Экономика Турции: анатомия кризиса
Турция снизила оценку роста экономики и повысила прогноз инфляции на 2015 г. Об этом сообщили правительственные источники, ссылаясь на неблагоприятные условия в мировой экономике. Правительственные чиновники предупреждают, что напряженность в Ираке и Сирии, а также события на Украине в сочетании с замедлением роста в Европе больно бьют по экономике, вынуждая ЦБ Турции предпринимать невероятные маневры для поддержания экономического роста. Борьба с инфляцией, наряду с повышением экономического роста и сокращением дефицита платежного баланса, становятся главными приоритетами плана экономического развития Турции на период с 2015 по 2017 г. Однако, как отмечается в последнем региональном отчете Международного валютного фонда (МВФ), Турция столкнулись с «необычным созвездием рисков». Причин несколько.
Прежде всего, Турция столкнулась с т. н. ловушкой среднего уровня дохода. Это ситуация, когда страна, достигшая определенного уровня прибыли на душу населения, застревает на этом этапе и испытывает трудности в дальнейшем продвижении. Турция, располагая в 2002 г. доходом на душу населения в размере $3.529, превратилась в 2011 г. в страну со средним доходом в $10.444. С того момента, как Турция достигла уровня $10 тыс., дальнейший прирост доходов замедлился. В соответствии с исследованием Всемирного банка, опубликованным недавно Сейфеттином Гюрселем, за это время средний класс в стране увеличился с 20% до 40%. Главный аспект роста доходов на душу населения в Турции состоит в том, что он не вытекает из перераспределения богатства, а основан на увеличении только заработной платы и пенсий. Если Турция не сосредоточится сегодня на системе образования и на поощрении технических инноваций, то она вряд ли попадет в высшую экономическую лигу к 2023 г. Как пишет американская Wall Street Journal, «негативом для турецкой экономики является и отток из страны иностранного капитала, жесткое подавление правительством антиправительственных протестов и усиление напряженности вокруг Сирии», хотя главный экономист по рынкам Burgan Bank Мерт Илдиз отмечает, что «стране предстоит серьезный кризис или годы медленного экономического роста, которые будут выглядеть скорее как рецессия». Снижение курса валюты усиливает дисбалансы в экономике Турции, зависящей от импорта и иностранного капитала, что ставит экономику страны под угрозу резкой коррекции.
На мой взгляд, Турция опоздала с проведением структурных реформ в сфере экономики, и это становится все более ощутимым. По подсчетам аналитиков, рост экономики в 2015 г. будет в четыре раза ниже прогнозируемых данных. За последние пять лет доверие потребителей снизилось до предельного уровня. Это говорит о том, что экономическая ситуация в стране приблизилась до критического уровня. Национальный доход от промышленности снизился до отметки «8». А мы знаем, что без развитой промышленной инфраструктуры благосостояние страны невозможно.
Турция столкнулась с необходимостью проводить экономические реформы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. На двух крупнейших экспортных рынках Турции отмечается снижение: в России до 14%, а в Ираке до 9%. Для стабилизации экономической ситуации необходимо оперативно решить ряд критических проблем. Во-первых, сделать все возможное, чтобы прекратить процессы поляризации в обществе. На сегодняшний день это представляет серьезную угрозу, так как финансовая система Турции напрямую связана с судопроизводством и соблюдением законов. Во-вторых, Центробанк США, поднимая процентные ставки, укрепляет доллар. Краткосрочный внешний долг Турции составляет $200 млрд, и не стоит забывать, что при погашении кредита его размер увеличивается из-за роста доллара.
Как ЦБ Турции будет реагировать на сложившуюся ситуацию? Ведь валютные резервы, включая золото, составляют $132 млрд. Тем не менее все ставки не подлежат обмену капитала Центрального банка. Если по валютным обязательствам эта сумма будет снижена, тогда получается чистый резерв. Валютные резервы состоят из валюты и золота, вложенных банками, валютные счета клиентов, счета работников, находящихся за рубежом, баланс валютных счетов банка. В определенном смысле все перечисленные счета вверены Центробанку для сохранности. Если суммировать все данные, то чистый финансовый резерв Турции составит около $40 млрд. А это говорит о том, что у Центрбанка нет достаточных средств, чтобы оплатить импорт на протяжении квартального периода.
В сфере экспорта и туризма ожидается ухудшение ситуации по сравнению с предыдущим 2014 г. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости пополнения капитала государственных банков. Предположения об острой необходимости увеличения капитала в «Халк банке» в размере одного миллиарда подтвердились решением об осуществлении такой операции. Поскольку генеральное управление фондов не внесло капитал в «Вакыфбанк», казначейство вынуждено было выкупить 58% акций. Вот уже 12 лет, как государственным банком управляют лояльные назначенцы Партии справедливости и развития (ПСР). Как получилось, что ответственность за работу банка легла на плечи казначейства, а оплата расходов составляет при этом 77 млн? Повсюду только «ловушки» и «загадки».
Во время недавней предвыборной кампании лидеры ПСР рассыпали громкие обещания: «Мы создадим свой самолет, спутник, военный корабль, беспилотник и танк». Однако сегодня мы видим, что это были громкие заявления и не более того. Еще недавно Турция претендовала на статус самой демократической страны в регионе, но теперь — это пустые слова, расходящиеся с действительностью. Объективный взгляд на сложившуюся за последние два года ситуацию указывает на очевидное противоречие между предвыборными лозунгами и непосредственными действиями представителей высшего эшелона власти.