Пока чиновники оформляют бесхозяйный участок дороги, ведущей от Новорязанского шоссе к аэропорту Домодедово, жители деревни Сельвачёво помогают дорожникам ремонтировать его, собирая деньги на ремонт прямо на дороге.

Фото Дмитрия Барановского

По этой старой бетонке ежедневно проезжают тысячи автомобилей, минуя пробки на переезде на основной дороге между Домодедово и Москвой, рассказал ИА REGNUM член общественной палаты Воскресенского района Дмитрий Барановский. По его словам, уже более года активисты пытаются самостоятельно ремонтировать бетонку и привлечь внимание к проблеме, собирая подписи под обращением к федеральным чиновникам. С апреля 2015 года активисты ежедневно становятся в пикет на дороге с обращением к проезжающим автомобилистам пожертвовать любую сумму на ремонт.

Герои нашего времени

«Я стоял с протянутой рукой, останавливая проезжающие машины, и объяснял, что если мы сами не возьмёмся за ремонт, никто нам не поможет, — рассказал начинатель этой общественной инициативы Юрий Худоногов. — Многие понимают и помогают с деньгами. Начиная с весны, мы собрали больше миллиона рублей и начали сами латать дорожные дыры. Покупали стройматериалы, засыпали самые опасные места. Потом поняли, что это не выход, всё опять быстро разбивается. Поэтому решили основательно подходить к ремонту. Начали демонтаж старых бетонных плит с торчащей арматурой и стали заливать эти участки новым бетоном. Для этого купили профессиональные японские отбойные молотки, чтобы делать всё основательно; нашли подрядчика, который поставлял нам качественный бетон. Чтобы не возникало вопросов у автомобилистов, куда пойдут их деньги, мы специально стояли в тех местах, где идут ремонтные работы. Каждый мог видеть результат. Но самый проблемный участок дороги не стоит на балансе, ни в Раменском, ни в Домодедовском районах, соответственно, никто не собирается выделять деньги на ремонт».

Жителям местных деревень Юрию Худоногову и Валерию Герасимову удалось добиться, чтобы власти Раменского района выделили 2,2 млн на закупку и укладку асфальта на 537 метров дороги по самой деревне, а также приняли решение о постановке раменского участка дороги на баланс района. Пока на районные плюс народные деньги отремонтирован и расширен на метр лишь полукилометровый отрезок в пределах села Сельвачёво, уточнил Герасимов. При асфальтировании дороги активисты и местные жители помогали, кто чем мог: на собранные деньги закупали гравий, опиливали деревья для расширения обочины, собирали мусор, демонтировали незаконную рекламу вдоль проезжей части. «Люди поверили, что всё у нас получится, а мы постараемся их не подвести. Для ремонта всей дороги, по нашим расчётам, необходимо всего лишь 400 миллионов», — заключил активист.

Когда дорогу необходимо было для ремонта перекрыть на два дня, администрация поселения не стала брать на себя такую ответственность и Герасимов взял её на себя. По его словам, доходило до угроз, вызова полиции и представителей дорожных служб, но ремонт высокого качества удалось завершить.

Сложносочетанные пять километров

Участок «Подъезд к аэропорту Домодедово — Сельвачево» 0 км — 1,8 км является технологической автодорогой международного аэропорта Домодедово, предназначенной для подъезда спецтранспорта к объектам аэропорта, на которой запланировано строительство дополнительной взлётно-посадочной полосы. Участок 1,8 км — 3,7 км проходит по территории г. о. Домодедово. Участок с 3,7 км — 5,3 км бесхозяйный, проходит по территории сельского поселения Константиновское Раменского района, пояснили ИА REGNUM в главном управлении дорожного хозяйства Московской области (ГУДХ МО).

Жители Раменского района обращались в ГУДХ по вопросу ремонта дороги от Сельвачёво в Домодедово, рассказали в управлении. ГУДХ рекомендовало сельскому поселению провести инвентаризацию и паспортизацию бесхозяйного участка дороги и передать его на баланс в муниципальную собственность. Сейчас эта работа ведётся. После этого район сможет провести ремонтные работы за счёт местного бюджета и обратиться в ГУДХ за предоставлением софинансирования из дорожного фонда области на ремонт дороги. Также при необходимости после разработки проектной документации администрация может подать заявку на предоставление субсидии на строительство или реконструкцию автодороги.

Вчера, 29 июля, Раменский районный совет принял решение о постановке на учёт бесхозного участка дороги длиной 1,1 км, подтвердил Валерий Герасимов. По его словам, 2 км дороги проходят по Раменскому району (из них 1,1 км проходит вне границ поселения и около 500 м — по селу Сельвачёво), а 3 км — по Домодедово. По мнению активиста, проблема упирается в то, что домодедовский отрезок — федеральная собственность Росавиации.

Стратегическая бетонка

По дороге, построенной в 1961 году вместе с аэропортом и с тех пор ни разу не ремонтированной, ездят на работу и с работы множество сотрудников аэропорта — жителей юго-восточного Подмосковья, рассказал Герасимов. Он также подчеркнул, что дорога стратегически важна для импортозамещающей сельхозпродукции — куриного мяса ЗАО «Моссельпром», чьи производства расположены в Сельвачёво и Домодедово.

«ЗАО «Моссельпром» входит в группу компаний «Черкизово» и является крупнейшим производителем мяса птицы в Московской области, — пишет газета «Родник». — Предприятие имеет собственные инкубаторы и птичники по выращиванию цыплят-бройлеров в Раменском, Домодедовском районах и Тульской области, а также две птицеперерабатывающие площадки. В Раменском районе на «Моссельпроме» трудятся 1353 человека. Готовая продукция под марками «Петелинка», «Моссельпром» и «Куриное царство» поступает во все торговые сети Московской области и других регионов России. Предприятие стремится к импортозамещению, имеет перспективные планы развития. В этом году ЗАО «Моссельпром» планирует ввести в эксплуатацию еще 24 птичника бройлерного цеха «Константиново», что позволит увеличить объем выпускаемой продукции на 10 тысяч тонн куриного мяса в год. До конца 2015 г. планируется завершить реконструкцию птицеперерабатывающего комплекса «Константиново», что позволит увеличить объем выпускаемой продукции до 5 тысяч тонн в месяц и создать дополнительно 150 рабочих мест. Дальнейшие планы развития предприятия включают строительство логистического центра и строительство пристройки на 1500 кв. м, что позволит увеличить производственные мощности в четыре раза и дополнительно создаст рабочие места. Для реализации намеченных планов необходима развитая дорожно-транспортная сеть. С этой проблемой представители компании обратились к главе района и депутатам. В ходе выездного мероприятия 24 июня были намечены пути решения данного вопроса».

В случае аварии на основной трассе эта дорога останется единственным подъездом к аэропорту по плоскости, подчеркнул Герасимов. И напомнил, как в ночь на 10 апреля 2013 года на 36-м километре Каширского шоссе грузовик врезался в опору железнодорожного моста. В результате просел один из трех путей моста, движение между Москвой и Домодедово было перекрыто трое суток.

В IV квартале на основном шоссе планируют ввести новую развязку, которая в случае ЧП также создаст дополнительные риски, отметил активист, «так что наша дорога останется единственной». Без этой дороги будет затруднено и обслуживание будущего скоростного трамвая, или лёгкого метро Подольск — Домодедово — Раменское, добавил собеседник ИА REGNUM. И заключил, что старая пятикилометровая бетонка необходима и жителям, и бизнесу, и государству в целом.

Областная власть решит проблему вместе с активистами

Учитывая социальную значимость и необходимость сохранения проезда по данной дороге, а также обеспечению безопасного движения транспорта, ГУДХ направило письма в аэропорт Домодедово и администрацию Домодедово о возможности сохранения проезда и проведению необходимых мероприятий по безопасности дорожного движения. По мнению ГУДХ, это актуально до момента строительства новой взлётно-посадочной полосы, в ходе которого участок дороги, принадлежащий аэропорту «Домодедово», будет демонтирован.

По просьбе начальника ГУДХ Московской области Константина Ляшкевича этот вопрос взял на контроль общественный совет при управлении, руководители которого планируют встречу с инициативной группой местных жителей и обсуждение альтернативных выездов из Раменского района на федеральную дорогу А-105 «МКАД — аэропорт «Домодедово».

На случай строительства новой взлётки члены общественного совета готовы принять участие в проектировании объездной дороги вокруг аэропорта, добавил Герасимов. И признал, что испытывает детский восторг от того, что чиновники, наконец, проявляют готовность сотрудничать с активистами.

«Жители самостоятельно ремонтируют дороги, которые не являются собственностью области или муниципальных образований. Чаще всего это касается подъездных дорог к садовым и дачным некоммерческим товариществам», — отметили в управлении. И пояснили, что отвечать за эксплуатацию и содержание автодорог должен собственник (балансодержатель), который несёт ответственность за бесперебойный и безопасный проезд транспортных средств.

ГУДХ определяет политику в сфере ремонта автодорог, является главным распорядителем средств дорожного фонда в отношении региональных автодорог, предоставляет софинансирование на ремонт, реконструкцию, строительство местной улично-дорожной сети, осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального значения. В оперативном управлении подведомственных ГУДХ учреждений и предприятий находится более 14,5 тыс км автодорог регионального значения.

«Насколько я знаю, такого не было ещё нигде — чтобы жители помогли государству дорогу сделать», — заключил Герасимов. И сравнил Худоногова со смотрителем заброшенного аэродрома на Севере, который прославился в 2011 году тем, что годами расчищал всеми забытую взлётку.