Арташес Гегамян: Армения в Евразийском Союзе - важнейший фактор стабильности на Южном Кавказе
Прошло десять дней после рабочего визита президента Армении Сержа Саргсяна в Москву и его переговоров с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Интерес к встрече президентов двух стран подогревался и предшествующими этому событию официальными визитами в Республику Армения председателей Совета Федерации и Государственной Думы Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина, Генерального прокурора, министра внутренних дел РФ, президента ОАО "Российские железные дороги".
Реакция электронных и печатных СМИ, финансируемых разного рода грантодателями, которые сами находятся на иждивении известных центров силы мировой политики, была на редкость сколь эмоциональной, столь и ядовито-раздражительной. В своём подавляющем большинстве суть этих публикаций сводилась к тому, что Россия высадила столь авторитетный "политический десант" в Армению с одной единственной целью, а именно: перед встречей президентов Армении и России оказать давление на власти Республики Армения с тем, чтобы склонить её руководство для принятия решения о вхождении в Евразийский союз. Приводя разного рода доводы, якобы подтверждающие ими же выдвинутую гипотезу, авторы многочисленных публикаций дальше шли по не единожды апробированной схеме. Они в один голос "разоблачали" происки российских властей, которые во что бы то ни стало стремятся возродить "Российскую Империю", "СССР-2", "Империю зла" и т.п. В подкрепление своих выводов приводились выдержки-ужастики, якобы характерные для сегодняшних будней России, почерпнутые из российской же прессы, которая, увы, изобилует ими. Расчет был прост - сформировать у читающих прессу граждан Армении мнение, что над армянской государственностью нависнет смертельная опасность потери суверенитета в случае, если политическое руководство Армении примет решение о вхождении в Евразийский союз. Случись такое - это, вне всякого сомнения, квалифицировалось бы нашими "глашатаями демократии" не иначе как предательство национальных интересов. С целью придания эмоционального накала подобным публикациям авторы этих панегириков, как правило, завершали свои публикации ненавязчивыми напоминаниями о тех идиллических перспективах, которые светят Армении и многострадальному армянскому народу в будущем, после подписания Арменией и Евросоюзом Соглашения об Ассоциации. Этот довод, по мнению их авторов, неотразим. А реальность этой перспективы подкреплялась фактом переговоров между Арменией и Евросоюзом по Соглашению об Ассоциации, которые стартовали 19-го июля 2010 года. В обязательном порядке приводились и ссылки на опубликованное 15 мая т.г. Евросоюзом сообщение о принятии "Дорожной карты" по реализации мероприятий участниками программы "Восточное партнёрство" до осеннего (2013 г.) саммита Евросоюза и государств-участников программы "Восточное партнёрство".
Конечно, авторам этих статей и в голову не пришла бы кощунственная мысль, с целью создания иллюзии о своей непредвзятости, хотя бы формально порассуждать о тех серьёзных проблемах, которые в самое ближайшее время предстоит решить Евросоюзу, особенно 17-и странам еврозоны. К примеру, взяли бы да и сослались на интервью премьер-министра Италии Марио Монти, напечатанное 6 августа т.г. в немецком журнале "Шпигель". Достаточно сказать, что содержание как вопросов, заданных корреспондентом, так и откровенных ответов на них, о многом говорят. Так, на вопрос корреспондента журнала "Шпигель" - "... казалось бы, что отношения между итальянцами и немцами несколько омрачены. Многие жалуются на немецкую жестокость и высокомерие. Как Вы объясните эту атмосферу?", - премьер-министр Италии, третьей экономики еврозоны, ответил весьма и весьма убедительно. "Это действительно было очень тревожным для меня в последние месяцы, и я сказал канцлеру Меркель о росте возмущения здесь, в парламенте - против ЕС, против евро, против немцев, а иногда против самого канцлера, - заявил в интервью Марио Монти. - Это, однако, та проблема, которая выходит за рамки отношений только Германии и Италии. В напряженности, которая сопровождает последние годы зону евро, наблюдаются признаки психологического распада (dissolution) Европы. Мы должны упорно трудиться, чтобы положить этому конец".
Можно было бы привести и другие тревожные высказывания о судьбах отдельных стран ЕС как крупных политических деятелей, так и признанных экспертов. Однако, думается, в этом нет необходимости. Здесь важно другое: казалось бы, что тиражируемые на страницах многих СМИ Армении антиевразийские страсти, должны были несколько притихнуть уже по многообещающим итогам состоявшейся 8 августа т.г. встречи президентов России и Армении. Ведь вся аргументация разного рода политических экспертов, обозревателей, бьющих тревогу о возможной потери Арменией своего суверенитета, после встречи Сержа Азатовича Саргсяна и Владимира Владимировича Путина лопнула как мыльный пузырь. Ан нет, развязанная этими СМИ антиевразийская истерия продолжается. Это обстоятельство наводит на мысль о том, что возможное вхождение Армении в Евразийский союз подрывает реализацию далеко идущих и опасных геополитических проектов, выработанных в известных центрах силы мировой политики.
Судя по растерянности и несвязности публикаций, вышедших в свет после саммита Россия - Армения, тревоги архитекторов установления нового миропорядка в регионе Южного Кавказа не только не развеялись, но и возросли. Попробуем разобраться, что же их так тревожит. Видимо, скупые строчки из официального отчета о встрече президентов для стимулирования тревожных размышлений в их среде имеют серьезные основания. Президент Армении в ходе встречи, в частности, подчеркнул: "Несмотря на посткризисный период, наш торговый оборот приближается к миллиардному рубежу, хотя я считаю, что это не предел и в ближайшие два-три года наш торговый оборот возможно удвоить и утроить". Чтобы объективно оценить стратегическую важность задачи, поставленной президентом Армении, достаточно отметить, что по итогам 2011 года удельный вес торгового оборота Армении с Россией составил 20,3% от общего внешнеторгового оборота Армении, в то время как аналогичный показатель со странами ЕС составил 31,9%. Таким образом, Сержем Саргсяном была поставлена задача - в ближайшие годы достичь такого уровня торгового оборота с Россией, который обеспечит ей первое место в числе торговых партнёров Армении, при этом значительно опережая соответствующий уровень торгового оборота со странами ЕС. Очень существенно, что такая задача ставится президентом страны в условиях, когда вот уже несколько месяцев почти все СМИ Армении, по случаю и без, афишируют предстоящее в ближайшие 2-3 года заключение Арменией Соглашения о глубокой и всеобъемлющей торговле с ЕС. В этой связи примечательно, что 20 июня т.г. министр экономики Армении Тигран Давтян, обращаясь к этой теме, отметил: "Это подразумевает приведение экономической системы Армении в соответствие с европейскими стандартами. Речь идёт не только о нулевых таможенных пошлинах, что является одним из краеугольных камней свободной торговли, но и обо всех системах, касающихся торговли, в первую очередь, о системах контроля качества: стандартизации, метрологии, аккредитации". Эти оценки министра экономики примечательны тем, что с заключением вышеотмеченного Соглашения с Евросоюзом армянской стороной не ставятся конкретные задачи повышения, притом существенного, товарооборота между Арменией и ЕС. Над этим фактом стоило бы призадуматься. На фоне этих представляемых как очень радужных перспектив сближения Армении с ЕС, 8 августа в Москве Владимир Путин скромно отметил, что: "... Есть ещё одно важное направление - это инвестиционное. Объём российских инвестиций, накопленных за все предыдущее время, - за эти лет 12-15 достиг..." Здесь Серж Саргсян продолжил предложение своего коллеги, сказав: "достиг 50 процентов всех иностранных инвестиций". Так что, мы будем вправе ожидать публикаций в соответствующих армянских СМИ о том, почему совершенствование законодательства Армении в сфере экономики благотворно сказывается, особенно, для российских инвесторов? Более того, как было подчёркнуто на встрече в верхах, просматривается ясная перспектива дальнейшего углубления экономической интеграции Армении и России, о чём в своём вступительном слове заявил президент Серж Саргсян: "Экономическое присутствие России в Армении соответствует стратегическим интересам и Армении, и России. Сегодня Россия является основным торговым партером Армении, на долю которого приходится более 50 процентов всех иностранных инвестиций. Подтверждением наших долгосрочных экономических связей является совместная реализация ряда крупных экономических проектов, таких как строительство новых блоков Мецаморской АЭС, возможное участие России в масштабных инфраструктурных проектах, реализуемых в Армении".
К числу этих фактически уже реализуемых проектов следует обязательно отнести инвестиции, осуществленные ОАО "Российские железные дороги" в Армении, которые в соответствии с соглашением о концессии составят около $570 млн, с перспективой увеличения их объема в случае разблокирования армяно-турецкой границы и восстановления железнодорожного сообщения. Следует отметить, что в соответствии с концессионными обязательствами "Южно-Кавказской железной дороги" (далее ЮКЖД), которая является 100-процентной дочерней кампанией ОАО "Российские железные дороги", осуществляющей концессионное управление армянскими железными дорогами, осуществлены инвестиции, направленные на восстановление существующих инфраструктур армянской железной дороги. С удовлетворением хочется констатировать, что с назначением Виктора Ребеца главой ЮКЖД чувствуются существенные положительные сдвиги в инвестиционной деятельности этой организации. Этот факт весьма примечателен в свете заявления президента ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина, сделанного в начале т.г. о том, что реализация проекта строительства железной дороги Иран-Армения во многом зависит от ситуации вокруг Ирана. По его словам, реалистические возможности строительства имеются, но это может быть сделано только в рамках межгосударственных договоров и взаимоотношений. И если этот проект будет сформатирован таким образом, железнодорожники ЮКЖД, конечно, примут в нём участие, отметил глава РЖД.
Оппонентам вхождения Армении в Евразийский союз надо полагать не дают покоя также и слова Сержа Саргсяна, прозвучавшие в его вступительном слове на совместной пресс-конференции с Владимиром Путиным. Президент Армении, в частности, заявил: "Мы считаем, что в вопросах безопасности на Южном Кавказе Россия играет ключевую роль. Это касается и чрезвычайно важных для Армении конструктивных шагов руководства России по урегулированию карабахской проблемы. Мы благодарны Вам, Владимир Владимирович, за постоянное внимание и действенные шаги в этом направлении".
Раздражительность и смятение - так можно охарактеризовать реакцию недругов Армении на эти однозначные оценки президента страны о роли России в деле обеспечения стабильной и мирной обстановки на Кавказе. Так, не сдержал своих эмоций депутат парламента Турции от партии Националистического движения, директор центра стратегических исследований (TURKSAM) Синан Оган в интервью Salam News. Информация об этом печальном интервью была помещена на сайте ИА REGNUM. "Если Россия окажет Армении какую-то военную помощь, это затянет в конфликт не только Армению, но и Россию, и другие страны. Если Россия, несмотря на это, всё равно захочет оказать помощь Армении, пожалуйста, пусть помогает, - великодушно разрешает России это сделать не какой то там провинциальный комментатор, а сам Синан Оган, - но пусть при этом не забывает, что тогда эта война (Синан Оган уже решил, что войны не избежать - А.Г.) поставит в тяжелое положение саму Россию". Надо полагать, что Синана Огана взбесили оценки президента Армении о военной составляющей стратегического партнёрства между Россией и Арменией, приверженность к которым вновь была подтверждена им на брифинге в Москве: "Армения является убежденной сторонницей укрепления структур ОДКБ и, как и ранее, будет прилагать все усилия, направленные на усовершенствование нашей организации... В 2010 году был продлён срок пребывания российской военной базы в Армении. Мы исходим из того, что присутствие этой базы в интересах нашей же безопасности. Протокол о продлении расширил также и сферу применения возможностей базы в случае угроз безопасности Армении". И, конечно же господин Синан, будучи аналитиком, сделал надлежащие выводы из ответа Владимира Путина на вопрос корреспондента РИА Новости о том, был ли у России план действий на случай военной агрессии Грузии в Южной Осетии? "План был, и, по-моему, это не секрет, именно в рамках этого плана российская сторона и действовала.. План был подготовлен Генеральным штабом где-то в конце 2006-го или в начале 2008 года... В рамках этого плана была мобилизована техника и так далее и тому подобное...", - заявил президент России. Уж тем более не приходится сомневаться, что в Генеральном штабе как Минобороны России, так и в ОДКБ имеются тщательно разработанные планы по сокрушению любой военной агрессии в отношении Армении, равно как и любого государства - члена ОДКБ. В этой ситуации, несомненно, трудно успокоить разгневанного от осознания собственного бессилия Синана Огана.
Примечательно, что откровенный шантаж зарвавшегося турецкого парламентария почему-то обошли своим вниманием многочисленные электронные и печатные СМИ, денно и нощно охаивающие Россию, российско-армянское стратегическое парнёрство. Ведь сказать-то им нечего, не могут же они наступить на горло собственной песни.
Шокирующее воздействие на журналистскую братию, побирающуюся на зарубежных грантах, оказали высказывания президента Армении о так называемой газовой теме, о ценах на поставляемый в Армению российский газ. Ведь за все четыре с половиной года президентства Сержа Саргсяна было напечатано множество статей о "газовой дубинке" России, якобы нависшей над армянской государственностью, о постоянном давлении России на власти Армении посредством угрозы удорожания цены на газ и т.д. и т.п. "Конечно, говорили сегодня и о важной теме - цене на поставляемый в Армению природный газ, - заявил на том же брифинге президент Армении. - Думаю, что нашли взаимопонимание по принципам её формирования: она должна исходить из реальной рыночной цены на газ, помноженной или разделённой (если хотите) на необходимость обеспечения Армении природным газом по сопоставимым с реальными ценами тарифам и сохранения эффективности её экономики. Владимир Владимирович подтвердил, что Россия заинтересована в сильной, конкурентоспособной, развитой Армении. Это истинно союзнический подход. Я благодарен президенту России за однозначную позицию по всем ключевым вопросам нашей повестки". По сути этими утверждениями президент Армении свёл на нет набившие оскомину обвинения в адрес России, что посредством манипулирования ценой на поставляемый в Армению газ, российская сторона оказывает давление на руководство республики. Более того, здесь важно отметить следующее: констатация того факта, что президент России имеет "однозначную позицию по всем ключевым вопросам армяно-российской повестки", воистину дорогого стоит, а упоминание того, что Владимир Путин "заинтересован в сильной, конкурентоспособной, развитой Армении" поднимает союзнические отношения Россия - Армения на качественно новый, более высокий уровень. Ведь по сути это заявление о том, что Россия выступает и в качестве гаранта экономической безопасности Армении. И именно в этом ключе следует рассматривать прозвучавшее на брифинге заявление Владимира Путина: "Говорили более широко об интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Думали о том, что нужно сделать для того, чтобы воспользоваться последними договорённостями в интеграционном плане. Договорились о том, что создадим смешанную комиссию, которая должна будет посмотреть, как можно было бы использовать последние договорённости в области сотрудничества между Россией, Казахстаном, Белоруссией в рамках Таможенного союза, единого экономического пространства применительно к Армении со всей спецификой. Я имею в виду, что у нас все-таки нет общих границ, но можно было бы подумать об использовании каких-то инструментов, которые уже согласованы между тремя государствами". Ведь по сути заявление президента России означает старт в очень сложном и многогранном, но при этом очень востребованном процессе поиска взаимовыгодных условий для вхождения Армении в Евразийский союз. Представляется исключительно важным, чтобы начало этого процесса было бы тщательно продумано и вобрало в себя весь имеющийся положительный опыт, который был накоплен в процессе создания Европейского союза.
Я осознанно столь подробно остановился буквально на всех деталях встречи президентов России и Армении, которые были изложены в соответствующих пресс-релизах, чтобы показать абсолютное несоответствие политических реалий, характеризующих российско-армянские отношения, с теми надуманными, искажающими подлинную суть стратегического партнёрства наших стран материалами, которыми пестрят десятки электронных и печатных СМИ Армении. Против наших стран развязана самая настоящая информационная война, главной целью которой является воспрепятствование вхождению Армении в Евразийский союз. Следует откровенно признать, что в этой войне сторонники Евразийского будущего Армении явно проигрывают. Причина проигрыша вовсе не в отсутствии аргументов в пользу Евразийского союза, а в бессистемности этой работы, отсутствии информационного обеспечения исключительной актуальности более глубокой экономической интеграции Армении со странами Евразийского союза.
Не может не тревожить и то обстоятельство, что партии, позиционирующие себя в качестве приверженцев Евразийского пути развития, ограничиваются лишь голословными заявлениями на этот счёт, без глубокого осмысления судьбоносности для Армении выбора этого пути. Уже вовсе не приходится говорить о том, что роль знаменосца евразийского движения почему-то во что бы то ни стало хотят увязать с именем экс-президента Армении Роберта Кочаряна. При этом, если самые откровенные противники вхождения Армении в Евразийский союз делают это весьма осознанно, ибо нет более действенного пути опошлить и дискредитировать эту идею, чем связать ее с именем экс-президента. Увы, сказанное не есть преувеличение. Достаточно вспомнить лихое поведение Кочаряна в заповедниках африканских саванн, когда каждая его охота на царя зверей и представителей редких пород из семейства буйволинных оплачивались суммами, равнозначными десятигодичному суммарному президентскому окладу. И подобное допускал себе экс-президент республики 27,6% населения которого к концу его бездарного правления по официальной статистике были признаны бедными. Отметим, что фоторепортажи с охоты в африканских заповедниках продолжительное время не сходили со страниц армянских СМИ. Причём они сопровождались очень едкими, но, увы, справедливыми комментариями о сплошной коррумпированности властей Армении в годы президентства Роберта Кочаряна, что по инерции голословно, без каких-либо подтверждающих фактов пытались распространить и на сегодняшнюю Армению. И, конечно, вспоминались также и крупные коррупционные риски, которыми сопровождались приватизация в годы правления Кочаряна, в частности, Зангезурского медно-молибденового комбината, цена продажи которого была чуть выше ежегодной чистой прибыли этого флагмана армянской индустрии, далее Армянских электрических сетей и прочих активов. Перечень коррупционных сделок можно было бы и дальше продолжить, однако, нас тревожит другое. Всё это соответствующими СМИ преподносилось с комментариями: дескать, вхождение Армении в Евразийский союз - это вожделенная мечта высокопоставленных коррумпированных чиновников, которые в этой новой межгосударственной структуре найдут новые горизонты для реализации своих коррупционных фантазий.
Что же касается электронных СМИ, подконтрольных Роберту Кочаряну, то они более осторожно преподносят читательской аудитории миф о якобы его ключевой роли в становлении евразийского будущего Армении. При этом разного рода примитивными намёками, а то и на прямую, дают понять гражданам Армении, что именно Кочарян является теневым лидером одной из парламентских партий Армении, заявившей о своей поддержке вхождения Армении в Евразийский союз (речь о второй по числу депутатов парламентской партии "Процветающая Армения", руководимой олигархом Гагиком Царукяном - прим.ред.). Но этим информационная поддержка бредовых притязаний экс-президента на роль знаменосца евразийского движения в Армении не ограничивается. Пожалуй, самое одиозное и низкопробное электронное издание, редакторство которой приписывается Роберту Кочаряну, и которое по укоренившемуся среди политиков Армении мнению финансируется из сбережений зарплаты экс-президента, в режиме on-line вот уже не первый год занято очернительством действующего президента Армении и всех политиков, поддерживающих или лояльно относящихся к нему. Чаще всех героями низкопробных пасквилей электронного детища Кочаряна становятся... убежденные приверженцы жизненной важности и судьбоносности вхождения Армении в Евразийский союз. Ведь надо же показать российским властям, что в этом политическом сегменте есть всего лишь один деятель - Роберт Кочарян, хотя и с откровенным браконьерским мировоззрением...
До недавнего времени это занятие было далеко небезобидным. Заказные статьи - очернительства на армянских политиков - евразийцев немедленно пересылались окопавшемуся в Управлении президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами "армянскому кроту", который откровенно лоббировал интересы экс-президента Армении. При этом следует отметить, что "армянский крот" всемерно тормозил реализацию очень и очень актуальных и востребованных начинаний политиков, научных, инженерно-технических работников, учителей, врачей, представителей малого и среднего бизнеса, представителей студенческой молодёжи, которые открыто тяготеют к России, будущее Армении тесно увязывают именно с ней. Слава Богу, что в мае текущего года лавка "армянского крота" в АП России была прикрыта, а главный лавочник, он же "армянский крот" как нежно окрестили Владислава Гасумянова российские журналисты вслед за своим шефом Сергеем Винокуровым был уволен с гражданской службы. Хочется надеяться, что обрублены и каналы недобросовестного лоббинга и новое руководство Управления президента России, куда более внимательно будет разбираться в тонкостях кавказской политики и поможет реализовать те задумки, которые были проработаны, в частности, аналитическим центром общественной организации "Северная перспектива". Тем более, что для организации системной работы по дальнейшей экономической интеграции Армении и Евразийского союза за последние годы, благодаря высокопрофессиональной и целенаправленной работе посольства Российской Федерации в Армении, лично Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Армении Вячеслава Коваленко, созданы надлежащие условия для реализации интеграционных проектов, которые весьма профессионально и тщательно прорабатываются председателем Россотрудничества в Армении Виктором Кривопусковым.
Вызывает удовлетворение, что эта работа получила новый положительный импульс после недавнего визита в Армению председателя Россотрудничества Константина Косачёва. А работы на этом важнейшем направлении евразийской интеграции Армении - непочатый край. Причём её надо проводить с учётом того, что 7 мая 2009 года Армения по итогам саммита глав-государств, вовлечённых в программу ЕС "Восточное партнёрство" (далее ВП) поставила свою подпись под совместной Декларацией, в основе которой принятие мер по более тесному сотрудничеству между ЕС и участниками ВП, а также реализация новых начинаний как в двустороннем формате, так и в многостороннем формате. Более того, как было отмечено выше, в стадии реализации находится и "Дорожная карта" - рабочая программа деятельности ВП до очередного саммита ЕС-ВП, который состоится осенью 2013 года в Вильнюсе. Отметим, что "Дорожная карта" направлена на реализацию целей ВП в области политической ассоциации и глубокой экономической интеграции, расширения возможностей свободного передвижения граждан и пр. Мною специально оговариваются эти документы, потому что перед Арменией, думается, что и перед Россией также, стоит задача разворачивания такой системной работы, которая на практике покажет абсолютную жизненность идей Владимира Путина, изложенных в программной статье от 3-го октября 2011 г. "Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня". Напомним, что суть этой публикации в обосновании целесообразности Евразийского союза, в создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Примечательно, что ещё в ноябре 2010 года в статье "Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса - к новой повестке партнёрства", опубликованной в немецкой газете "Зюддойче Цайтунг", тогда ещё премьер-министр России Владимир Путин, предложил Европе программу совместного развития из пяти пунктов: 1). Это создание гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока. А в будущем - возможно и зоны свободной торговли и даже более продвинутых форм экономической интеграции. Фактически мы получим общий континентальной рынок ёмкостью в триллионы долларов... 2). Это - общая промышленная политика, основанная на сложении технологических и ресурсных потенциалов России и ЕС. Реализация совместных программ поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в сфере реального производства... 3). Буквально стучится в двери идея о создании единого энергокомплекса Европы... 4). Без развитой индустрии - невозможен и прогресс европейской науки и образования... 5). Подлинное партнёрство на нашем континенте невозможно, пока сохраняются барьеры, препятствующие человеческим и деловым контактам.
Размышляя над этими программными положениями, вновь приходишь к выводу, что, да, на примере Армении можно показать все преимущества интеграционных процессов в случае их реализации по предложенной Владимиром Владимировичем программе. Именно на примере Армении, которая с июля 1999 года с подписанием с Евросоюзом Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве проводит работу по созданию благоприятных предпосылок для экономической интеграции как с Евросоюзом, так и со странами СНГ. Следует отметить, что в рамках ВП эта работа проводится на институциональной основе, что, в свою очередь, накладывает особую ответственность на разработчиков "Дорожной карты" по поэтапному вхождению Армении в Евразийский Союз.
Завершая мои размышления об августовской встрече президентов России и Армении хотелось бы отметить, что вхождение Армении в Евразийский союз может стать важнейшим фактором стабильности и безопасности в регионе Южного Кавказа. Ведь, случись такое, это напрочь отобьёт желание небезызвестных стратегов, мечтающих любой ценой дестабилизировать ситуацию в зоне нагорно-карабахского конфликта, в особенности на северной границе Исламской Республики Иран, что в соответствии с их планами создаст благодатную почву для ввода миротворческих сил. Какие это будет иметь кровавые последствия - это тема требует отдельного анализа.
Арташес Гегамян - руководитель постоянной делегации Национального Собрания Армении в ПА ОБСЕ, депутат НС от Республиканской партии Армении, председатель партии "Национальное Единение", председатель правления ОО "Северная Перспектива". www.amiab.am
- В Казани на место ЧП в жилищном комплексе прибыли оперативные службы
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Хинштейн назвал обстрел Рыльска демонстрацией бесчеловечности
- ВС России поразили в Киеве объект размещения резидентуры ЦРУ — эксперт
- Террорист в Магдебурге оказался беглым работорговцем