Перед обозначенным ранее дед-лайном в переговорах по ядерному досье Тегерана (20 июля этого года), стороны решили обратиться к методам интенсивной дипломатии. Выбран наиболее оптимальный двусторонний подход выяснения остающихся нерешёнными вопросов. 9-10 июня в Женеве прошли консультации между представителями Ирана и США. 11 и 12 июня отведены на общение иранских дипломатов с их российскими и французскими коллегами. Нынешние консультации предшествуют очередному сбору переговорщиков в формате "Иран - 5+1" 16 -20 июня в Вене.

Сам по себе факт проведения между Вашингтоном и Тегераном прямой встречи (непрямой и непубличный канал консультаций между ними действует как минимум с 2009 года), которой не было с конца 1970-х годов, претендует на то, чтобы называться прорывом. Но оптимизм вовлечённых в переговоры сторон носит сдержанный характер. Поставлена конкретная задача - обозначить прогресс в застарелой проблеме введения иранской ядерной программы в контролируемые международным сообществом рамки к концу следующего месяца. При этом, нет никакой гарантии, что данную задачу удастся решить к установленному сроку. Отдавая себе отчёт в вероятности срыва переговоров, США и Иран заранее договорились воздержаться от посвящения широкой общественности в их детали. На такой конспиративный лад ведения дел Тегеран и страны "шестёрки" сподвигла предшествующая пробуксовка в процессе урегулирования. Как можно понять, после промежуточного прорыва в Женеве 24 ноября прошлого года, к нынешнему этапу работы над окончательным документом стороны подошли не без серьёзных трудностей. К их числу посвящённые источники относят выработку таких пунктов готовящегося соглашения, как количество эксплуатируемых иранской стороной центрифуг, пределы обогащения иранцами ядерного топлива своими силами, будущее особо подозрительных для западных держав ядерных объектов на территории Ирана (в первую очередь, завод по обогащению урана в Фордо). В ходе последнего раунда общения Ирана с "шестёркой", завершившегося в Вене 16 мая, появился ещё один проблемный элемент - иранцы обозначили свои претензии на производство урана для АЭС в Бушере.

Все указанные и ряд других вопросов должны получить компромиссные развязки, иначе заключение нового соглашения будет отложено на отдалённую перспективу. Подобный сценарий вполне ожидаем, и в качестве нового дед-лайна называется 15 января 2015 года.

К выходу американцев на компромисс с иранцами к 20 июля негативно настроены израильтяне. В Тель-Авиве считают, что за остающийся месяц высока вероятность заключения ущербного соглашения, в котором интересы израильтян не будут удовлетворены. В переговорном цейтноте трудно склонить иранцев к тому, что от них требуют в Израиле. Это оставление в распоряжении иранских атомщиков ограниченного числа центрифуг и ограниченного количества обогащённого урана. В таком случае для производства бомбы Тегерану понадобится несколько лет. В израильской интерпретации, на которую указывают видные местные эксперты, устраивающее Тель-Авив постоянное соглашение Ирана с "шестёркой" - это документ, где гарантируется, что для создания ядерного боезаряда иранцам понадобится несколько лет, если в Тегеране всё же примут такое решение. Менее враждебны к пока актуальному дед-лайну американо-иранской сделки саудовцы, но они также опасаются за её ближневосточные последствия.

В свою очередь, американская администрация пытается зафиксировать успех уже этим летом, ибо отложение вопроса на предстоящую осень чревато для неё некоторыми техническими и политическими сложностями. К первым можно отнести запланированную ротацию первых лиц в госдепартаменте, которые ныне выступают главными переговорщиками с иранцами. В октябре 2014 года первый заместитель госсекретаря Уильям Бернс покидает свой пост. Со вторым лицом внешнеполитического ведомства США эксперты связывают значительную часть достигнутых в последние годы подвижек в американо-иранских отношениях. Так, с именем Бернса тесно ассоциируется открытый в 2009 году секретный канал общения Вашингтона и Тегерана при посредничестве султана Омана. Политический блок мотивации Обамы форсировать сделку с иранцами обусловлен приближением осенних выборов в Конгрессе.

Скорее всего, переговоры с Ираном придётся продлить, как бы Белый дом не был решителен в фиксации быстрого прогресса. На это указывает ряд факторов, прежде всего, регионального свойства, которые не располагают к окончательному решению всех разногласий вокруг ядерного досье Тегерана в перспективе двух-трёх месяцев. Любое новое соглашение с Ираном потребует от Обамы согласований не только с Конгрессом, но и, как желательный элемент, предварительные консультации с ближайшими союзниками на Ближнем Востоке. Игнорировать их мнение и ставить перед свершившимся фактом американо-иранской сделки вашингтонские аналитики считают контрпродуктивным для администрации Обамы (1). У аравийских монархий и так в последнее время обострились опасения в связи с предполагаемым свёртыванием Соединёнными Штатами своего военного присутствия в регионе и снижения внешнеполитического внимания к нему. На таком неустойчивом фоне взаимоотношений американцев с ближневосточными партнёрами любой поспешный шаг Белого дома в отношениях с иранцами будет воспринят регионалами крайне болезненно.

Первым сигналам для Саудовской Аравии и соседних государств по поводу воздержанности США от любых новых силовых вовлечений в региональные конфликты стала Сирия. Американцы отказались от сценария внешней военной интервенции в Сирии не в последнюю очередь по соображению исключить заочное противостояние с Ираном. Ввод своих подразделений на сирийскую территорию означал бы для США вступление в войну с ливанской "Хизбаллой" и другими иранскими сателлитами в регионе. Как бы такое вовлечение американцев не было на руку израильтянам и саудовцам, которые оценивают боеспособность и огневую мощь "Хизбаллы" весьма высоко. Ведя переговоры с Ираном и обнаруживая настрой на быстрый эффект от предстоящей сделки с ним, Обама не может обойтись без хотя бы ограниченной поддержки ближневосточных партнёров. Тем более, когда вопрос военного сдерживания Ирана в зоне Персидского залива не снят с повестки дня. Ближневосточные источники указывают на выдвинутое духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи категоричное требование к президенту Хасану Роухани и министру иностранных дел Мохаммаду Зарифу не идти на уступки в вопросах свёртывания ракетной программы Тегерана и её увязки с переговорами по ядерному досье.

Дополнительным сдерживающим фактором на пути скорейшего заключения окончательного соглашения с иранцами выступает общий фон недоверия между США и Россией и некоторые производные от него вопросы. Белый дом и Конгресс отнеслись враждебно к российско-иранским переговорам по крупному нефтяному контракту поставки Москвой товаров и услуг в обмен на иранский углеводород. Конгрессмены призывают Обаму приложить максимум усилий, дабы не допустить заключения контракта, связывая этот вопрос с ведущимися переговорами по ядерному досье Ирана. По их мнению, российско-иранский контракт, который по оценкам посвящённых источников находится на продвинутой стадии согласований между Москвой и Тегераном, может ослабить инструмент влияния США на переговорах по иранской ядерной программе. Окончательное соглашение с Ираном к 20 июля зажжёт перед Россией и Ираном "зелёный свет" в их диалоге по нефти, так считает значительная часть Капитолийского холма. В этой оценке с ними солидарны и ближневосточные партнёры США.

Удержать ситуацию под контролем, не испортить отношения с союзниками, заодно не дав никому повода усомниться в своей непоколебимости следовать курсу на улучшение отношений с Ираном, американская администрация может только балансируя между различными игроками. Своё решение стоящей перед заокеанским союзником сложной дилеммы готовы предложить в Израиле. Здесь американцам деликатно намекают на целесообразность заключения не окончательного соглашения, а усовершенствование к 20 июля ныне действующей временной договорённости с иранцами. Таким образом, достигнутые 24 ноября 2013 года соглашения будут модифицированы в сторону очередного смягчения санкций против Ирана в обмен на новые, предметно подкреплённые гарантии последнего в отсутствии у него планов перехода на военные рельсы ядерной программы. Это позволит заинтересованным сторонам выиграть время для лучшего понимания расклада сил и интересов не только вокруг ядерного досье Ирана, но и в более широком контексте текущих ближневосточных процессов.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM (1) Michael Singh, Answers to key questions will determine Iran deal's success // The Washington Post, November 25, 2013.