Эффекты присоединения Молдавии к Таможенному союзу и ЕЭП: аналитический доклад
«Какие-либо выгоды, как от европейской, так и от евразийской интеграции Молдавия получит только в том случае, если резко повысит качество государственного управления и сумеет преодолеть коррупцию, в особенности в судебной системе и в сфере внешней торговли», — заявила 14 октября корреспонденту ИА REGNUM кандидат экономических наук Елена Горелова, резюмируя выводы, к которому пришли авторы представленного в Кишиневе в конце минувшей недели аналитического доклада «Экономические эффекты присоединения Республики Молдова к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству».
Авторы доклада — молдавские экономисты Елена Горелова, Владимир Головатюк, Лилиана Агаркова и Михаил Пойсик — проанализировали возможности и риски, связанные как с европейским, так и с евразийским направлениями внешнеэкономической интеграции, отметив, что в настоящее время существуют сомнения в том, что интеграция Молдавии на евразийском или европейском направлении позволит решить главную проблему молдавской экономики — недостаточный объем иностранных инвестиций в реальный сектор.
Эксперты отметили, что отказ Молдавии от курса на «евроинтеграцию» оставит страну без финансовой поддержки со стороны европейских структур. По словам Елены Гореловой, эта поддержка имеет огромное значение для Молдавии, которая «в рамках нынешней экономической модели не может самостоятельно обеспечить не только развитие, но даже нормальное функционирование существующей инфраструктуры». В этой связи успешная евразийская интеграция Молдавии, по мнению экономиста, «возможна только в том случае, если страны ТС помогут компенсировать утрату поддержки, которая оказывается Кишиневу по линии ЕС». Кроме того, считает Горелова, «для того, чтобы сохранить шанс на эффективное развитие, Молдавия должна отказаться от нынешней экономической модели, основанной на потреблении, которое превосходит объемы молдавской экономики, а потому может подпитываться исключительно за счет внешних поступлений, прежде всего благодаря притоку средств от трудовых мигрантов». Молдавии, по ее словам, необходима экономическая модель, основанная на современном промышленном и сельскохозяйственном производстве, на инвестициях в реальный сектор, поэтому внешнеэкономический и внешнеполитический курс Молдавии должен быть нацелен на создание условий для модернизации экономики и увеличения экспорта.
Ранее ИА REGNUM опубликовало часть доклада, в которой анализируются последствия осуществляемого в настоящее время внедрения положений соглашения о создании Молдавией зоны свободной торговли с ЕС и подписанного, но еще не ратифицированного схожего соглашения с Турцией. Ниже публикуем систематизированные выводы авторов исследования относительно предполагаемых положительных и отрицательных эффектов присоединения Молдавии к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству по различным секторам экономики, а также итоговое заключение.
Эффекты присоединения Республики Молдова к Таможенному союзу и ЕЭП в сфере торговли
Положительные эффекты и возможности | |
Для Республики Молдова — увеличение объемов экспорта в страны ТС в краткосрочной и среднесрочной перспективе (примерно на 20%), в долгосрочной перспективе они могут увеличиваться при условии развития экспортного потенциала Республики Молдова, диверсификации экспортной корзины — повышение уровня защиты внутреннего рынка (тарифной и нетарифной) как части общего евразийского рынка — снятие рисков, которые могут возникнуть в результате внедрения соглашений о зоне свободной торговли со странами ЕС и с Турцией, а также рисков применения странами Таможенного союза разных ограничительных мер в торговле с Республикой Молдова — увеличение доходов государственного бюджета вследствие перехода Республики Молдова к ЕТТ ТС (примерно на 157 млн долл.) — возможности более быстрого совершенствования системы стандартизации, технического регулирования, системы оценки соответствия и контроля качества при поддержке ТС | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — увеличение объемов поставок на евразийский рынок агропродовольственной продукции, что содействовало бы развитию общего агропродовольственного рынка, насыщению его разнообразной свежей и переработанной сельскохозяйственной продукцией — сокращение затрат, связанных с контролем качества поставляемой на евразийский рынок молдавской продукции, ее соответствия единым техническим регламентам, санитарным и фитосанитарным нормам — постепенное повышение качества и степени соответствия стандартам и нормам ТС молдавской продукции, поставляемой на евразийский рынок |
Отрицательные эффекты и риски | |
Для Республики Молдова — необходимость денонсации Соглашения об ассоциации между Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Молдова, с другой стороны или его корректировки для исключения положений о зоне свободной торговли и пр. — возможное сокращение объемов внешней торговли со странами ЕС — необходимость проведения переговоров с торговыми партнерами (и, возможно, необходимость выплаты компенсаций) для изменения обязательств по тарифам перед ВТО в связи с приведением ставок таможенных тарифов в соответствие с ЕТТ ТС — увеличение цен на ряд импортируемых товаров (мясо, рыба, мучные изделия, нефтепродукты, медикаменты и др.) в связи с введением или повышением ввозных пошлин и приведением их в соответствие с ЕТТ ТС — риск снижения ценовой конкурентоспособности некоторых молдавских производителей на внутреннем рынке (производителей свежих овощей, фруктов, плодоовощных консервов и др.) вследствие снижения пошлин на аналогичные импортируемые товары соответственно ЕТТ ТС | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — необходимость финансирования расходов, связанных с оказанием технической помощи для перехода Республики Молдова на единые технические регламенты ТС, с повышением квалификации и обучением молдавских специалистов, работающих в системе стандартизации, оценки соответствия и контроля качества |
Положительные эффекты и возможности | |
Для Республики Молдова — стабильный доступ к развивающемуся крупному евразийскому агропродовольственному рынку — увеличение поставок свежей и переработанной сельскохозяйственной продукции на рынок стран ТС и объемов производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности — улучшение структуры производства агропродовольственной продукции за счет увеличения производства переработанной продукции с высокой добавленной стоимостью- возможности привлечения частных инвестиций в агропродовольственный сектор из стран ТС — возможности участия в реализации общих проектов развития агропродовольственного сектора | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — вклад Республики Молдова в развитие ряда сегментов агропродовольственного сектора стран ТС (производство свежих и переработанных овощей и фруктов, вина), в импортозамещение и в укрепление продовольственной безопасности — возможности выгодного частного инвестирования в агропродовольственный сектор Республики Молдова — усиление стимулов развития в рамках единого АПК животноводческой отрасли и возможности увеличения поставок в РМ животноводческой продукции (свежей и переработанной) из стран ТС |
Отрицательные эффекты и риски | |
Для Республики Молдова — сокращение финансовой поддержки развития аграрного сектора со стороны внешних партнеров по развитию | Для стран Таможенного союза и ЕЭП - |
Положительные эффекты и возможности | |
Для Республики Молдова — развитие промышленно-кооперационных связей с производителями стран ТС — возможности открытия новых промышленных производств за счет создания совместных предприятий, размещения подразделений предприятий стран ТС и др. — возможности участия в реализации межгосударственных промышленных проектов — увеличение рабочих мест в промышленности и лучшее использование трудовых ресурсов, возможности возвращения части трудовых мигрантов — увеличение темпов роста индустрии и удельного веса промышленности в ВВП, повышение за счет этого темпов экономического развития | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — возможности использования трудовых ресурсов Республики Молдова для развития промышленных производств, в первую очередь, трудоемких (легкая промышленность, сборочные производства и пр.) — возможности использования имеющегося промышленного потенциала Республики Молдова для реализации межгосударственных проектов, а также осуществления и стимулирования инвестиций в наиболее перспективные производства (необходим детальный анализ потенциала Республики Молдова и выделение приоритетных направлений промышленной политики стран ТС и ЕЭП) |
Отрицательные эффекты и риски | |
Для Республики Молдова - | Для стран Таможенного союза и ЕЭП - |
Положительные эффекты и возможности | |
Для Республики Молдова — реинтеграция электроэнергетических систем Правобережья и Левобережья (речь о Приднестровской Молдавской Республике, на территорию которой претендует Кишинев — прим. ИА REGNUM) в юридическом, институциональном, организационном плане — использование потенциала Молдавской ГРЭС (находящейся в ПМР и принадлежащей России — прим. ИА REGNUM) для полного обеспечения внутренних потребностей в электроэнергии и для ее экспорта в европейские страны — снижение дефицита торгового баланса с Украиной вследствие прекращения импорта электроэнергии — заключение нового среднесрочного контракта на поставку газа из РФ — снижение цены на импортируемый из РФ природный газ и внутренних тарифов на газ, ослабление долговой проблемы в энергетическом секторе, уменьшение тарифной нагрузки на население и производителей, сокращение дефицита торгового баланса с РФ | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — увеличение генерирующих мощностей общего электроэнергетического рынка за счет максимального использования потенциала Молдавской ГРЭС — возможности экспорта и транзита электроэнергии с рынка стран ТС в европейские страны через Республику Молдова — возможности поэтапного решения проблемы газового долга Приднестровья (де-юре числящегося за Кишиневом — прим. ИА REGNUM) — решение вопроса о реструктуризации молдавско-российской компании «Молдова-газ» с учетом интересов российской стороны или снятие этого вопроса с повестки дня |
Отрицательные эффекты и риски | |
Для Республики Молдова — необходимость пересмотра обязательств в рамках 3-го энергетического пакета ЕС в части реформирования газового рынка и проведения переговоров — сокращение или прекращение внешнего финансирования проектов в энергетическом секторе | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — дополнительные расходы на финансирование работ по усилению взаимоподключения электросетей Республики Молдова и Румынии для расширения входа на европейский рынок электроэнергии — потери РФ вследствие снижения цены на импортируемый в Республику Молдова природный газ — необходимость хотя бы частичной компенсации потерь Республики Молдова вследствие снижения объемов внешнего финансирования проектов в энергетике |
Положительные эффекты и возможности | |
Для Республики Молдова — увеличение объемов грузовых перевозок в страны ТС вследствие роста взаимного товарооборота — развитие и реализация транзитного потенциала практически всех видов транспорта — снижение затрат перевозчиков, осуществляющих перевозки в/из страны ТС, вследствие снятия разрешительных и иных барьеров — возможности привлечения инвестиций для развития инфраструктуры транспортного сектора (средств Евразийского банка развития, иных общих структур, частного сектора) — восстановление единства железных дорог и полномасштабное восстановление движения через приднестровский участок — возможности включения транспортных сетей республики в евразийские транспортные коридоры и их последующего развития | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — увеличение объемов грузовых перевозок в Республику Молдова вследствие роста взаимного товарооборота — использование транспортно-транзитного потенциала Республики Молдова и улучшение логистики перевозок в юго-западном направлении — эффективное включение транспортных сетей Республики Молдова в формирующиеся евразийские транспортные коридоры — снижение затрат перевозчиков, осуществляющих перевозки в/через Республику Молдова, вследствие снятия разрешительных и иных барьеров — возможности инвестирования в эффективные транспортные проекты (прежде всего, транзитного значения), развивающие потенциал единого транспортного пространства — для частных инвесторов может быть привлекательным инвестирование в авиационный и судоходный сектор Республики Молдова |
Отрицательные эффекты и риски | |
Для Республики Молдова — сложности интегрирования железнодорожного и автомобильного сектора в транспортное пространство стран ТС из-за отсутствия с ними общих границ и необходимости транзита через Украину — риски сокращения внешнего финансирования проектов в транспортном секторе и продолжения деградации транспортной инфраструктуры | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — сложности интегрирования железнодорожного и автомобильного сектора Республики Молдова в транспортное пространство стран ТС из-за отсутствия с республикой общих границ и необходимости транзита через Украину — необходимость компенсации хотя бы части потерь вследствие сокращения внешнего финансирования проектов в транспортном секторе РМ |
Положительные эффекты и возможности | |
Для Республики Молдова — доступ к новым источникам инвестиционных ресурсов наднациональных структур (Евразийского банка развития, антикризисного фонда ЕврАзЭС) — приток частных инвестиций из стран Таможенного союза через развитие кооперационных связей, создание совместных предприятий, внедрение совместных проектов при условии поддержки кооперации и совместных проектов — снижение рисков для частных инвестиций в Приднестровье | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — возможности участия предприятий стран ТС в инвестиционных проектах, внедряемых в Республики Молдова при финансовой поддержке наднациональных (возможно, и национальных) институтов- возможности развития кооперационных связей, создания совместных предприятий, реализация совместных инвестиционных проектов в Республике Молдова — переход от преимущественного субсидирования Приднестровья со стороны РФ к внедрению и поддержке инвестиционных проектов |
Отрицательные эффекты и риски | |
Для Республики Молдова — сокращение объемов внешнего/западного финансирования инвестиционных проектов (строительство и реабилитация дорог, повышение энергоэффективности, закупка сельхозтехники, модернизация систем водоснабжения и канализации и др.) — маловероятно резкое увеличение притока частных инвестиций из стран Таможенного союза из-за отсутствия явных преимуществ инвестирования в Республику Молдова (малый объем рынка, цена факторов производства в целом сопоставима с их ценой в странах Таможенного союза, бизнес-климат не лучше) | Для стран Таможенного союза и ЕЭП — необходимость выделения ресурсов для замещения (возможно, частичного) донорских инвестиций в Республике Молдова — необходимость инвестирования в проекты экономической реинтеграции Республики Молдова и Приднестровья |
Положительные эффекты и возможности | |
Для Республики Молдова — существенное ослабление напряжения на внутреннем рынке труда (69% выехавшей на заработки избыточной рабочей силы занято в РФ) — снижение уровня бедности, особенно сельского населения (среди работающих в РФ граждан Республики Молдова выходцы из сел составляют 78%) — приток денежных переводов (около 1 млрд. долл. в год) и покрытие значительной части (более 35%) общего дефицита торгового баланса за счет денежных переводов из РФ — обеспечение баланса между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке (примерно на 70% за счет валютных переводов граждан, работающих в РФ) — поддержание внутреннего спроса и роста экономики (денежными переводами из РФ покрывается 15% объемов конечного потребления домашних хозяйств) — улучшение правового положения трудовых мигрантов и членов их семей | Для стран Таможенного союза и ЕЭП (в основном для Российской Федерации) — покрытие небольшой части дефицита рабочей силы (никакого дефицита рабочей силы в России нет; по данным Росстата на апрель 2014 года, 4 млн (5,3%) из 75 млн экономически активных граждан РФ — безработные — прим. ИА REGNUM) в краткосрочной и среднесрочной перспективе (около 5% привлекаемой иностранной рабочей силы в РФ) — приток рабочей силы молодого, активного трудоспособного возраста, хорошо адаптированной к языковой и культурной среде (около 500 тыс. чел.) — выгоды от легализации положения и законного оформления трудовых отношений временных мигрантов, включая налоговые и бюджетные выгоды |
Отрицательные эффекты и риски | |
Для Республики Молдова — нехватка квалифицированных рабочих и отдельных групп специалистов, имеющая структурный характер — эффект резкого или значительного увеличения объемов денежных переводов из России маловероятен (из-за либерализации визового режима Республики Молдова с ЕС и ограниченности людского потенциала миграции) | Для стран Таможенного союза и ЕЭП (в основном для Российской Федерации) — возможное сокращение миграционного потока рабочей силы из РМ (в связи с либерализацией визового режима для молдавских граждан со стороны стран ЕС) (Визовый режим либерализован для краткосрочных поездок и не предусматривает возможности трудоустройства в странах ЕС. Кроме того, либерализация затрагивает лишь ту часть молдавских граждан, которая имеет биометрические паспорта. Что касается сокращения миграционного потока, то, даже если допустить, что само по себе оно будет нести для России отрицательный, а не, наоборот, положительный характер, доля молдавских гастарбайтеров на российском рынке иностранной рабочей силы крайне незначительна и с большой степенью вероятности довольно быстро будет заполнена мигрантами из других стран, поскольку общий миграционный поток в Россию именно что не сокращается — прим. ИА REGNUM) |
Проведенное исследование возможных последствий присоединения Республики Молдова к ТС и ЕЭП показало, что в основных сферах (внешняя торговля, сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспортный сектор, инвестиционная деятельность, трудовая миграция) положительные эффекты будут превосходить издержки участия Республики Молдова в евразийской интеграции.
Для Республики Молдова наиболее значимыми эффектами могут стать: рост экспорта и улучшение его структуры, частичное замещение импортируемой из стран ЕС продукции отечественными товарами, укрепление энергетической безопасности, расширение возможностей привлечения частных и межгосударственных инвестиций, диверсификация промышленности, обеспечение стабильного притока денежных переводов трудовых мигрантов (он и так стабилен и постоянно растет, составляя до трети ВВП Молдавии — прим. ИА REGNUM), поддержание внутреннего спроса при постепенном увеличении рабочих мест и возвращении в страну работающих за рубежом граждан. Главным негативным последствием может стать сокращение объемов финансовой поддержки, предоставляемой внешними партнерами по развитию. Это будет наиболее чувствительным для сельского хозяйства, энергетики и транспортного сектора.
Для стран ТС и ЕЭП в краткосрочной перспективе крупных позитивных эффектов от присоединения Республики Молдова к интеграционному объединению наблюдаться не будет. Наиболее значимым вкладом республики в решение общих задач стран ТС и ЕЭП в ближайшее время может стать содействие укреплению продовольственной безопасности за счет увеличения поставок на общий рынок качественных овощей, фруктов, соков, плодоовощных консервов, вина и других продуктов питания. В более долгосрочной перспективе могут появиться взаимные позитивные эффекты, связанные с развитием и использованием транзитных возможностей Республики Молдова (транзит и экспорт электроэнергии, транспортные коридоры), с более эффективным использованием трудового потенциала республики в рамках общего рынка труда и внутри республики, с развитием на ее территории отдельных промышленных производств (прежде всего, трудоемких). При разумном «включении» Республики Молдова в интегрированное экономическое пространство могут появиться хорошие возможности и условия инвестирования в эффективные проекты, как для местных инвесторов, так и для инвесторов из стран ТС (агропродовольственный сектор, энергетика, легкая промышленность и др.).
Для присоединения к ТС и ЕЭП Республике Молдова потребуется переходной период, в течение которого необходимо решить следующие основные вопросы: корректировка договорных отношений со странами Европейского союза (проблема соглашения об ассоциации), для чего необходимо провести переговоры и консультации, как со странами-членами ЕС, так и со странами-участницами ТС и ЕЭП; подготовка и реализация Плана мер («дорожной карты») по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству; проведение переговоров в рамках ВТО в связи с присоединением республики к ТС и необходимостью изменения ввозных пошлин.
Следует отметить, что реальные эффекты присоединения Республики Молдова к ТС и ЕЭП во многом будут зависеть от эффективности функционирования общего евразийского рынка и проводимой скоординированной политики в разных секторах экономики, от избранных приоритетов и мер поддержки, эффективности внедряемых межгосударственных программ и проектов — с одной стороны. С другой стороны, эффекты будут определяться и внутренней экономической политикой Республики Молдова, содержанием тех целей и задач, которые республика намерена решать с использованием преимуществ своего участия в ТС и ЕЭП.