В столице Бельгии Брюсселе в пятницу 21 декабря 2012 года прошел очередной 30-й саммит ЕС - Россия. Евросоюз на нем представляли: председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, Россию - президент Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров. Предыдущий 29-й саммит Россия-ЕС прошел в Санкт-Петербурге 3 и 4 июня этого года. Формально саммит стартовал еще накануне, т. е. вечером 20 декабря, совместным ужином в поместье Валь Дюшес на окраине столицы ЕС. Во время ужина участники саммита говорили о многом, но в общих чертах: Арабской весне, Иране, ближневосточном мирном процессе, Сирии и экономическом кризисе. Владимир Путин даже во время ужина высказался о том, что Россия нуждается в новой индустриализации. В свою очередь, Ван Ромпей и Баррозу рассказали Путину о последних антикризисных мерах ЕС. Осведомленный источник посетовал корреспонденту EU Observer, что решать чувствительные вопросы на подобного рода неофициальных обедах - в практике Брюсселя, но в этот раз в случае с русскими этого не произошло. Политические проблемы решались на следующий день на переговорном заседании за круглым столом.

"Спор по энергетике, топлес-протест отметили саммит Россия-ЕС" - такой заголовок сообщению о саммите дал информационный ресурс Евросоюза EU Observer. Ожидания от запланированных на пятницу переговорах всегда были низкими, но и в России, и в ЕС видят необходимость в продолжении диалога. В связи с этой "безрезультативностью" и следует расценивать мероприятие, как "конструктивный саммит разногласий", - полагает французское RFI. Германская Deutsche Welle определяет то же самое, но другими словами: "безрезультатный саммит спорщиков". Ожидания, что саммит Россия-ЕС пройдет без принятия каких-либо решений или подписания важных документов, полностью оправдались. Deutsche Welle иронизирует по этому поводу: Саммит можно было бы счесть совсем рутинным, поскольку споры на тему виз и Третьего энергопакета ведутся уже не первый год, если бы не короткая акция участниц феминистского движения Femen перед зданием Совета ЕС Justus Lipsius, где проходила встреча делегаций. Короткий скандал дал информационную подсветку "безрезультатному саммиту".

Не трудно заметить, что декабрьский 2012 года саммит Россия-ЕС в Брюсселе является бледной тенью прошедшего в рамках "Петербургского форума" российско-германского саммита в Москве от 16 ноября 2012 года. При этом партнеры по переговорам Владимира Путина в обоих случаях действовали схожим образом. В качестве средства давления общественным мнением на Россию использовались парламентские резолюции о взаимных отношениях: резолюция Бундестага от 9 ноября 2012 года и резолюция Европарламента от 13 декабря 2012 года. И та, и другая резолюции (какое совпадение) приняты ровно за неделю до основного мероприятия, которому они адресовались. Их лейтмотив: Россия может стать подлинным стратегическим партнером Германии (последний вариант - Евросоюза) лишь в том случае, если она будет разделять и соблюдать европейские демократические принципы и ценности.

Прошедший в Брюсселе 20-21 декабря 2012 года 30-й саммит ЕС-Россия высветил существующие между сторонами всем хорошо известные разногласия. Это общее признание западных СМИ. Собственно EU Observer выстроил следующим образом по приоритетам разногласия между Россией и Евросоюзом: Сирия, энергетическая политика, права человека, Иран, "арабская весна" и торговля. Не трудно заметить, что похожий набор тем присутствовал за месяц до этого и на переговорах Путина с Меркель с той лишь разницей, что в Брюсселе на первый план в пятницу 21 декабря вышли обсуждения энергетической политики. Но это только из-за сложностей с Третьим энергетическим пакетом ЕС, который вступает в силу в марте 2013 года. Попытка европейского руководства применять правила этого пакета по отношению к заключенным ранее сделкам вызывает особое недовольство России. Европейская комиссия добавила напряженности по этому направлению в отношениях между Брюсселем и Москвой в сентябре, когда начала антимонопольное расследование по подозрению в доминировании на европейском рынке "Газпрома".

Для России энергетика - ключевой вопрос. "Отношения между блоком из 27 наций и Россией, ее основным внешним поставщиком энергоресурсов и ключевым торговым партнером, уже давно отравлены спорами о газопроводах", - констатировал Reuters. Помимо всех перипетий разногласий между Россией и ЕС по энергетической проблематике, Reuters особо отметил новый нюанс, связанный с саммитом, что весьма существенно. Евросоюз в лице Еврокомиссии обвинил Россию в лице "Газпрома" в том, что она чинит препятствия в транспортировке газа в Восточную Европу. Reuters 21 декабря в новостной ряд о Брюссельском саммите Россия-ЕС включил сообщение о российско-белорусских спорах вокруг объема поставок нефти в Беларусь и претензиях в связи с этим Минска и российско-украинских спорах вокруг поставок газа на Украину. Reuters, таким образом, прямо разъяснил, что под "Восточной Европой" следует понимать именно транзитные в поставках российских энергоносителей страны - Украину и Белоруссию. Стало очевидным и то, что транснациональные медиа использовали в информационном плане факт переноса рабочего визита президента Украины Виктора Януковича в Россию накануне саммита ЕС в Брюсселе для подтверждения своего тезиса о политике энергетического давления Москвы на Киев и Минск. Россия сталкивается по вопросам энергетики с Белоруссией, Украиной и ЕС, констатировал Reuters, добавив многозначительно: "Хотя Москва регулярно не в ладах с обоими соседями, но она никогда не сталкивалась с ситуацией одновременного разрыва коммуникаций в Европу в обеих странах". Таким образом, Евросоюз на саммите в очередной раз представил себя защитником интересов восточноевропейских транзитеров в то время, как Россия добивалась изменения правил ЕС, которые позволили бы ей в полной мере использовать трубопроводные поставки газа в Европу по маршрутам в обход Украины. Reuters отметил, что существующие ограничения ЕС не позволяют "Газпрому" существенно увеличить поставки газа через Nord Stream ("Северный поток"). Россия также добивается освобождения от ограничивающих правил ЕС строящегося газопровода "Южный поток", предназначенного для начала транспортировки газа в Европу по дну Черного моря в 2015 году.

Говоря о саммите, Россия-ЕС германский Spigel констатировал: "Несмотря на развивающиеся экономические связи, Россия и ЕС расходятся политически, и ни одна из сторон не знает, что с этим поделать". В западных СМИ существует несколько объяснений пробуксовки отношений России - ЕС. Самое простое и довольно распространенное мнение: в руководстве Евросоюза усиливается нежелание форсировать развитие отношений с Россией, руководимой Владимиром Путиным. Заметим, что схожие мотивы мы встречаем в случае объяснения возникших сложностей в российско-германских отношениях. Правда, тот же Spiegel подметил, что высшие руководители ЕС, тот же Баррозу, не пользуются политическим авторитетом у руководителя Кремля. Проблема, таким образом, сводится исключительно к личностям и, что существенно, именно личности президента Путина.

Другая концепция основывается на ссылку на особенности нынешнего кризисного периода или даже, как полагают, начала новой эпохи. На EU Observer исследователь Дэн Стейнбок утверждает, что в возникшей напряженности в торговых отношениях между Брюсселем и Москвой сторонам следует преодолеть свои разногласия. Но в посткризисных условиях, считает он, старым переговорным позициям уже нет места. С точки зрения ЕС, энергетическая мощь России с течением времени будет снижаться. С российской точки зрения, Брюссель не имеет ни экономической мощи, ни морального предлога "для чтения лекций Москве". Поэтому с новой эпохой связан "кризис взаимопонимания". Ведущее французское издание Le Monde оценивает саммит в Брюсселе, как встречу "двух регионов, каждый из которых страдает от кризиса идентичности". ЕС разрывают обиды между ее народами. Евросоюз измучен кризисом и стоит в нерешительности перед возможностью смелой политической и бюджетной интеграции. Россия, в свою очередь, находится в состоянии стагнации, напрягаясь, потому что она не знает, куда идти. Сторонники более тесных связей между ЕС и Россией, выдвигая на передний план общие интересы, сотрудничество в энергетической сфере, взаимные инвестиции и культурное сходство, притворяются, когда не видят растущую пропасть между двумя организмами в отношении ценностей. Россия - не Запад, делает вывод Le Monde. Экономический кризис в Европе и в Соединенных Штатах заставляет искать модель для подражания. Но Москва, полагает Le Monde, остается неспособной определить в положительных понятиях путь, который она выбрала. Она только видит мир как нестабильный и опасный.

Но из представления о "кризисе идентичности" России и Европы вытекает другое более фундаментальное объяснение, которое базируется на концепте цивилизации. Говоря об итогах прошедшего саммита Россия-ЕС, директор по исследовательской работе Германо-российского форума Александр Рар указал, что Россия "традиционно видит себя страной Европы, но другой - византийской, а не римской". Отсюда идет "проблема несостыковки по общим ценностям", являющейся очень сильным раздражителем в отношениях между Германией, Западом и Россией. Рар полагает: "На Западе должны понять, что настоящая, или подлинная, Россия, если говорить в историческом контексте, - это та, которую мы видим сегодня, а не Россия 90-х годов". Но здесь проблемой являются, по его мнению, не только ценностные и цивилизационные различия двух миров, но и то, что "на Западе большинство наблюдателей и политиков считают, что Россия, на самом деле, не встала с колен, что она так и лежит в пыли, как и лежала. России, дескать, просто везет с высокими ценами на нефть и газ, и это дает ей возможность зарабатывать "горячие" деньги, которые, по мнению западных экспертов, она даже не умеет вкладывать в собственную экономику, потворствует коррупции". Т. е. "цивилизационный выбор" России пока не пользуется уважением на Западе, поскольку он в разных планах пока не проявил себя созидательно. В конечном счете, отсутствие продвижения по визовому вопросу связано именно с этим неуважением "культурного центра" к отсталой "периферии". Поэтому другой стороной скептической оценки европейцами "цивилизационного выбора" России является высказанная уполномоченным со стороны Германии по германо-российскому сотрудничеству Андреасом Шоккенхоффом уверенность, что "Россия рискует оказаться во все большей изоляции". Изоляции, надо полагать, в мире Запада и Европы, в частности. При этом, правда, германская Tagesspiegel считает, что все равно "народы России и Евросоюза связаны судьбой". Председатель Европейской комиссии Баррозу подобное состояние на прошедшей по итогам саммита пресс-конференции назвал "зависимостью по необходимости". Но, что такое предлагаемая Баррозу, как альтернатива в отношениях Россия-Европа, "зависимость по выбору" - остается непонятным для нас.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM