперевозок, одновременно развивая деятельность в сферах инвестирования и финансов. Приступила к девелоперской деятельности. Имеет ряд дочерних предприятий в Эстонии, Финляндии, Латвии и России. Из них в Эстонии AS Transtrade занимается экспедированием, AS Coal Terminal строит в порту Мууга угольный терминал (при прямой финансовой поддержке компании "Кузбассразрезуголь") и AS Baltic Rail Trans сдаёт в аренду железнодорожные цистерны. Работающее в России предприятие ЗАО "Юртранс" производит железнодорожные цистерны, ряд фирм связан с оказанием железнодорожных услуг. Стоимость акций дочерних предприятий составляет примерно 0,5 млрд. крон. Собственники предприятия Максим Ликсутов и Сергей Глинка являются гражданами Эстонии, но тесно связаны с российскими железнодорожными структурами. Оборот концерна Worldwide Invest в 2003 году превышал 7,3 млрд. крон, чистая прибыль - примерно 400 млн. крон.
AS UVZ & AVR
Владеет вагоностроительным заводом в Ахтме, изготавливающим нефтеналивные железнодорожные цистерны. Завод был построен при участии российского промышленного гиганта - компании "Уралвагонзавод". Первые цистерны вышли из ворот завода в Ахтме в августе прошлого года, в марте этого года предприятие выпустило 100 цистерн, а в августе - уже 200. Проектная мощность завода в Ахтме - 1,5 млрд. крон в год. Компания "Уралвагонзавод" контролирует 51% акций предприятия, остальные акции принадлежат фирме AS AVR Transservice, одним из акционеров которой является сын директора компании "Уралвагонзавод" Николай Малых.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Лавров заявил, что Франция предлагала России наладить диалог без Киева
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Главе проекта «Архангел» пытались вручить заминированную грамоту в рамке