В этом году в Польше празднуется 150-летие "январского восстания" 1863 года. Речь идет о намерении части дворянства Царства Польского отделиться от Российской Империи и восстановить Речь Посполитую, включив в нее земли, которые сейчас входят в состав Белоруссии, Украины и Литвы. Сейм Литвы поддержал польскую инициативу и объявил 2013 год юбилеем "национально-освободительного восстания", на его празднование были выделены средства. Белорусская оппозиция также наметила ряд мероприятий. Со стороны властей страны однозначных сигналов нет. Тем не менее, во время пресс-конференции 15 января Александр Лукашенко, отвечая польской журналистке, заявил, что вопрос о совместном праздновании властями Белоруссии и Польши 150-летия "восстания Калиновского" может быть рассмотрен. Кроме того, в январе госпредприятие "Белпочта" выпустило почтовую карточку с оригинальной маркой "175 лет со дня рождения Кастуся Калиновского". Специальное памятное гашение на Главпочтамте госпредприятие приурочило ко дню рождения руководителя мятежников. Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков, в интервью корреспонденту ИА REGNUM дал оценку событиям 1863 года и его современным отголоскам.

"С точки зрения Польши трактовка этого явления как национально-освободительного объяснима. Это их позиция, часть их истории, тут больших претензий быть не может. Хочется им отмечать эту дату, пусть отмечают. Другое дело, что они это событие преподнесут как очередной - который уже по счету - антироссийский выпад.

Национальный вопрос в польском сознании занимал и занимает очень большое место еще с глубокого средневековья. Для них Россия - постоянная враждебная величина, немотивированное абсолютное зло. Поэтому любое событие, которое как-то связано с Россией или которое можно к ней привязать, там будет раскручиваться, чтобы только уязвить нашу страну и в то же время консолидировать польское самосознание.

Если брать польско-русский национальный спор, который еще Пушкин называл "спор славян между собою", то его зачинателем явилась отнюдь не Россия, а польская сторона. Она, во-первых, захватывала западнорусские земли, включая Смоленск, который входил в состав Речи Посполитой, поляки устраивали там социальный и национальный гнет русского православного населения. Затем, когда Россия была еще очень далека от рубежей Польши, в 1612 году, последовало польское вторжение в Россию, 400-летие которого отмечалось в прошлом году. По большому счету, их сюда ничего не влекло, но им хотелось решить свои геополитические и национальные задачи путем оккупации России.

Если для Польши Россия - это все (отталкиваясь от нее, они строят свою идентичность, государственность) то для нас она практически ничто. Устраивают поляки антироссийские провокации, не устраивают - для такого колосса, как Россия, это безразлично. А вот поведение белорусской стороны вызывает недоумение и огорчение. Люди совершенно извращают свою историю. События 1861-63гг. были польским вызовом России. Поляки делали это ради восстановления своего государства в границах 1772 года, то есть включая земли Белоруссии и Украины. У них был такой имперский шовинистический проект.

Белорусское высшее сословие было частично ополячено, окатоличено во время нескольких сот лет господства польской культуры на этих землях. Поэтому в 1863 году ни о какой независимости Белоруссии речи не шло. Они восстанавливали Польшу. Было противостояние поляков и русских. Когда к этому процессу примазываются белорусы, это просто смешно.

Белорусские националисты пытаются сделать, например, Костюшко белорусским национальным героем. Он действительно происходил из русского населения, белорусов, которые были обращены в унию. Но, воспитанный в польской традиции, он мыслил себя как поляка. Люди, участвующие в восстании, исходили из польской идеологии. Говорить о них как о белорусских вождях нелепо. Это польские национальные герои. Белорусские националисты пытаются пришить чужой кобыле хвост.

В то время население Белоруссии было в основном крестьянским. И в этом конфликте они входили в число русских. Поляки считали их русскими, так как они были православными, и сами они думали так. Больше всего и белорусы, и украинцы в XIX, даже в начале XX века ненавидели польских панов. Потому что несколько сот лет социальных, национальных, религиозных унижений со стороны Польши вызывали только неприятие у простого народа. Именно поэтому подавляющее большинство белорусского народа акции польских националистов не поддержало.

К сожалению, есть силы среди белорусского руководства, которые будут плясать под польскую дудку, устраивать совместные празднования. Но я очень хочу, чтобы здравый смысл, честность и совесть возобладали в белорусском обществе и руководстве, чтобы они отказались от провокационных и подлых планов отмечать очередную антирусскую дату совместно с поляками, историческими врагами белорусского народа.