Лживый антисоветизм белорусских националистов
Антисоветский пафос белорусских националистов противоречит историческим фактам — все «столпы белорусской культуры» в XX веке были пламенными коммунистами и сталинистами
Белорусские националисты любят строить из себя антисоветчиков, изображая историю Советской Белоруссии исключительно в чёрных тонах. Один из самых одиозных идеологов белорусского национализма Зенон Позняк в начале 90-х годов заявил: «Дело русских царей продолжила русская чернь — ленинские большевики. Оккупировав Белорусскую Народную Республику, они принесли с собой не только убийства и „чрезвычайки“, не только античеловеческую ленинскую идею, но и антикультуру, хамство, разврат и пьянство, русское сквернословие, лень, ненависть и ложь». Оставим за скобками тот факт, что на самом деле большевики имели весьма опосредованное отношение к русскому народу (не говоря уже о русских царях), и сконцентрируем внимание на резко негативной оценке советского периода, данной господином Позняком.
Сейчас об этом почти никто не вспоминает, однако те, кого Позняк и иже с ним считают национальными героями, придерживались диаметрально противоположного мнения относительно СССР и его идеологии. Обратимся к творчеству двух главных классиков белорусской национальной литературы — Якуба Коласа и Янки Купалы:
СТАЛIНСКАЯ КАНСТЫТУЦЫЯ
Разгарнуў магутна раме
Край наш сталінскаю воляй.
Шмат чаго здабыта намi,
А здабудзем яшчэ болей.
Пройдзем шлях вялiкi, трудны,
Мы — на радасным прывале,
На тым сходзе многалюдным,
Дзе лунае iмя — Сталiн.
У нашым сэрцы гэта iмя,
I на нашых вуснах — Сталiн.
Свет законы яго ўспрыме,
Як людскiх свабод скрыжалi.
Не было нiдзе спрадвеку
У жыццi такiх прагалiн,
Дзе-б пашану чалавеку
Аддалi, як дае Сталiн.
Правадыр наш, добры генiй!
Праз вякi, праз часаў далi
Усiм новым пакаленням
Сiмвал шчасця будзе — Сталiн.
Якуб Колас, 1936 г.
КАНДЫДАТАМ НАРОДА
Сталін — друг наш, друг народаў,
Друг людзей, свабоды,
Колькі радасці прыносіць,
Шчасця ў нашы годы!
Яго мудрыя законы
Сонцам ясна ўзыдуць
Для вякоў, для пакаленняў,
Што iдуць, што прыйдуць.
Канстытуцыi векпомнай
Слова залатое
Напiсаў нам добрым сэрцам,
Дбалаю рукою.
Звіні звонка, мая песня,
Ляці вышай, далей!
Беларускую дзяржаву
Збудаваў нам Сталін!
Янка Купала, 1938 г.
Забавно, что в своей работе «Национальные ценности» пламенный «антисоветчик» Зенон Позняк так охарактеризовал личность поэта-сталиниста: «Янка Купала идейно и эстетически засвидетельствовал зрелость белорусской национальной литературы, отразил в творчестве судьбу нации на том этапе её существования, отразил белорусскую национальную идею в эстетической форме и национальные ценности — в образах художественной красоты».
«Оправдывая» Коласа и Купалу, местечковые националисты обычно говорят, что панегирики «вождю народов» были написаны классиками под дулами большевистских пистолетов. Такая точка зрения, безусловно, имеет право на существование. Однако в этом случае следует помнить, что хрупкая женщина Анна Андреевна Ахматова, в отличие от вышеназванных товарищей, не боялась в 30-х годах писать вот такие строки: «Звезды смерти стояли над нами, // И безвинная корчилась Русь // Под кровавыми сапогами // И под шинами чёрных „марусь“».
Лояльность коммунистической власти выражали и позднесоветские белорусские поэты и писатели. Вот, например, отрывок из поэмы Геннадия Буравкина «Ленiн думае пра Беларусь», написанной в 70-х годах:
Можа, зморшчыцца строгі гісторык:
«Факты выбраў на свой капыл.
Гэтак нехта напіша скора -
Ленін думаў і… пра Капыль…»
Я, не крыўдзячы мудрай навукі,
На сябе адказнасць вазьму:
Ленін думаў
пра нас і ўнукаў,
Пра Капыль, і Лагойск, і Карму.
Бачыў ён і далёкую далеч,
Што на цэлы сусвет адна,
I маленькую вёсачку Малеч,
Што на карце і не відна.
I калі мы на стол гасцінны
Засцілаем белы абрус,
А на ім у нас -
мёд пчаліны,
Хлеб пшанічны і сала брус;
I калі ўжо няма пуцявіны,
Па якой бы вярнуўся прымус,
I на плечы нашы машыны
Двухсоттонны ўзвальваюць груз;
I калі звон цымбалаў былінны
Чуюць сёння Памір і Эльбрус,
А ў сівой вышыні жураўлінай
Аж да зор даляцеў беларус, -
Дык таму,
што штодня, штохвіліны
ЛЕНІН
ДУМАЕ
ПРА БЕЛАРУСЬ…
А вот что писал другой культовый белорусский литератор, Василь Быков, в публикации «Великая академия — жизнь» (1975 г.): «Воспитание коммунистической нравственности — первоочередная задача литературы. Множество примеров из жизни, свидетельства прессы, наши повседневные наблюдения настойчиво говорят о злободневной неотложности этой задачи. Рост материальной обеспеченности общества, повышение роли науки и техники не приводят автоматически к более высокой нравственности, к духовному богатству. Напротив, всё это нередко отходит на второй план, скудеет. Мы знаем о пагубной власти материального в западном потребительском обществе с его стандартной ширпотребовской культурой. Мы видели на примере Германии, к чему может привести передовая техника, не контролируемая нравственностью, не обеспеченная духовностью».
Ну, и наконец, совместное творчество Буравкина, Быкова и ещё нескольких знаковых деятелей белорусской культуры (в числе которых Рыгор Бородулин и Нил Гилевич): «Мы не знаем никакой другой власти, кроме советской. Ей мы будем служить и жизнью своей, и своим белорусским словом — во имя счастья нашей матери Белоруссии, которая цветёт в дружной семье многочисленных сестёр, в едином Советском Социалистическом государстве» (из статьи «Не вам белорусами зваться», опубликованной в 1966 году в газете «Звезда»).
Отметим, что Геннадий Буравкин и Василь Быков, обещавшие верой и правдой служить советской власти, в конце 80-х годов поддержали Белорусский народный фронт «Возрождение», возглавляемый Зеноном Позняком (а Быков даже был доверенным лицом Позняка на президентских выборах 1994 года). Позняк в свою очередь писал, что «Быков — это не просто великий писатель, он великая честь и ценность Белорусской нации».
В свете всего вышесказанного «антисоветский» пафос белорусских националистов более чем странен. Как представляется, на Дне воли и других мероприятиях «бел-чырвона-белых» активистов весьма органично смотрелись бы портреты Ленина, советские флаги и лозунги типа «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».