18 декабря 2012 года ведущие британские СМИ отметили, что впервые в новейшей истории премьер-министр Великобритании в публичном политическом заявлении признал, что выход этой страны из Европейского Союза может стать реальностью. По-видимому, своим заявлением премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон готовит почву для радикального изменения статуса его страны в Евросоюзе.

17 декабря 2012 года в своем выступлении в Палате общин британского парламента, посвященном последнему саммиту ЕС в Брюсселе (13/14 декабря 2012 года), британский премьер сказал буквально следующее: "Ясно можно себе представить будущее для Британии. Мы ответственны за свою судьбу, мы можем самостоятельно принять свое решение. Я считаю, что выбор, который нам следует сделать - это оставаться в Европейском Союзе, чтобы быть членами единого рынка, чтобы максимально увеличивать наше влияние в Европе". Кэмерон отметил, что возможность выхода из ЕС была бы "не той позицией, которую я поддерживаю" и добавил, что "когда мы недовольны частично отношениями, мы не должны бояться встать и сказать об этом".

В итоге британская Independent констатировала, что Дэвид Кэмерон впервые открыто признал, что Британия действительно может выйти из состава Евросоюза. Британская пресса отметила, что ранее премьер избегал даже расплывчатых подобных намеков на возможность разрыва отношений с Брюсселем. Отмеченное высказывание Кэмерона свидетельствует, по мнению британцев, что британский премьер-министр впервые признал перспективу жизни своей страны за пределами ЕС. Причем он сделал это в столь обтекаемой и дипломатичной форме, что сумел подчеркнуть и свою собственную позицию, которая должна понравиться сторонникам ЕС в Великобритании.

Daily Mail увидела в утверждении премьера "мы ответственны за свою судьбу..." намек на признание им необходимости референдума о будущем Британии в составе Европы. Однако чуть ранее 14 декабря 2012 года по окончании саммита на брифинге для журналистов в Брюсселе Кэмерон отметил, что перспектива углубления интеграции стран еврозоны в ЕС дает Великобритании возможность "переписать" условия своего членства в Союзе. "Переписание" не означает еще референдум, заметим мы.

Сложность проблемы заключается в том, что существующий механизм соглашений в ЕС потребует согласия всех остальных 26 стран-членов на изменение статуса Великобритании. Президент Франции Франсуа Олланд пообещал противостоять любым попыткам изменения статуса стран-членов.

На днях и экстравагантный мэр Лондона Борис Джонсон также заметил, что выход Великобритании из ЕС не будет означать "конец света". Будучи гостем телепрограммы ведущего Би-би-си Эндрю Марра, он предположил, что "Британия могла бы процветать вне объединенной Европы".

Известно, что в кабинете британского премьера откровенно скептическую позицию по отношению к ЕС занимают министр образования Майкл Гоув и министр пенсионного обслуживания Ян Дункан-Смит.

После всех отмеченных заявлений сейчас в Великобритании ожидают, что лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон изложит свои планы о членстве Великобритании в ЕС в специальной речи, которая первоначально планировалась на осень, а теперь ожидается в январе 2013 года. Кэмерон выступает против проведения в Великобритании референдума "да"-"нет" по членству в ЕС. Вместо этого он планирует вывести из сферы ЕС национальную политику занятости и социальную политику. Он намерен гарантировать невмешательство ЕС в дела британского Сити. Только после этого британский премьер намерен провести у себя референдум по новым параметрам членства Великобритании в Евросоюзе.

В дополнение к отказу от участия в валютном союзе и Шенгенской зоне, Великобритания в октябре 2012 года заявила о своем намерении отказаться от участия в политике ЕС в области юстиции и внутренних дел.

Лидер консерваторов Дэвид Кэмерон находится под давлением членов своей партии, которые призывают к референдуму по поводу Европы. Опросы, проведенные среди консерваторов, демонстрируют, что большинство из них желали бы проголосовать на референдуме за выход Британии из ЕС.

Кроме того, правящая партия обратила внимание на растущую популярность среди британских избирателей Партии независимости Соединенного Королевства (UK Independence Party). На выборах 2009 года в Европарламент Партия независимости получила 2,5 млн. голосов британских избирателей или 16,5%, обойдя британских лейбористов и либералов. На национальных парламентских выборах в Великобритании в 2010 году Партия независимости получила только 3,1% и не попала в Палату общин. Но в настоящий момент опросы общественного мнения демонстрируют поддержку этой партии на уровне 10%. Т. е. Партия независимости становится третьей по значению британской политической партией после консерваторов и лейбористов.

На прошлой неделе на саммите ЕС Великобритании, которая не является членом еврозоны, удалось получить некоторые гарантии относительно того, что создаваемый в ЕС орган банковского надзора не будет иметь влияния на банки, работающие в лондонском Сити. Британия согласилась на формулу, которая должна позволить ей и другим членам Европейского Союза за пределами еврозоны противодействовать применению по отношению к ним некоторых правил Европейского центрального банка. Великобритания хотела бы получить право оспаривать решения, касающиеся трансграничных банковских услуг. В речи в Палате общин Кэмерон трактовал свое участие в саммите ЕС, как борьбу за уступки в плане структуры банковского союза, которые будут иметь важное значение для стимулирования в будущем экономического роста и создания новых рабочих мест в Великобритании.

17 декабря 2012 года британский премьер в стенах Палаты общин выступил и против единой оборонной европейской политики. "Мы никогда не присоединимся к европейской армии", - заявил британский премьер. Лидеры всех 27 стран ЕС на прошедшем саммите пообещали "укрепить" способность Европы к "быстрому и эффективному" развертыванию войск в любом будущем кризисе. В рамках новой оборонной политики ЕС Великобритания согласилась только на более расширенное участие в военных операциях с Брюсселем. Но предложение ввести британские вооруженные силы в состав общей европейской армии решительно отвергается британцами.

Великобритания согласна сотрудничать в ЕС по оборонной политике на национальном уровне на двусторонней основе. В частности, Британия имеет формальный договор с Францией о расширенных оборонных возможностях.

Пять стран Евросоюза - Франция, Германия, Испания, Италия и Польша уже готовы подчинить свои национальные вооруженные силы общей европейской командной и штабной структуре, в отличие от Великобритании, которая имеет самый мощный военный потенциал в Европе. С идеями единой оборонной политики связаны планы создания единого оборонного промышленного комплекса. Но попытки втянуть в это дело Великобританию при проекте формирования единого аэрокосмического концерна EADS и BAE в октябре 2012 года провалились. Не прельщает, как видим, британцев и обещание командных постов в единой европейской армии.

18 декабря 2012 года явно в контексте последних антиевропейских высказываний премьера и в унисон им в Великобритании было объявлено, что по числу нелегальных иммигрантов - 863 тыс., страна лидирует в Евросоюзе. Для сравнения масштаба британской проблемы, Италия стоит на втором месте со своими 461 тыс. нелегальных мигрантов. Германия имеет 457 тыс., Франция - 400 тыс., Испания - 354 тыс.

Правительство Великобритании никогда ранее не публиковало у себя оценок нелегальной иммиграции в своей стране, заявляя, что это почти невозможно рассчитать. Означенные цифры были получены британцами из исследований, осуществлявшихся по заказу Европейской комиссии. Британский министр по делам миграции Марк Харпер не преминул сразу же заявить: "Это неудивительно, что после долгих лет неконтролируемой иммиграции, у нас самое значительное число незаконных иммигрантов в Великобритании. Мы полны решимости, чтобы поставить иммиграцию под контроль. В прошлом году и легальная миграция сократилась на четверть. Мы хотим получить возможность для жесткой политики в отношении нелегальной иммиграции. В прошлом году мы выслали 40 тыс. человек из Великобритании, которые не имели права оставаться в Великобритании. Каждый день становится все труднее жить нелегально в Великобритании".

Критики евросоюзной политики в Соединенном королевстве, в ответ на публикацию сведений о масштабах нелегальной иммиграции в Великобритании, стали указывать на очевидную необходимость восстановления пограничного контроля на границах с Европой. Требование это не совсем обосновано фактами. Статус незаконного мигранта в Великобритании иностранец чаще всего обретает из-за утраты права на легальный труд. Незаконная миграция, связанная с нелегальным пересечением границы, имеет в Великобритании значительно меньшие масштабы, чем в континентальных странах ЕС.

Таким образом, британской репликой на прошедший саммит ЕС стал очередной поток антиевропейской риторики в адрес Брюсселя. Скромным по масштабу интеграционным усилиям Евросоюза британский истэблишмент противопоставил у себя в стране требование нового особого статуса для Великобритании в ЕС.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM