Премьер Литвы Альгирдас Бразаускас из Москвы, где проходил его рабочий визит, вернулся в хорошем настроении. По его словам, визит был плодотворным - с председателем правительства России Михаилом Касьяновым удалось обсудить много актуальных для обеих стран вопросов. Среди них - и проблемы эксплуатации месторождения D-6 в Балтийском море. По официальным заявлениям, премьеры Литвы и Росии согласовали, что обе страны будут сотрудничать при подготовке плана по ликвидации аварий, при создании программы мониторинга окружающей среды и договорились подготовить двусторонний договор о ликвидации последствий аварий, и о возмещение убытков в случае аварий. Но вернувшись в Литву, Альгирдас Бразаускас подвергся критике. Оппозиция в Сейме поспешила распространить заявление, в котором утверждается, что визит Альгирдаса Бразаускаса в Москву не делает чести Литве. "Хотя премьер-министр встретился с председателем правительства России Михаилом Касьяновым, руководителями "Газпрома" и ЛУКОЙЛа, оппозиция в Сейме не видит никаких существенных продвижений в актуальных для Литвы темах - добыче нефти в D-6, проекте 2К и приватизации Lietuvos dujos. Нас огорчила манера держать себя Альгирдаса Бразаускаса в разговоре о важных для Литвы вопросах...Встреча премьера с Михаилом Касьяновым напомнила политику преклонения перед сильным центром в советскую эпоху. Создается впечатление, что после 13 лет независимости лидер социал-демократов Литвы так и не смог отделаться от комплекса, что Россия - "старший брат". Соглашения правительств Литвы и России о месторождении D-6 бывший президент Литвы Валдас Адамкус назвал капитуляцией Литвы. Много лет работаший в области охраны окружающей среды, Валдас Адамкус представителям прессы, в том числе и ИА REGNUM, заявил:

Меня ошеломил тот факт, что делегация Литвы сама предложила договором утвердить эксплуатацию якобы безопасного месторождения D-6 и согласилась сотрудничать с Россией. Я такого не ожидал. Думал, что в России будут проходить переговоры о том, как смягчить создавшуюся ситуацию и как найти благоприятное для Литвы решение. Ведь наша общественность прекрасно знает, что Куршская Нерия является частью мирового природного и культурного наследия UNESCO, и не только эта организация, но и другие международные организации не раз высказывали свое критическое мнение по поводу этого объекта. Я всегда думал, что принципиальная позиция Литвы - добиваться, чтобы месторождение не было бы эксплуатировано, так как оно не может быть безопасным. Сейчас же мы капитулировали.

Уважаемый президент, но ведь и латыши упрекали Литву из-за терминала Бутинге, но ведь Литва работы не прекратила. Что Вы об этом думаете?

Бутинге - это совсем иное. Это только станция перекачки нефти, а, говоря, о платформе D-6, мы имеем в виду нефтяную скважину. Если при перекачке нефти произойдет авария, ее можно остановить за несколько минут. Но если нефть попадет в море - катастрофы не избежать. Так что говорить о безопасной эксплуатации, мягко говоря, безответственно. Не думаю, что примирение правительства Литвы с планами России будет одобрено международными организациями по защите окружающей среды.

Может ли Литва что-нибудь еще сделать, что месторождение не эксплуатировалось?

Рук опускать не надо. Наша позиция должна быть ясной. Сейчас она двусмысленная. Сперва мы противились, а сейчас вдруг в Москве капитулировали и заявили, что будем сотрудничать. Мы должны ясно сказать, что решение для нас неприемлемо, и что Россия должна еще раз обдумать свои решения и до минимума сократить эксплуатацию месторождения D-6.

Сам премьер Альгирдас Бразаускас высказанные в его адрес упреки назвал незаслуженными. Сойдя с трапа самолета, на котором он прилетел из Москвы, Альгирдас Бразаускас организовал короткую пресс-конференцию, на которой заявил, что соглашения с Россией о месторождении D-6 являются выгодными для Литвы. На вопрос, как он оценивает критику экспрезидента Валдаса Адамкуса, премьер Литвы ответил:

Было бы смешно, если бы я, приехав в Москву, сказал: "Милые мои, что вы здесь придумали? 150 миллионов долларов прошу списать (столько стоила установка платформы D-6) и закройте месторождение!". Интересно, кто бы тогда со мною разговаривал? Платформа на территории России. И у России есть все юридические права ее эксплуатировать. Но я могу задать и другой вопрос - где был президент Литвы Валдас Адамкус, когда еще несколько лет назад начали говорить о планах эксплуатировать месторождение. Кто уж кто, а Валдас Адамкус, как известный специалист по защите окружающей среды, мог бы что-то делать для того, чтобы месторождение D-6 не стало бы головной болью для Литвы.

Удовлетворяют ли Вас гарантии России в том, что объект будет безопасным?

Если они все будут делать, как обещают, то удовлетворяют. Начало эксплуатации месторождения намечено на апрель следующего года, а в конце этого года платформу оценит государственная комиссия. У нас тоже будет возможность удостовериться, что все оговоренные пункты осуществлены. Кроме того, мы договорились, что после окончания работ, будет приглашено еще одно, с этим проектом не связанное, общество, которое эксплуатирует похожую скважину, и которое еще раз все объективно оценит. Мы никоим образом не успокоились и готовы дальше пристально наблюдать, как проходят работы всего в 22 км от государственной границы Литвы.

Президент Литвы Роландас Паксас заявил, что своего мнения не изменил. "Часть мирового наследия - Куршская Нерия должна быть защищена от загрязнений" - заявил он. "В ближайшее время, уже в начале ноября должны приехать эксперты UNESCO, которые оценят возможный ущерб для природы и предоставят свои заключения. Было бы вежливо со стороны России не начинать эксплуатацию месторождения, пока нет этих заключений".