Изменение климата открыло большие перспективы отечественному рыболовству. Арктические моря освобождаются ото льда и это дает возможность промысловикам осваивать новые районы, где раньше рыболовство было затруднено. Однако, такие плюсы неоднозначны и необязательно приведут к увеличению вылова различных биоресурсов. Об этом в ходе международной научной конференции «Конкурентный потенциал северных и арктических регионов», которая начала свою работу сегодня в Архангельске, заявил кандидат биологических наук, заместитель директора Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им.Н.М.Книповича Андрей Семушин, передает корреспондент ИА REGNUM.

По последним данным ПИНРО, на Кольском меридиане в последние 20 лет доминируют положительные аномалии температур. Это, по словам Семушина, приводит к миграции некоторых видов морских обитателей.

В своем докладе Андрей Семушин привел пример по распределению популяции креветки и трески в разные периоды. Ученые изучили популяцию этих видов в так называемые холодные времена и в современных условиях. В результате исследований выяснилось, что до 2004 года такой вид биоресурсов как креветка концентрировался в основном ближе к Исландии, в западном направлении Норвежского моря. С изменением температур в сторону потепления, заметно перемещение данного вида в сторону Новой Земли, что коренным образом изменило структуру рыболовства.

«Возможно, что это отразилось на производстве и сделало его нерентабельным. Однако, не смотря на это, мы получили новые акватории для рыболовства и более сложную логистику рыболовства. Пути перехода стали длиннее, что снизило рентабельность. Плюсы для России в том, что эти виды в основном перемещаются в российскую зону. Это даст для страны какие-то преимущества в рыболовстве», — сказал Семушин.

Однако, не все так просто. Говоря о промысле трески, картина немного другая. Ученый пояснил, что треска распределяется по морю, скоплений становится меньше и ее труднее поймать. Вместе с тем, по словам эксперта, запас трески растет. «Если будут оптимально использовать свои возможности и мощности, то смогут обеспечить всех. Такие виды рыбы как палтус, зубатка также находятся на подъеме», — продолжил рассказ о перспективах отрасли Семушин.

Однако есть и обратная сторона современных климатических процессов. По информации эксперта, такие виды, как мойва за последние 5-7 лет имеют средние запасы. «Все реже нашим рыбакам попадается в сети и сайка. Это объясняется тем, что данный вид в контексте потепления переходит в Карское море и его северные районы, тем самым становится недоступным для современного флота или нерентабельным», — сказал ученый.

В связи с глобальным потеплением, в Арктике появился новый промысловый вид — это краб-стригун. За последние 10 лет этот новый вид увеличил свою популяцию в сотни раз. Преимущественно его планируют добывать в районе Новой Земли. Пока данный промысел не организован, но объемов достаточно. Ученые пока сомневаются в дальнейшем развитии его популяции, будет ли она конкурировать с камчатским крабом. Но для промысловиков любой новый вид, как отметил Семушин, — «это хорошо и является перспективой для современной Арктики».

Что касается общих запасов, то последние 20 лет вылов в северном арктическом бассейне силами России составлял в среднем около 900 тысяч тонн. Это порядка 25% от общероссийского улова. Львиная доля — на счету Баренцева и Норвежского морей.

«Мы находимся на этапе, когда запасы основных видов рыб, например трески, находится на небывалом подъеме и в ближайшие годы будет увеличены объемы выловы трески в Арктическом регионе. Соответственно, увеличится и общероссийский улов. Правительство страны ставит большие планы и ставки на Арктический регион в плане обеспечения продовольственной безопасности страны. Сегодня сама природа дает нам такой шанс», — сказал Андрей Семушин.

Говоря о прогнозах, Андрей Семушин отметил, что прогнозируемый вылов биоресурсов в Карском и Баренцевом морях в общей сложности приближается к 1 млн. 400 тонн, что весьма хорошо. «Что касается запасов в Белом море, они в общем списке очень малы. Всего лишь 2,6 тысяч тонн. Однако есть и у нас перспективные к добыче виды, в частности, морские водоросли, вылов которых очень велик. К 2015 году мы рекомендуем к вылову более 90 тысяч тонн. пока неизвестно будут ли силы у промысловиков добыть хотя бы часть этого запаса и пустить в переработку. Природа, как всегда, помогает северянам. Арктика дает нам тот ресурс, а потепление климата нам ставит новые задачи, которые необходимо решать», — сказал Андрей Семушин.