"Европейское призвание" или "реинтеграция с Россией"?: обзор СМИ Румынии
Импичмент Бэсеску: "Президент, оправдавший геноцид евреев, критикует министра за антисемитизм". Энергетика: "Нерешительность, колебание и отсутствие единства в рядах западноевропейских держав не позволили противостоять интересам Москвы".
Импичмент Бэсеску: "Президент, оправдавший геноцид евреев, критикует министра за антисемитизм"
Траян Бэсеску недавно заявил, что некоторые телевизионные аналитики чрезмерно вдохновляются речами радиостанции "Голос России", пишет Gandul. Таким образом, он хочет вбить в многочисленные головы ментально нездоровых граждан идею, что если он не вернется в Котрочень (президентский дворец в Бухаресте - прим. ИА REGNUM), то вернутся времена коммунизма, и мы снова начнём учить русский.
Но даже если он вернётся в Котрочень, у него не будет контроля над правительством и парламентом, продолжает Gandul. Исходя из этого, Бэсеску уже готовится заправлять всем путём террора и при помощи прокуратуры, национального управления по борьбе с коррупцией и спецслужб. Но террор является гораздо более эффективным, если он подкреплён нахальством. "Не ставьте Шову на должность министра, он делал антисемитские заявления, а это не прощается", - так звучал "совет", который Траян Бэсеску бесплатно дал премьеру Виктору Понте. И кто это говорит? Президент, который, ради обвинения короля Михая - оправдал Иона Антонеску за геноцид евреев (Президент Румынии Траян Бэсеску заявил 22 июня 2011 года о том, что на месте румынского фашистского диктатора Иона Антонеску в 1941 году он также направил бы румынских солдат через Прут для участия в агрессии гитлеровской Германии против СССР. Он также добавил, что считает неправильным возлагать всю вину за Холокост против евреев и цыган и их депортацию в Транснистрию на фашистского диктатора Иона Антонеску. "Мы забываем, что у Румынии тогда был глава государства (король Михай). Антонеску был премьер-министром. Одним мы воздаем почести и возвращаем имущество, других делаем военными преступниками. Почему? Только потому, что один из них был слугой русских и бросил страну, отрекшись от власти? За это прощать ему все грехи?" - заявил Бэсеску. Он добавил, что, по его мнению, отречение короля Михая I от трона в 1947 году было "предательством национальных интересов" - прим. ИА REGNUM), подводит итог издание.
Потрясения на отечественной политической арене, порожденные упрямством Социал-либерального союза (СЛС) в досрочном свержении избранного президента Траяна Бэсеску, подвергают сомнению столь желанный и с таким трудом полученный статус Румынии в качестве страны с европейским призванием, пишет Ziare.com. Симптомы весьма многочисленны и достаточно тревожны. Во-первых, формулируются сомнения и недоверие в отношении благонамеренности европейцев к нашей маленькой стране, ведь "известно", что Запад желает лишь подчинять и эксплуатировать такие страны, как Румыния. В качестве альтернативы, Румыния должна была бы возобновить старые отношения с Россией, страной с огромным потенциалом, которая только и ждёт, чтобы протянуть руку помощи бывшему союзнику. Например, через Приднестровье. Таким образом, мы получили бы шанс стать своего рода Восточной Швейцарией, которая играла бы на своем географическом положении, находясь на границе между двумя мирами. Святая наивность или, скорее, глупость!
С другой стороны, русские тоже высказывают своё мнение, продолжает Ziare.com. Правда, не напрямую, а через полуофициальные СМИ. Такие, как радиостанция "Голос России", в соответствии с мнением которой рекомендуется, например, проведение силовых действий по отставке президента после провала референдума. Конечно, это не вина русских. Россия является великой державой, чьи интересы всегда будут противоположными западным. Вряд ли Россия, конечно, затевает какие-то заговоры. Но с абсолютной уверенностью можно сказать, что она не упустит шанса воспользоваться любой слабостью внутри вражеского альянса. Тем более что присутствует российско-румынский спор в отношении наследия исторических связей между двумя странами, в том числе относительно Бессарабии, статуса Приднестровья, а также расходящиеся интересы в том, что касается энергетических ресурсов, противоракетного щита и т.д.
Так что, выбор остается таким же, как в былые времена: Запад или Восток, пишет Ziare.com. Кого мы выберем в качестве "старшего брата"? Что-то среднее невозможно! Вполне возможно поверить, что для некоторых политиков реинтеграция с Россией была бы предпочтительнее. Конечно! Послабление в правилах, возможность увернуться от демократии и навязывать свою волю, безнаказанность перед лицом закона, богатая и беззаботная жизнь. Заманчиво, не правда ли? Но стоит ли оно того? Каковы шансы Румынии, будучи ничейной страной, стоящей на перекрестке мира? Имеется ли у Румынии столько ресурсов, чтобы быть услышанной? Румыния не является и никогда не будет никакой Швейцарией. Она может получить разве что шанс снова стать вассалом потомка некогда великой империи. И давайте не забывать, что Россия относится с жадностью и высокомерием даже к бывшим советским республикам. Какую страну хотят оставить своим детям те, кто сегодня играют с огнем? Где же патриотизм и предвидение сегодняшних политических лидеров? С 48-го года мы выбирали Европу. Разве мы передумали? Не приведи Господь! - подводит итог издание.
Президент Румынии Траян Бэсеску подаст в отставку после утверждения итогов референдума по его импичменту, сообщает Antena3. Такая договоренность была достигнута в ходе встречи Бэсеску со спецпредставителем Соединенных Штатов Америки, помощником госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Филиппом Гордоном. Источники сообщают, что Траян Бэсеску покинет пост президента через месяц после восстановления в должности и получит в обмен на это международные гарантии неприкосновенности от преследования. Американский дипломат якобы подтвердил, что США не могут сотрудничать с Бэсеску из-за его стремительно упавшего рейтинга и выступил за почетный уход главы государства из политики. Для обеспечения иммунитета, Бэсеску станет докладчиком НАТО во главе официальной миссии военного блока. Наблюдатели отмечают, что даже в случае возвращения Бэсеску во дворец Котрочень, более у него нет рычагов влияния на события - пропрезидентские силы утратили большинство в парламенте, в стране действует правительство Виктора Понта, а в Высшем совете обороны страны часть руководителей спецслужб смещена и заменена новыми людьми, отмечает издание.
Исполняющий обязанности президента Румынии Крин Антонеску потребовал от чрезвычайного и полномочного посла США Марка Гитенштейна проявлять беспристрастность в политическом кризисе в стране, сообщает Realitatea. Об этом он заявил по итогам встречи с американским спецпредставителем, помощником госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Филиппом Гордоном. "Сторонники Бэсеску пытаются использовать все рычаги влияния во внешнеполитических кругах, начиная, говорю откровенно и с большим сожалением, с посольства США в Бухаресте, с посла, который очевидно пристрастен в этом вопросе - говорю это без колебаний, и это же я сказал его превосходительству. Эти люди пытаются взять в осаду правовые органы страны", - сказал он.
Крин Антонеску напомнил, что более 7 миллионов румын проголосовали против Траяна Бэсеску, что на 2 миллиона больше, нежели число лиц, оказавших ему доверие при избрании на пост главы государства три года назад, продолжает Realitatea. "За нашими спинами 7 миллионов румын, проголосовавших на референдуме, в то время как за Бэсеску - лишь 900 тысяч и несколько сторонников, среди которых и посол США", - заключил он.
Справка ИА REGNUM: Политический кризис в Румынии резко усугубился после объявления депутатами от Социал-либерального союза 6 июля импичмента президенту Траяну Бэсеску. После этого озабоченность возможностью "отклонения" Румынии от пути демократии и построения правового государства выразили официальные представители Брюсселя и Вашингтона, а также канцлер Германии Ангела Меркель. По официальным итогам состоявшегося 29 июля всенародного референдума об импичменте президенту Траяну Бэсеску, явка избирателей на плебисцит составила 8.459.053 человек или 46,24% от действующей избирательной базы при необходимом пороге в 50% + 1 голос. В то же время инициировавший процедуру импичмента Социаль-либеральный союз обратился в Конституционный суд с просьбой признать референдум состоявшимся в связи с тем, что численность населения снизилась, и реальная избирательная база составляет около 16 млн граждан, а не 18,3 млн. Конституционный суд Румынии назначил вынесение решения относительно признания референдума на 21 августа, постановив проверить избирательные списки.
Энергетика: "Нерешительность, колебание и отсутствие единства в рядах западноевропейских держав не позволили противостоять интересам Москвы"
28 июня 2012 года консорциум Шах-Дениз II объявил о том, что проект NABUCCO-West (NABUCCO-West является усеченной версией проекта NABUCCO - прим. ИА REGNUM) выбран в качестве потенциального варианта для экспорта азербайджанского газа в центральноевропейском направлении, пишет Revista 22. Решение является частью процесса по оценке коммерческих преимуществ конкурирующих проектов газопроводов в рамках Южного газового коридора (ЮГК), начатого 1 октября 2011 года. ЮГК является стратегической концепцией Европейского союза, запущенной в 2008 году, в ответ на резкий рост озабоченности за "энергетическую безопасность" государств-членов после первой "газовой войны" между Россией и Украиной (январь 2006). ЮГК воплотил старую идею по созданию "нероссийского" соединения между Каспийским бассейном и европейскими рынками, во имя диверсификации маршрутов и источников энергопоставок. Неформально проект NABUCCO был "флагманом" Южного газового коридора, будучи предназначенным для осуществления поставок газа из Каспийского региона и с Ближнего Востока в страны Центральной Европы, протяженностью 3,9 тысячи километров и максимальной мощностью 31 миллиард кубических метров в год из Азербайджана через Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию.
Основным источником газа, завизированным ЮГК, является азербайджанское газоконденсатное месторождение Шах-Дениз, находящееся в шельфе Каспийского моря, продолжает Revista 22. Обнаруженное в 1999 году месторождение Шах-Дениз, общие запасы которого оцениваются в 1,2 триллиона кубических метров газа, управляется консорциумом компаний во главе с British Petroleum (25,5%) и Statoil (25,5%). В рамках первой стадии разработки газоконденсатного месторождения Шах-Дениз, начавшейся в 2006 году, к сегодняшнему дню осуществляются поставки в размере 9 миллиардов кубических метров в год. Полная разработка (Шах-Дениз II) предполагает инвестиции в более чем $10 млрд., а планируемая добыча газа составляет 16 миллиардов кубометров с 2017 года. Из 16 млрд. кубометров газа, 6 млрд. уже зарезервированы для турецкого рынка, так что для экспорта в ЕС остаётся лишь 10 млрд. - что составляет менее 2% годового потребления природного газа Европейским союзом. Глядя на эту цифру, кажется, что усилия последних лет по политико-дипломатической мобилизации вокруг NABUCCO непропорциональны. Кроме того, похоже, эти усилия оказались также неэффективными, поскольку доминирующие факторы, влиявшие на конфигурацию ЮКГ, были коммерческого характера, а не геополитического. Однако, взгляд на вещи с такого ракурса искажает причинно-следственный порядок: фактически, сокращение физических и стратегических мощностей NABUCCO является результатом трусости ЕС перед политическими и финансовыми обязательствами. Нерешительность, колебание и отсутствие единства в рядах западноевропейских держав, а также среди правительств, непосредственно участвующих в ЮКГ не позволили противостоять интересам Москвы. В результате подтвердилось структурное доминирование России в энергетическом бизнесе Восточной Европы. В частности, резкое снижение шансов на то, что Туркменистан, с его огромными запасами природного газа, будет подключен к ЮКГ Транскаспийским газопроводом, является провалом политики ЕС в области энергетической безопасности.
Возвращаясь к NABUCCO-West, известие о выборе в его пользу в качестве возможного центральноевропейского маршрута было объявлено с большим удовлетворением как консорциумом Nabucco Gas Pipeline International GmbH, так и румынскими властями, пишет Revista 22. Действительно, в условиях, когда старый проект NABUCCO, казалось, ещё с конца 2011 года полностью утратил коммерческие аргументы, сохранение в игре хотя бы его урезанной версии является значительным достижением как для консорциума, так и для транзитных стран. Маршрут проекта NABUCCO-West предполагается от турецко-болгарской границы до города Баумгартен (Австрия), предусматривается строительство 1300-километрового трубопровода с начальной мощностью в 10 миллиардов кубических метров (которая может быть увеличена до 23 млрд. по мере появления новых источников газа). Конечно, NABUCCO-West будет использовать технические исследования и юридическую инфраструктуру старого проекта NABUCCO.
Примечателен тот факт, что объявление о выборе проекта NABUCCO-West было сделано через два дня после подписания межправительственного соглашения между Баку и Анкарой относительно строительства трубопровода TANAP (Трансанатолийский газопровод - прим. ИА REGNUM), продолжает Revista 22. Ожидается, что пропускная способность TANAP составит 16 миллиардов кубических метров, из них 10 млрд. пойдут в Европу. TANAP является результатом политического решения, которое устраняет неопределенность Турции осуществлять транзит с востока на запад - неопределенность, которая, казалось, парализовала Южный газовый коридор. TANAP отражает не только заинтересованность Турции стать энергетическим узлом и уменьшить энергетическую зависимость от России, но и несколько неожиданный интерес Азербайджана принять участие в транспортировке и распределении энергии. Старое предположение, что Баку будет удовлетворён продажей своих углеводородов "на границе" нашло своё отражение и в составе консорциума NABUCCO, где представлены только транзитные государства.
Партнёрам консорциума Шах-Дениз II до мая 2013 предстоит принять окончательное решение о выборе между двумя проектами, все еще состоящими в гонке: NABUCCO-West и TAP (Трансадриатический газопровод - прим. ИА REGNUM), пишет Revista 22. TAP является одним из старших конкурентов в рамках ЮГК. По газопроводу ТАР предполагается поставлять газ из каспийского региона через Азербайджан, Грузию, Турцию, Грецию, Албанию и Адриатическое море до юга Италии. Его предлагаемая начальная пропускная способность - 10 миллиардов кубических метров газа в год с последующим возможным ее доведением до 20 миллиардов кубических метров, а стоимость оценивается в 1,5 млрд. евро. Наравне с газопроводом ITGI (Турция-Греция-Италия Интерконнектор - прим. ИА REGNUM), TAP уже давно является одним из главных конкурентов NABUCCO внутри Южного газового коридора. Фактически, конкуренция внутри ЮГК за небольшие количества газа, обещанные Шах-Дениз II, является одним из факторов разрушения проекта NABUCCO. Между тем, ITGI был исключен из гонки в январе 2012 года из-за возникших сомнений относительно того, что DEPA - греческий партнер интерконнектора наравне с Edison (Италия) - смогут выполнять финансовые обязательства.
Конечно, NABUCCO столкнулся с серьёзной "внешней" оппозицией, продолжает Revista 22. Таким образом, под тяжестью политического натиска, дирижируемого Москвой путём разработки контрпроекта "Южный поток", правительства, участвующие в NABUCCO прогибались один за другим, формально или неформально присоединяясь к инициативе "Газпрома". Бухарест, например, сделал это неофициально осенью 2010 года, когда бестактно выразил готовность заменить Софию в Южном потоке на фоне конъюнктурных расхождений между болгарским правительством и "Газпромом". На самом же деле, "Южный поток" вовсе не является проектом bona fide, но политико-дипломатическим инструментом, посредством которого Москва искусно упражняется в сочетании соблазна и принуждения с целью "дисциплинировать" Украину и согнать с дистанции серьёзных конкурентов, таких как NABUCCO. С этой точки зрения, решение TANAP - NABUCCO-West является приемлемым компромиссом и для Москвы, как ввиду его умеренных мощностей, так и ввиду получения незначительного потенциала привлечь Туркменистан в Южный газовый коридор.
Если сравнивать относительные шансы проектов NABUCCO-West и TAP, то первый имеет определённо больше перспектив, пишет Revista 22. Помимо того, что конкурентное преимущество TAP исходит из двойного интереса компании Statoil контролировать и производство, и продажу газа с месторождения Шах-Дениз II, ТАР является далеко не столь хорошо разработанным проектом, как NABUCCO-West: не находится на требуемой стадии получения необходимых согласований и разрешений юридического характера, и адресуется итальянскому рынку, который и без того имеет широкие возможности для диверсификации импорта природного газа. С другой стороны, NABUCCO-West по-прежнему сохраняет стратегическое значение в том, что касается снабжения газом стран Центральной и Восточной Европы, более зависимых от "Газпрома" и, следовательно, вынужденных соглашаться на существенно более высокие цены нежели страны Западной Европы; кроме того, немецкие компании RWE и Bayerngas уже объявили себя его клиентами. Исходя из этих перспектив, Румыния, очень вероятно, будет пересечена трубопроводом, который будет осуществлять транспортировку каспийского газа в Центральную Европу. Инвестиции в инфраструктуру и логистику достигнут 1,5 млрд. евро. Другим преимуществом станут транзитные налоги, создание рабочих мест, и особенно, получение достаточного количества азербайджанского газа, чтобы заменить им сегодняшний импорт Румынии из России, одного из самых дорогих в ЕС. Бухарест в настоящее время импортирует порядка 3 миллиардов кубических метров в год российского газа, который оплачивает по цене в 500 долларов за тыс. куб. м. Внутренняя добыча в 2011 году составила 11 миллиардов кубических метров, но эта тенденция постоянно снижается. В период между 2001 и 2011 годами годовая добыча отечественного газа снизилась на 2,5 миллиардов кубических метров. Между тем, потребность румынской экономики в газе и нефти к 2020 году увеличится более чем на 20% по сравнению с 2010 годом.
В ближайшем будущем Румыния должна будет принять важнейшие решения в том, что касается энергетической безопасности, продолжает Revista 22. Необходимо остановить снижение внутреннего производства углеводородов, что требует значительных технологических инвестиций. Затем следует инвестировать в увеличение мощностей национальной энергетической системы в области возобновляемых источников энергии. Кроме того, необходима разработка новых месторождений нефти и природного газа, в том числе нетрадиционных типов. Нам нужны здравые и обоснованные дебаты по вопросу потенциальной добычи сланцевого газа и возможности коммерческой эксплуатации газовых месторождений на континентальном шельфе Черного моря. С 2005 года добыча сланцевого газа Соединёнными Штатами произвела настоящую революцию на мировом энергетическом рынке. Начиная с 2009 года, США с каждым годом добывает больше газа, чем Россия. Большие количества сжиженного природного газа (СПГ), первоначально предназначенные для американского рынка, в последние годы были перенаправлены в Западную Европу, создав тем самым эффект переизбытка газа и снижения цен на газ на спотовых рынках. Этот факт оказал негативное влияние на многолетние взаимовыгодные отношения между "Газпромом" и крупными немецкими, итальянскими и французскими энергетическими компаниями, основанные на долгосрочных контрактах (20-25-30-летних), в то время как спотовые цены уже на протяжении нескольких лет примерно в два раза ниже стоимости продаж по долгосрочным контрактам.
Румынское общество должно внимательно изучить возможность использования технологий, которые оказались столь продуктивными в Северной Америке, пишет Revista 22. Социальная приемлемость и экологическая устойчивость при потенциальной добыче сланцевого газа будут являться решающими условиями - при условии, что Румыния действительно обладает такими ресурсами, наличие которых в настоящее время только предполагается. Что касается внешней энергетической политики Румынии, NABUCCO-West делает бесполезными такие фантазийные проекты, как AGRI (Азербайджан-Грузия-Румыния Интерконнектор), безосновательно ставший приоритетным в национальной энергетической стратегии. Во-первых, концепция AGRI делала ставку на свободный газ месторождения Шах-Дениз II, теперь нам известно, что он будет транспортироваться по TANAP. Во-вторых, установки, необходимые для сжижения (в грузинском порту Кулеви) и регазификации (в Констанце) будут иметь запретительную стоимость. В-третьих, возможность Румынии использовать терминал по регазификации в Констанце в пользу расширения международной торговли резко снижается ввиду сопротивления Турции, не желающей уплотнять и без того перегруженный трафик через Босфор перевозками сжиженного природного газа. Наконец, со стратегической точки зрения, румынская экономическая дипломатия должна разработать план, согласно которому крупные запасы природного газа, обнаруженные в восточной части Средиземного моря, вблизи побережья Израиля и Кипра, должны стать альтернативным источником импорта для Румынии. В любом случае, Турция обладает амбициями превратить средиземноморский порт Джейхан в энергетический центр мирового уровня, а пересечение Анатолии газопроводом с юга на север короче, чем с востока на запад, подводит итог издание.
Если убрать в сторону эмоции, то простые цифры откроют неприятную правду европейского лицемерия, пишет Hotnews. В США цена природного газа в 5 раз ниже, чем в Европе. Она примерно равна стоимости нашего "дешевого" газа отечественного производства, который мы здесь продаем за бесценок в сравнении с газом, импортируемым у русских, и стоящим нам в 4 раза дороже. В США рынок свободный и благодаря конкуренции цены снижаются естественным образом, а не поддерживаются искусственным образом во имя "защиты потребителей". И если в 2007 году американцы строили расчёты на шестикратное увеличение объёмов импорта сжиженного газа дабы не подвергнуться кризису, то сегодня новые технологии по добыче сланцевого газа сделали их практически независимыми от импорта. Между тем, до сих пор не было известно ни о каких-либо серьезных экологических катастрофах в США, связанных с добычей сланцевого газа, ни о разрушительных землетрясениях на местах применения гидравлических разрывов.
Давайте теперь посмотрим на Европу, продолжает Hotnews. Без того чтобы европейцы и пальцем пошевелили, цены на газ на Западе снижаются - это большая удача, что сжиженный газ, до сих пор поставляемый в США, нужно было кому-то продать. Повышается спрос, цены падают, именно поэтому Европа тоже хочет либерализации энергетических рынков, от чего и потребитель выиграет. Рынок газа, весьма устойчивый к изменениям, начинает либерализоваться скорее, чем предполагал ЕС, и раньше другого не менее неподатливого рынка - электроэнергии. А европейские фирмы, которые сделали огромную ошибку, подписав слишком долгосрочные контракты с Россией на цены, индексируемые по нефтяным ценам (немецкие импортеры, например), поняли, что теряют деньги в сравнении с теми, кто покупает газ дешевле на спотовом рынке и в короткие сроки.
Отчет Центра стратегических и международных исследований (CSIS) показывает, что европейцы экономят порядка 7-8 млрд. евро в год на газе, который для Европы дешевле с момента, как США перестали нуждаться в нём, пишет Hotnews. И вот здесь возникает парадокс: несмотря на то, что Европа довольствуется преимуществом наличия сланцевого газа, она лицемерно пытается блокировать добычу ресурсов, от чего все бы только выиграли. Объявленная причина: риск для окружающей среды. Реальная причина: лобби русских, которые видят, как Европа ускользает из-под их единственно существующего рычага влияния, и которые умеют обернуть свои интересы в привлекательную для западных прогрессивных лидеров упаковку.
Конечно, добыча сланцевого газа поднимает ряд экологических проблем, продолжает Hotnews. Однако, Международное энергетическое агентство отмечает, что ликвидация экологических рисков стоила бы нам всего лишь на 7% больше затрат. Истерика экоактивистов в самом разгаре, хотя Европа даже не начала добычи сланцевого газа, мы находимся только в стадии разведки. "Страх перед использованием ГРП (Гидроразрыв пласта)" остановил разведку во Франции, Италии, Чехии, Австрии, Болгарии, а мы догнали их со своим "мораторием до момента, пока ЕС решит будущее сланцевого газа". Трудно понять откровенный настрой властей против хотя бы того, чтобы узнать, каковы наши резервы, ведь именно об этом идёт речь.
Как и ожидалось, вся эта шумиха не столь уж невинна - в докладе CSIS отмечается, что везде, где есть серьезная оппозиция добычи сланцевого газа, имеется сильнейшее лобби "Газпрома", которому известно, что независимость Европы от импорта газа из России будет означать, что Москва потеряла свое влияние, пишет Hotnews. Например, в Германии два фактора привели к запрету добычи сланцевого газа: зеленые, которые поддерживают идею дорогостоящей возобновляемой энергии, неэффективной с экономической точки зрения и взваленной на спины налогоплательщиков; а также тот факт, что практически вся немецкая промышленность, имеющая хоть какое-либо отношение к газу, заинтересована в том, чтобы импорт от "Газпрома" продолжался (имеются в виду импортеры, которые вложились в "Северный поток", российские компании, владеющие почти половиной нефте- и газоперерабатывающих мощностей Германии, дочерняя компания Gazprom Germania, которую возглавляют бывшие сотрудники госбезопасности из ГДР, и т.д.). В Болгарии митинги против добычи сланцевого газа были организованны под управлением бывших сотрудников госбезопасности и лоббистов "Южного потока". И с другой стороны - Польша, которая, отчаянно пытаясь избежать шантажа со стороны восточного соседа, является весьма активным сторонником добычи сланцевого газа и поспешила дать (даже слишком много) концессии компаниям, заинтересованным в разведке.