«Аэродром „Раменское“ был и остаётся в составе имущественного комплекса Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова, то есть институт является собственником аэродрома. Основной его деятельностью всегда останется обеспечение испытательных полётов, и без учёта мнения собственника другого быть не может», — заявил гендиректор ЛИИ, Герой России, заслуженный лётчик-испытатель Павел Власов в интервью подмосковной газете «Авиаград Жуковский».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, на территории ЛИИ решено построить гражданский аэропорт, а также с грузоперевозками. Некоторые специалисты института считают эту идею нереализуемой: по их мнению, это либо убьёт научную работу, либо приведёт к пустой трате огромных средств. В проект планируют вложить более 10 млрд рублей. Предполагаемая нагрузка в 12 млн пассажиров в год, в среднем по 200 человек в самолёте, подразумевает 60 тысяч полётов (только пассажирских, без учёта испытательных), — это впятеро интенсивнее, чем в 80-е годы, когда аэродром был загружен максимально.

«Сейчас мы выполняем до 2 тысяч полетов в год, в 80-х годах — около 18 тысяч, — напомнил гендиректор ЛИИ. — Причём речь идёт именно об испытательных полетах и некруглосуточном режиме работы. Так что запас по пропускной способности у нас есть. Он велик, но соотносить его с бизнес-планом гражданского аэропорта я не буду, это — не мой вопрос».

Планируемое совмещение испытательной работы с гражданскими перевозками Власов объяснил так: «Основной принцип — раздельное расписание полетов. Испытательные полеты осуществляются в рабочие дни в период с 10:00 до 17:00, по средам с 10:00 до 24:00. В остальные дни и время суток аэродром не занят, есть ресурс для более полного использования его возможностей. Требования по составлению расписания для экспериментальных полётов и коммерческой деятельности были доведены до инвесторов, они учитывали их при составлении бизнес-плана. Разумеется, по отдельному согласованию возможно взаимное предоставление дополнительных „окон“ в расписании».

«Мы не первопроходцы, — отметил гендиректор. — Есть Тулуза, есть Фарнборо, где вполне успешно совмещают разные направления деятельности. При цивилизованном подходе эти вопросы решать можно. Обязательным условием, выдвинутым Лётно-исследовательским институтом и Объединённой авиастроительной корпорацией, стало чёткое разграничение территории, выделение гражданского сектора и обеспечение мероприятий — организационных и технических — в части защиты информации».

По поводу другой особенности сосуществования — разного характера использования воздушного пространства — Власов пояснил: «Испытателям нужны наши „зоны“, сам аэродром требуется только для взлета и посадки через час или три часа после начала полета. У гражданских рейсов ситуация обратная: им воздушное пространство „зон“ не нужно, вокруг каждого аэропорта устанавливается так называемая стандартная схема прибытия и вылета, с тем чтобы минимизировать время нахождения самолёта в воздухе в районе аэродрома».

Напомним, из двух взлётных полос аэродрома работает только одна, причём только в одном направлении. По словам руководителя института, «основное направление сейчас действительно одно: взлёт на восток, посадка с востока. Но это вызвано не объективными ограничениями, а соображениями целесообразности. При текущей интенсивности полётов встречное движение — это, прежде всего, экономия времени и сокращение затрат участников испытаний, которым не надо заходить на круговое движение. При необходимости и взлёт, и посадка могут проводиться в одном направлении. Схема взлёта „на запад“ у нас есть. При определенных погодных условиях она используется и сегодня. Оборудование радиотехнического обеспечения и светотехника также работают».

Отметим, к западу от аэродрома расположен город Жуковский и новая территория, отведённая под Национальный центр авиастроения.

Одним из «узких мест» Власов назвал состояние магистральной рулёжной дорожки: «Большая часть её выведена из эксплуатации. Но, начиная с этого года, на её реконструкцию выделяются значительные средства. К концу 2015 года работы будут завершены, и мы сможем обеспечить полноценную схему руления без использования для этих целей взлётной полосы».

По поводу короткой, старой трёхкилометровой полосы гендиректор ЛИИ заявил: «Наличие зданий не исключает заход на посадку со стороны Раменского, разумеется, при соответствующем ограничении класса воздушного судна. Нет ограничений в отношении взлёта на запад и захода на посадку с запада». Высотные здания города Раменское, по его словам, «строились с соблюдением Воздушного кодекса, согласование старшего авиационного начальника было получено. Тогда начальником ЛИИ был не я. Не берусь судить, так как могу предположить, что на руководство института было оказано серьёзное давление. Но сегодня я бы возражал против такого строительства. Кстати, генеральный план развития Жуковского я не согласовал именно в связи с данными обстоятельствами: не решены все вопросы с определением мест, где жилищное строительство может вестись без ограничений, а где требуется учёт шумового воздействия и ограничение максимальной этажности. Если эти вопросы будут приняты во внимание, мы всё согласуем».

Напомним, в феврале глава Жуковского выдал разрешение на строительство 23-этажного комплекса в историческом центре города, в марте митинг противников этого проекта собрал около тысячи горожан.

Напомним, помимо испытаний на территории аэропорта «Раменское» базируется «Авиационно-спасательный центр (центральный МЧС России)», а также проводятся такие выставки, как Международный авиационно-космический салон МАКС, «Оборонэкспо» и другие.