12-й Рейтинг политической выживаемости губернаторов: мораторий на замены завершен
Фонд "Петербургская политика" и Коммуникационный холдинг "Минченко Консалтинг" подготовили 12-й рейтинг политической выживаемости губернаторов. Издание рейтинга ведется с 2007 года. Каждые полгода проводится опрос ведущих российских экспертов в сфере региональной политики, в том числе представителей органов власти, участвующих в анкетировании на условиях анонимности. По итогам опроса по 5-балльной шкале оценивается вероятность сохранения главы региона на своем посту в ближайшее время - от 1 (минимальная оценка) до 5 (максимальная).
Статистика точности оценок Рейтинга политической выживаемости губернаторов в 2007-2012 годах
Оценка | Замена | Продление полномочий или назначение врио |
1 | 9 | 0 |
2 | 20 | 5 |
3 | 28 | 15 |
4 | 9* | 12 |
5 | 2* | 3 |
В числе покинувших свои посты губернаторов с оценкой "4" - перешедшие на должности полпредов Александр Хлопонин и Виктор Толоконский, а также добровольно оставивший пост губернатора Роман Абрамович. Номинальное повышение получил также экс-глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, назначенный заместителем руководителя Администрации Президента РФ. Оценка "5" была у главы Мордовии Николая Меркушкина, переведенного на пост губернатора Самарской области, а также у губернатора Московской области Сергея Шойгу, переведенного на повышение в Министерство обороны РФ.
Аналитический комментарий
Досрочная доставка Магомедсалама Магомедова с поста главы Дагестана ознаменовала завершение 7-месячного (с 24 мая 2012 по 28 января 2013) моратория на замены в губернаторском корпусе, который был фактически введен после возвращения с 1 июня губернаторских выборов. Этот мораторий был до этого нарушен только один раз - 8 ноября 2012 года - и не был напрямую связан с региональной политикой: Владимиру Путину экстренно понадобилась кандидатура на замещение появившейся вакансии министра обороны.
Такой мораторий был вполне объясним: только за январь - май 2012 года было заменено 20 губернаторов. Фактор приближения 1 июня 2012 г. (вступление в силу нормы о выборности губернаторов) побудил пойти на оперативную замену большей части неустойчивых (в представлении федерального Центра) глав регионов. Дальнейшая смена губернаторов была бы сопряжена с необходимостью проведения досрочных избирательных кампаний - как это случилось в Подмосковье.
В то же время мораторий не мог длиться бесконечно. Он не мог остановить внутриэлитную борьбу, в ходе которой наносились серьезные удары по действующим главам в Дагестане, Волгоградской и Челябинской областях и других субъектах РФ. Во-вторых, наступали сроки принятия решений по тем главам регионов, полномочия которых истекали в 2013 году. Введение единого дня голосования в сентябре давало Центру определенные преференции, поскольку позволяло назначить нового временно исполняющего обязанности губернатора на период до дня голосования и тем самым подготовить почву к выборам. Кроме того, была запущена резервная схема с возможностью возвращения в отдельных регионах к прежней практике назначений губернаторов. Неофициально представители власти заверяют, что подобная схема не может быть распространена за границы 6 республик Северного Кавказа - однако формально это обязательство пока нигде не зафиксировано.
К новым тенденциям, обозначившимся в 2012 - начале 2013 годов, следует отнести:
1. Готовность федеральной власти к более активной ротации глав национальных республик. Смена главы Дагестана и ожидаемая отмена прямых выборов на Северном Кавказе обостряет интригу вокруг глав Ингушетии и Северной Осетии (а при определенном раскладе - и Кабардино-Балкарии);
2. Возможное обострение интриги вокруг так называемых "медведевских" губернаторов. Сам тезис о наличии корпорации ориентированных на премьера глав регионов слабо соотносится с реальностью, но в некоторых случаях выдвижение на пост губернатора в 2008-2012 годах может быть использовано (а в ряде случаев и уже используется) в качестве одного из инструментов для ослабления главы. Речь идет, в частности, о Н.Белых, Ю.Евкурове, М.Игнатьеве, А.Орлове, Н.Цуканове;
3. Более активное использование губернаторских вакансий в торге с представителями оппозиционных сил в обмен на их фактический переход на периферию "партии власти" в Госдуме и Общероссийском народном фронте. В дополнение к передаче ЛДПР Смоленской области и "Справедливой России" Забайкальского края, интрига возможна вокруг интересующих КПРФ Владимирской и Курской областей, а потенциально - и Северной Осетии в случае укрепления коалиции ОНФ с "Патриотами России";
4. Попытки ряда глав регионов инициировать досрочное сложение полномочий с целью переизбрания осенью на прямых выборах продолжают пресекаться федеральным Центром. Случай Олега Ковалева в Рязанской области не стал прецедентом и, наоборот, чаще рассматривается в качестве "антипримера". Изменения позиции Центра по данной проблеме маловероятны - по крайней мере, если не будет реанимирован вопрос о проведении досрочных федеральных выборов в Госдуму;
5. Активизация силовых структур в политической борьбе в регионах (Брянская, Волгоградская, Свердловская, Челябинская области и т.д.) создает дополнительные точки напряжения как внутри регионов, так и на федеральном уровне. Это порождает запрос на выработку системы управления потенциальными рисками для легитимности власти в целом;
6. Заметный рост протестной активности на фоне роста коммунальных тарифов в феврале 2013 года вновь ставит на повестку дня вопрос о прямой зависимости политической выживаемости губернатора от его личной популярности и способности удержать регион от острых социальных конфликтов. Этот фактор на сегодняшний день повышает карьерные риски для целой группы губернаторов - от "ветеранов" (главы Северной Осетии, Удмуртии, Владимирской, Курганской, Курской областей) до "новичков" (Ставропольский край, Архангельская, Волгоградская, Кировская, Мурманская, Ярославская области);
7. Дополнительным фактором, который способен ослаблять позиции действующий глав, может стать снижение промышленного производства (особенно заметная тенденция в металлургии) и, соответственно, налоговых платежей при необходимости повышения расходов региональных бюджетов для выполнения майских указов президента (в частности, для повышения заработной платы бюджетникам). Необходимость прибегать к внешним заимствованиям для латания бюджетных дыр создаёт пролонгированные риски для общей устойчивости региональных режимов, создавая возможности как внешнего давления с использованием финансовых рычагов, так и введения механизмов внешнего управления со стороны федерального Центра;
8. В поисках расширения базы поддержки главы регионов будут более активно прибегать к практике создания коалиционных правительств (Волгоградская область, Пермский край) или включению в администрации представителей оппозиционных партий или элитных групп.
В группу губернаторов, шансы на политическую выживаемость которых вызвали максимальные различия в оценках экспертов, в 12 рейтинге вошли Н.Белых, С.Боженов, Ю.Евкуров, О.Ковалев, М.Ковтун, Т.Мамсуров, А.Михайлов, М.Юревич.
Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг"
Список экспертов Рейтинга
Бадовский Дмитрий, председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований;
Виноградов Михаил, президент Фонда "Петербургская политика";
Гусев Дмитрий, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group;
Давыдов Леонид, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям;
Даченков Игорь, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций "Регион Медиа";
Казанков Григорий, политтехнолог, доцент МГУ;
Калачев Константин, руководитель Политической экспертной группы;
Костин Константин, председатель правления Фонда развития гражданского общества;
Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг";
Рошков Евгений, управляющий партнер компании "Кесарев консалтинг";
Семин Илья, вице-президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
Туровский Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований;
Хайкин Сергей, Директор Института социального маркетинга.
18 марта 2013 года