Сейчас, безусловно, основное внимание наблюдателей в связи с Ираном приковано к Женевским переговорам "большой шестёрки" с Тегераном вокруг ядерной проблемы. Тем более, что впервые за всё течение этих переговоров 22 ноября оптимизм по поводу выхода к заключительному документу высказали почти одновременно и сам Иран, и США с Россией, и на 24 ноября это вновь полностью оправдалось. Хотя по "горячим следам" подписанное Ираном и "шестёркой" соглашение пока квалифицируется как промежуточное.

Тем не менее, ситуация сейчас, после подписания соглашения, очень похожа на "и волки целы, и овцы сыты". Ни одна из сторон - Запад или Иран, до конца не признали своего дипломатического поражения (статус России и Китая - конечно же, особый). В то же время нельзя не заметить правоту Верховного Духовного лидера и президента Ирана, аятоллы Сейеда Али Хаменеи и Хасана Роухани - действительно, ещё в 2012 г. Запад настаивал на полном запрете действий по обогащению урана на иранской земле. А сейчас вдруг стал не против обогащения урана в самом Иране - только до 5%-го уровня. Иран же обязуется на 6 месяцев заморозить обогащение урана до 20% и расширить рамки допуска комиссий МАГАТЭ на свои ядерные объекты. К тому Запад ослабляет свои санкции и более не препятствует поставкам иранских нефти и газа (согласно заявлению министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса, ЕС пойдёт на частичную отмену антииранских санкций уже в декабре этого года).

Однако за рамками этих позитивных изменений также происходят неоднозначные процессы по линии Запад - Иран, в основном - между американской и иранской сторонами. И, на наш взгляд, они намного более интересней, чем банальный "ядерный вопрос" Тегерана и отношение Запада к нему. И по косвенным сообщениям из региона достаточно ясно было видно, что между Ираном и США идёт диалог, начавшийся намного раньше, чем президент Роухани имел телефонную беседу со своим американским коллегой Бараком Обамой во время пребывания иранского главы в Нью-Йорке в связи с сессией Генассамблеи ООН. Но когда 24 ноября американское агентство Associated Press вслед за сообщениями об историческом прорыве на переговорах Иран - "шестёрка" предала гласности определённые нюансы, стало ясно, почему занервничали, к примеру, власти Израиля, Саудовской Аравии и Катара. Оказывается, как гласит версия американского агентства, достичь соглашения с Тегераном в Женеве международной "шестёрке" помогли двусторонние переговоры США с Исламской Республикой, проходившие в обстановке полной секретности в течение нынешнего года по указанию президента Обамы.

По его данным, американо-иранские переговоры проходили втайне даже от ближайших союзников и партнёров США, в том числе других постоянных членов Совбеза ООН и Германии, участвующих в женевских дискуссиях. США сообщили им о своих двусторонних контактах с Ираном лишь два месяца назад. Со стороны США эти консультации вели первый заместитель госсекретаря Уильям Бёрнс и помощник вице-президента по национальной безопасности Джейк Салливэн. Они встречались с иранскими представителями в ОАЭ и некоторых других ближневосточных странах. Последние четыре встречи между ними состоялись после избрания на пост президента Ирана Хасана Роухани и стали решающими для достижения сегодняшнего соглашения в Женеве. Как сообщили американские официальные лица, в Вашингтоне об этих двусторонних переговорах знали лишь несколько человек из ближайшего окружения президента и госсекретаря США.

Возможно, что США вели переговоры с Ираном втайне от своих союзников, в том числе и Израиля. Однако по ряду нюансов вполне очевидно, что к прорыву были готовы власти России, Китая и Турции. И неважно, делился ли Вашингтон с ними деталями о переговорах с Тегераном, или сами иранские власти извещали - уже, по сути, своих союзников и партнёров о содержании переговоров с США. Главное, что премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху ринулся в Москву "за помощью", а ранее вступали в контакт с Кремлём на предмет "оказания помощи" и власти Саудовской Аравии. Однако, судя по итогам 24 ноября, безрезультатно. И в этом плане вовсе не случайна публикация в британском издании Sunday Times от 17 ноября, в которой утверждалось, что Израиль и Саудовская Аравия ведут тайные переговоры о совместной военной операции против Ирана "на случай провала переговоров в Женеве". По данным источника газеты в дипломатических кругах, Эр-Рияд уже согласился предоставить своё воздушное пространство для пролётов израильских самолётов, а также предоставить для операции беспилотники, вертолёты и топливозаправщики. Английские журналисты утверждают, что со стороны Израиля в переговорах участвуют в том числе представители разведки МОССАД. Однако судя по реакции Тель-Авива и саудитов на итоги переговоров в Женеве, скорее всего, израильтяне и Эр-Рияд вели переговоры о своих действиях как раз-таки на случай успешности переговоров Иран-"шестёрка" - потому что эти два союзника США на Ближнем Востоке не воспринимают ни одного успеха Ирана на дипломатическом фронте, как общую неудачу в деле сохранения мира в регионе.

Несколько террористических убийств в Тегеране, в том числе офицера КСИР Моджтаба Ахмади, отвечавшего за ведение кибер-войны и обеспечение кибер-безопасности Бушерской АЭС и замминистра промышленности и рудников Ирана Сафдара Рахмат Абади, наконец, двойной теракт в Бейруте у иранского посольства, ответственность за который взяли на себя боевики-ваххабиты - всё это наглядно демонстрирует, что Израиль и Саудовская Аравия исподволь сейчас будут предпринимать усилия по срыву договорённостей Иран-"шестёрка". Кстати, предупреждения лидера ливанской партии "Хизбалла" шейха Хасана Насраллы от 25 ноября о том, что возможны новые теракты против иранского посольства в Бейруте, подтверждают нашу версию о том, что перечисленные теракты были реакцией Израиля и Саудовской Аравии на сближение Запада с Ираном. Да Тегеран и сам открыто обвинил спецслужбы Израиля в причастности к этим терактам. В этом же ряду следует рассматривать угрозы в адрес Ирана из уст посла Саудовской Аравии в Англии принца Мохаммеда бин Наваф бин Абдулазиза, который в своём интервью от 23 ноября лондонской The Times заявил, что Эр-Рияд "не будет сидеть сложа руки и получать угрозы без того, чтобы не задумываться над тем, каким образом защитить себя и регион", если международная "шестёрка" не сумеет "остановить ядерную программу Ирана". Газета отмечала, что посол отказался обсуждать появившиеся в мировых СМИ сообщения о возможном предоставлении Пакистаном ядерного оружия Саудовской Аравии в случае, если Иран создаст собственную атомную бомбу. При этом он заметил: "Скажу просто: все возможности открыты".

Как уже знает мир, Запад не пожелал больше "останавливать ядерную программу" Ирана - и есть консенсус, по крайней мере, на 6 месяцев. И трудно представить, на что израсходуют свою энергию и ресурсы Израиль и Саудовская Аравия, лишь бы навредить Тегерану и планам, в частности, американских ресурсодобывающих и энергетических компаний. По крайней мере, ещё в августе в Иране начали серьёзный подсчёт роста нефтяных доходов в случае снятия санкций - так, министр нефти Ирана Бижан Намдар Зенджанех заявил, что доходы Ирана от продажи нефти достигнут уровня $54,5 млрд. в год в случае снятия введенных США санкций. Ещё в сентябре-октябре первый вице-президент Ирана Эсхак Джахангири сообщил, что американские и европейские компании стремятся к сотрудничеству с Тегераном. Причём американские компании активизировали свою деятельность в Иране ещё до наступления оттепели в отношениях Вашингтона и Тегерана, писала парижская газета Le Figaro и констатировала: "американские корпорации отбирают рынок Ирана у французских производителей". А Германия и Япония уже выразили готовность помочь Ирану и развивать сотрудничество не только в нефте- и газодобывающих отраслях, но и в ядерной сфере. Наконец, идёт процесс восстановления дипотношений между Великобританией и Ираном, а иранский национальный авиаперевозчик ещё месяц назад объявил о готовности возобновить авиарейсы в США.

Но по косвенным фактам также заметно, что далеко не во всех вопросах США (а значит, и Запад) готовы к условиям, которые выдвигает Иран. Если ситуацию по "ядерному досье" Ирана Запад фактически провалил, чем и молчаливо признал правоту многочисленных заявлений аятоллы Хаменеи (например, последнее - от 4 ноября: "Ядерная проблема является лишь предлогом для Запада, чтобы продолжить вражду с Ираном"), то в других важнейших сферах, где между Западом и Тегераном в прежние годы отмечались противоречия, прогресс не столь существенен. При этом Вашингтон и Тегеран по нескольку раз демонстрировали готовность к уступкам по маловажным вопросам. Так, ещё в сентябре Иран освободил 6 из 8 граждан Словакии, задержанных по подозрению в шпионаже в пользу США. Затем начался и продолжается до сих пор процесс амнистии и освобождения из тюрем политзаключённых, осужденных после событий 2009 г. США явно пошли на уступки иранской стороне по Афганистану и Ираку - в частности, состоялась трёхсторонняя встреча полномочных представителей США, Афганистана и Ирана по ситуации в Афганистане после 2014 г. (т.е. вывода западных войск из этой страны), причём американцы открыто пригласили Иран к ещё более тесному сотрудничеству в плане безопасности в Афганистане. Иран в ряде шагов как бы "очертил" признание Иракского Курдистана. В ответ американцы "не вмешались", когда в лагере иранских оппозиционеров в Ираке были совершены массовые убийства (ООН признала 4 сентября, что в Ираке было убито 52 иранских диссидента). Далее президент Роухани в весьма затейливой форме фактически признал еврейский Холокост. США промолчали в ответ на сильнейшую концентрацию иранских войск на границе с Иракским Курдистаном и начало операций против антииранской курдской группировки ПЕЖАК. Иранские власти вновь открыли доступ иранским пользователям (17 сентября) к сайтам Twitter и Facebook.

И вот после всего перечисленного обе стороны - США и Иран, начали "не исключать" возможность двусторонних прямых переговоров. В том числе - на уровне президентов двух стран. Тем не менее, видимо, в сентябре ряд предварительных условий США не устроил Тегеран. И, опираясь, видимо, на поддержку не только России и Китая, но и Германии (а 25 сентября Берлин выступил за смягчение санкций против Ирана), иранская сторона отказалась от встречи Роухани-Обама уже в сентябре или октябре. И учитывая, что иранский президент на конференции ООН по ядерному разоружению в преддверии встречи министра иностранных дел Ирана с главами МИД стран "шестёрки" открыто призвал мировое сообщество к контролю над ядерным оружием Израиля, следует предположить, что именно это и стало предметом и ценой политических торгов вокруг вопроса о праве Ирана на самостоятельное обогащение урана. А в промежутке США пошли ещё на одну демонстрацию готовности к улучшению двусторонних отношений - неожиданно вернули Ирану древнюю персидскую серебряную чашу, известную как "Грифон". При этом Вашингтон промолчал в ответ на заявление Ирана о намерении продолжить строительство АЭС и о готовности заключить с Россией соглашение о возведении уже в 2014 г. второго блока Бушерской АЭС и ещё одной новой АЭС. Затем прокатился скандал о выдаче до 10 агентов израильских спецслужб и диверсантов, готовившихся к терактам на атомных объектах Ирана, в котором американцы и турки обвиняли друг друга. А 13 октября ряд американских и европейских СМИ сообщал, что США и Иран втайне планируют стратегический союз против ряда арабских стран. Ещё через 4 дня израильские СМИ начали сокрушаться, что в мире "больше никто, кроме Израиля, не говорит о войне с Ираном".

Где-то за неделю до подписания Женевского соглашения 24 ноября, сами иранские представители уже громогласно предупреждали, что рамочный договор с Западом возможен - мешают лишь "два-три вопроса". И есть все основания считать, что эти самые неурегулированные до 24 ноября вопросы так и остаются не до конца отработанными переговаривающимися сторонами. Но, как это ни покажется странным, они вряд ли имеют отношение к теме Женевских переговоров. Ведь 14 ноября министр иностранных дел России Сергей Лавров жёстко констатировал: "На столе переговоров "шестёрки" и Ирана - американский проект и поправки к нему". Причём поправки иранские - ещё 7 октября госсекретарь США Джон Керри сам призвал Иран представить новые предложения по ядерной проблеме, что иранская сторона и сделала. И раз рамочное соглашение всё-таки было подписано, то расхождения между Вашингтоном и Тегераном явно - в других "плоскостях" их почти годового кулуарного общения. Допустим, что первое - давнишний разговор о замороженных в США иранских авуарах в размере $50 млрд. Сумма не бог весть какая большая, но это - вопрос престижа Ирана. 20 ноября Вашингтон объявлял о готовности на частичную разморозку иранских авуаров в размере $10 млрд., в итоге пока "сошлись" на сумме $8 млрд. С учётом и обещания ЕС уже в декабре частично снять антииранские санкции, вполне приемлемое достижение иранской дипломатии. И это уже привело к росту курса иранской валюты (риала) на 3% только в течение 24 ноября. Второе - "уход" США из Прикаспия. Не зря за всё течение переговоров в Женеве Иран, при поддержке МИД России, многократно заявлял о намерении наращивать своё военное присутствие на Каспии, при исключении военного присутствия на этом море внерегиональных сил.

Третье - ситуация в Сирии и мирные переговоры по этой стране, а также ситуации в Ираке и Афганистане по окончании иностранного военного присутствия в этих странах. Причём в вопросе Сирии Иран также опирается на безоговорочную поддержку России и Китая. В частности, известно, что МИД России ведёт отдельные переговоры с Госдепом США именно по вопросу участия Ирана в "Женеве-2" по Сирии, причём в этом вопросе позиции Ирана, России и Китая пользуются поддержкой спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдара Брахими (26 октября). Какие предусловия выдвинул Вашингтон, толком не известно, но сообщалось, что 9 октября официальный представитель МИД Ирана Марзие Афхам отвергла условия, выдвинутые США для участия Тегерана в предстоящей конференции по сирийскому кризису. А глава МИД России Сергей Лавров, при том, что в октябре заявлял, что аргументы Запада против участия Ирана в "Женева-2" сменяются на более реалистичный подход и что жёсткие подходы США относительно участия Ирана в "Женеве-2" изменились, уже 8 ноября признал, что США выступают категорически против участия Ирана в будущей мирной конференции по Сирии, исходя из того, что иранские вооружённые силы якобы находятся на территории Сирии и сражаются на стороне сирийского правительства. Тегеран как минимум дважды категорически опровергал данные утверждения.

Более того, если верить израильским СМИ, то контакты между США и Ираном привели также и к диалогу американцев с ливанской партией "Хизбалла". Однако настойчивая демонстрация успешности переговоров с Россией о поставках ЗРК С-300 ВМ ("Антей-2500") или даже С-300 ПМУ-1, как и не менее демонстративная передача главкому ВВС России Виктору Бондареву (во время его визита в Иран) копии американского беспилотного летательного аппарата ScanEagle, который был перехвачен КСИР в 2012 г., видимо, призваны показать и своему народу, и мировому сообществу, что Тегеран отнюдь не во всех вопросах добился уступок от Вашингтона. Заявление же председателя парламента Ирана Али Лариджани в Пекине 30 октября во время переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпинем: "Иран придерживается курса "смотреть на восток", придаёт важное значение развитию отношений с Китаем, и надеется на укрепление двусторонних обменов и сотрудничества в торгово- экономической, энергетической, инвестиционной и других областях" - наглядно демонстрирует также, что Тегеран по-прежнему не доверяет США и другим западным странам.

Таким образом, предварительный вывод из анализа отношений между Ираном и США на данном этапе говорит о том, что к промежуточному финишу стороны подошли с некоторым инициативным преимуществом у иранской стороны. По сути, Вашингтон согласен на полугодовую "паузу" в противостоянии, и пойдут ли ближайшие 6 месяцев на то, что США начнут изыскивать варианты "отхода без потерь" из Сирии, Ирака, Афганистана и Прикаспия или же, напротив, попытаются развернуть новую волну некой антииранской инициативы - скорее всего, выяснится на конкретной ситуации по переговорам "Женева-2" относительно Сирии. Во всяком случае, судя по 25 ноября, позиции самого Ирана, а также России и Китая по этому поводу не изменились - участие Тегерана в сирийском урегулировании необходимо. Союзники США по региону, как мы уже отмечали выше, всю ситуацию воспринимают как угрозу своим интересам и своим политическим амбициям. А вот Россия и Китай, соответственно, воспринимают ситуацию вокруг ирано-американского диалога как ещё одну возможность усилить свои позиции в ближневосточном регионе. Тем не менее, до развязки далеко, и неизвестно, затянется ли решение именно на 6 месяцев или же на более долгий срок.

Сергей Шакарянц специально для ИА REGNUM