Многонациональная Аргентина: русские в джунглях
Русские поселения на земле гуарани в Аргентине
Аргентина — самая «европейская» страна южноамериканского континента. 97 % жителей Аргентины составляют потомки европейских иммигрантов, прежде всего — испанцев, итальянцев, немцев, поляков и выходцев из России (СССР). На долю же аборигенов приходится всего порядка 3 %, это, в основном, индейские племена, вынужденные переселится в южные холодные провинции страны. Во времена иммигрантского бума, на рубеже XIX и XX веков, сюда прибыли первые православные христиане, бежавшие от притеснений османов из Сирии и Ливана. Постепенно количество греков, сербов, румын и болгар на берегу Ла-Платы выросло. В 90-х годах позапрошлого века в Аргентину хлынули потоки иммигрантов из Российской империи. Сто лет назад они составляли примерно 5 % населения страны. Дети и внуки таких переселенцев лишь помнят, как и многие аргентинцы, о своих корнях, и являются аргентинцами «и по духу, и по мыслям». Многие, не устроившись в центральных районах Аргентины, стали заселять отдалённые регионы. Город Обера в небольшой провинции Миссионес — это типичная история такого расселения.
Когда первые европейцы появились в этих местах, здесь обитали племена гуарани, которым удалось, благодаря своей воинственности, вытеснить более миролюбивых конкурентов с этих земель. Себастьян Кабот был первым, кто сплавился в 1527 году по реке Парана, он открыл водопад Апипе. Позднее в XVII веке здесь появились миссионеры- иезуиты. Они стали возводить поселения-миссии, в которых под присмотром жили согнанные туда гуарани. Отсюда и пошло название провинции Миссионес. Но после того, как выяснилось, что за 50 лет в миссиях не родилось ни одного ребёнка, миссии были закрыты в 1759, а орден иезуитов распущен Папой Климентом XIV в 1773 году. В те времена принадлежность этих территорий оспаривалась Аргентиной, Бразилией и Парагваем. Индейцы гуарани снова стали хозяевами на своих землях, где ещё не было колонизаторов, писал в своей книге «От феодализма к капитализму» историк Эрик Хобсбан (Eric Hobsbawn «Del feudalismo al capitalismo»).
Только в 1830 году Аргентина, ставшая к тому времени независимой от испанской короны, окончательно присоединила к себе Миссионес, введя туда свои войска. Но это не устроило Парагвай, бывший в те времена одним из крупнейших государств Латинской Америки. Два раза он захватывал Миссионес под предлогом проживания там родственных племён гуарани, пока не проиграл войну Тройственному союзу (Аргентина, Бразилия и Уругвай) и в 1876 году не отказался от прав на Миссионес.
По закону принятому президентом Аргентины Н. Авельянедой в 1876 году, государство стало проводить политику заселения свободных земель (коих было в избытке на огромных просторах Аргентины) иммигрантами из Европы. В Миссионесе стали возникать поселения колонистов не только из Европы, но также из Южных районов Бразилии и района Буэнос-Айреса. В начале XX века цена земли здесь была порядка 40 долларов за десяток гектаров. Так как земля в Миссионесе была хоть и плодородной, но покрытой непроходимой сельвой (джунглями), то освоение этих мест было медленным и разрозненным.
Здесь надо отметить, что эти земли исследовали русские учёные климатолог А.И. Воейков и биолог- географ Н.И. Вавилов. Вавиловым, например, были обнаружены центры происхождения важных сельскохозяйственных культур, в частности картофеля. Сейчас в Миссионесе работает много аграрных компаний, снабжающих жителей продукцией сельского хозяйства, которые были основаны в начале прошлого века. Проблемы у поселенцев начались, когда была построена ГРЭС на реке Парана между Парагваем и аргентинской провинцией Корриентес. После перекрытия реки Параны вода поднялась и затопила большие участки земли в Миссионесе. Это вызвало резкий рост популяции москитов, и, как следствие. распространение болезней, переносимых ими: малярии, жёлтой лихорадки и др. Поселенцы, спасаясь от болезней и наводнений стали уходить с насиженных мест в безопасные районы. Именно в это время и был основан Обера, куда пришли несколько семей переселенцев. Когда были построены ещё две ГРЭС на реке Парана, выше по течению и ниже, Обера так и остался в безопасности. Поселение стало расти и развиваться. Жители Обера, кстати, самого «европейского» города в Аргентине, заняты в основном в сельском хозяйстве и изготовлении сувенирной продукции.По информации официального сайта муниципалитета Обера (obera.gov.ar) большие урожаи и разнообразие сельскохозяйствнной продукции производится благодаря природному трудолюбию земледельцев.
Аргентинский город Обера — образец межнационального мира и согласия
Примерно каждый седьмой житель Обера имеет славянские корни, и более половины — выходцы с территории Российской империию Приученные к нелегкому крестьянскому труду, они создали на этой земле, ранее покрытой непролазными джунглями, цветущий сельскохозяйственный район Аргентины. Являясь вторым по количеству жителей в провинции Миссионес, Обера имеет много названий славянского происхождения. Названия улиц и площадей, вывески на лавках и магазинах, свидетельствуют о том, что славянские пращуры нынешних жителей города забрались в своё время так далеко вглубь континента. Они же и основали Обера в самом сердце джунглей. Сейчас, потомки этих людей, разных национальностей, живут в дружбе и согласии в своем городе.
Население Обера составляет около 65 тысяч человек, которое происходит из 40 стран. В городе находится 35 культовых зданий различных религиозных общин: католики, православные, протестанты, мусульмане и др. И предки этих людей построили этот город, название которого в переводе с языка гуарани звучит так — «То, что блестит». Но есть ещё одна версия происхождения этого названия, то, что Обера это имя местного вождя индейцев. Когда переселенцы прибыли в эти земли, спасаясь от бед, и стали строить посёлок, за ними пристально следил вождь Обера со своими людьми. Переселенцы из уважения сделали вождю и его людям подарки. Количество вещей, привезенных с собой, было ограниченно, но всё же каждая семья нашла, что подарить вождю. И он разрешил людям остаться в его землях. Выбор места для поселения оказался удачным, в окрестностях города находились термальные источники. Термы Сельвы Обера ( Termas de Celva Obera) помогают в излечении различных заболеваний и муниципалитет города построил на термальных источниках центры отдыха с бассейнами.
Обера достаточно необычный город. Вдоль центральной улицы установлены памятники Николаю Копернику, Шопену, Тарасу Шевченко, генералиссимусу Франко… Много скульптур придуманных, но с тем или иным национальным колоритом: немецким, китайским, японским и т.д. Есть в городе тематический парк Дружбы, в котором у каждой диаспоры есть свой дом, построенный в традиционном национальном стиле. По внешнему виду этих домов можно судить о финансовом достатке в общине и национальных особенностях её членов. Каждое сообщество стремится показать себя во всей красе. Например, стоящий сруб из толстых бревен похожий то ли на загородный дом, то ли на деревенскую церковь — это Русский дом. На улице перед ним — русские сани, и это при том, что снега здесь не бывает, никогда. Внутри стандартный набор для таких мест: русские национальные костюмы, самовары, матрешки, деревянные ложки.Здесь и фото Тамары Кристины Сердюк, ставшей в 1991 году на все аргентинском слете красавиц «Королевой» среди потомков иммигрантов. Один дед у неё был англичанином, а другой украинцем и участвовала она в слёте как русская красавица, и это потому, что предки выходцев из Российской империи считали себя русскими. Чего нельзя сказать о нашем времени.
Русские общины Обера с украинскими корнями — победит ли идеология «свидомых»?
Численность русской общины небольшая порядка 200 человек. Официально создана община была в 1987 году. С тех пор в парадах общин, который проходит во время ежегодных дней иммигрантов, члены общины неизменно участвовали под флагом СССР. Сегодня у русской общины флаг российский. Большинство в общине люди с характерными белорусскими и украинскими фамилиями, хотя все утверждают, что по духу они русские. И это основная проблема данного образования российских соотечественников, ведь получается, что почти на 90% оно состоит из выходцев из западных районов современной Украины, где сегодня безраздельно господствует галицийская идеология. В Обера неоднократно наведывались члены ультранационалистических украинских организаций для того, чтобы попытаться изменить самосознание русской общины. Это и поддержка униатской церкви в пику традиционному православию, и попытки привить «свидомую» идеологию членам русской общины Обера. Особенно усердствуют представители канадских организаций украинских националистов. Здесь надо особо отметить, что подавляющее большинство членов российской диаспоры Обера, русским языком не владеют.
Страна, где не бывает межнациональных конфликтов есть на карте — это Аргентина!
Жители современной Аргентины, как правило, являются сами иммигрантами или потомками тех, кто прибыл сюда в течение последних 150 лет. Поэтому государство прилагает много усилий для сохранения культуры всех народов, которые сегодня населяют Аргентину. Существует специальный праздник «День иммигранта», который проводится в сентябре, как и в первый раз в 1912 году — 4 сентября. Во время этих праздников люди имеют возможность ближе познакомиться с культурой, традициями и обычаями народов, чьи диаспоры проживают в стране. Это позволяет людям разных национальностей лучше узнать друг друга, что сохраняет мир и согласие в Аргентине.В Обера, в этом смысле, проходят самые значимые «Дни иммигранта» в Аргентине. На этот праздник ежегодно съезжается порядка 100 тысяч гостей. Проходит он по традиции в сентябре. Во время «дней иммигранта» ежегодно выбирается Королева иммигрантов. Сначала выбирает свою королеву каждая из общин, затем на красочном костюмированном шоу выбирается Королева Королев. Но главное сокровище этих праздников — сами неимоверно красивые девушки, представляющие свои общины, аргентинки с европейскими чертами лица. Дни иммигранта начинаются с общего парада диаспор. Каждая община, одна за другой, проходит по главной улице под национальным флагом страны происхождения. Ставятся спектакли, проходят игры в национальном стиле, отражающие характер каждой страны, которую представляют диаспоры. Продаются блюда национальной кухни и сувениры. Надо сказать, что все жители Обера в дни праздника одеваются в красочные национальные костюмы, что придаёт особый колорит этому действу. Гостями этого фестиваля иммигрантов являются, в основном, жители других провинций Аргентины, много туристов приезжает из соседних стран Парагвая и Бразилии. Приезжают и туристы из более далёких стран Европы, Азии и т.д. Этому способствует близкое расположение водопадов Игуасу, объявленного ЮНЕСКО объектом всемирного наследия.
Конечно, за долгую историю, в Обера происходило некоторое взаимопроникновение культур, но горожанам удалось создать свою особую субкультуру. В городе живут практически одни «европейцы» и почти нет коренного населения индейцев. У каждой общины свой национальный колорит, но всё это вместе даёт одно — великую аргентинскую нацию. Такое общественное устройство страны было заложено в момент становления Аргентины, как государства аргентинцев. В 1880 году, во времена президентства Хулио Рока, начался процесс федерализации Аргентины и был принят закон регулирующий деятельность культурных центров и клубов. (Romero, J. L., Las ideas políticas en la Argentina, F. C. E., Bs. As., 1969.). Согласно закону клубы должны заниматься сохранением для будущих поколений элементов быта, культурных традиций, танцев, национальной кухни, изготовлением национальных ремесленных изделий и т.д., для того чтобы поведать потомкам историю своей иммиграции и свои корни.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте