Михаил Пак: Казахстан дал понять США, что в борьбе с Узбекистаном за региональное лидерство готов сдать Иран
За несколько дней до визита министра иностранных дел Исламской республики Иран Али Акбара Салехи в Казахстан в информационном поле республики началось любопытное движение, со стороны напоминающее пропагандистский ответ вражескому государству. Сразу несколько влиятельных, безо всякой иронии, ресурса, решили объяснить гражданам Казахстана, что же такое Иран и почему Астане не стоит связывать себя узами сотрудничества с Тегераном.
В частности, переводческий портал Inosmikz.net - опубликовал сразу две статьи о гипотетической железной дороге, связывающей Казахстан с Ираном через территорию Туркмении. Из материалов следует, что этот проект можно смело называть историческим и задумывался он, как результат совместной деятельности двух великих империй XIX века - Российской и Британской. Впрочем, и в наше время проект железной дороги из Казахстана в Иран будет, по всей видимости, реализовываться под имперским патронажем. По версии издания, "патронировать" ветку будет Китай, которому выгодно открыть для себя еще один канал распространения собственных товаров на Средний и Ближний Восток. Но об этом говорить пока рано - поэтому вернемся к этому тезису позднее.
Гораздо интереснее, как отреагировали на грядущий приезд высокого гостя близкие к власти издания. Скажем, газета "Литер" опубликовала статью, в которой выступила с проамериканских позиций, рассказав о некоторых деталях строительства трубопровода Хабсна-Фуджайра, который соединит месторождения ОАЭ с портами в Индийском океане. Суть его в том, чтобы снизить зависимость от Ормузского пролива, который, в случае эскалации конфликта вокруг ядерной программы Ирана, Тегеран обещает закрыть, перекрыв тем самым поставки нефти из Персидского залива. Если Ирану это удастся сделать, он перекроет не менее 37 процентов мирового оборота нефти. Что, конечно же, вызовет масштабный энергетический коллапс. По факту - наверное, именно Ормузский пролив является сегодня самым важным сдерживающим фактором - пока существует гипотетическая вероятность его перекрытия, есть надежда, что война на Ближнем Востоке не начнется. Но дело не в этом, а в тональности и подаче материала. Газета обильно цитирует американских политиков и дипломатов, а под занавес и вовсе - приходит к несколько неожиданному для наших палестин выводу: "руководство США и Казахстана оказываются в одной лодке, следовательно, вынуждены синхронно грести веслами" (курсив - ИА REGNUM). Для того, чтобы более детально понять, почему же публикация в газете вдруг имеет такое большое значение, необходимо вспомнить, кому принадлежит это издание. Дело в том, что "Литер" входит в состав медиа-холдинга "Нур Отан", то есть, является пропагандистским ресурсом партии власти в Казахстане.
Но вот что важно. К моменту этих двух публикаций - в публичном поле страны еще не было даже намека на то, почему эти материалы внезапно появились на страницах газет и сайтов. Чтобы лучше понять недоумение, можно вспомнить слова политолога Александра Князева, который однажды даже попенял научной и политической элите за то, что никто в Казахстане не интересуется иранской проблематикой. В этом смысле - Казахстан страна уникальная, ориентированная, в основном, на внутренние проблемы.
"Казахстанское экспертное сообщество - да простят меня мои коллеги - вообще довольно своеобразно, иногда создается впечатление, будто весь мир ограничен Казахстаном, его внутренними проблемами. Ну, еще по отношениям с Россией что-то есть, по постсоветской интеграции... Я не знаком с какими-либо работами казахстанских экспертов по Узбекистану, Киргизии, Туркмении, что уж говорить об Иране" - отметил политолог в интервью казахстанской газете Central Asia Monitor.
Так почему же ведущее, можно сказать, полуофициальное издание страны и портал, специализирующийся на переводах иностранной прессы, вдруг синхронно вспомнили про Персию, с которой Казахстан граничит по морю? Ответ не заставил себя ждать. Устами официального представителя Министерства иностранных дел Казахстана - Алтая Абибуллаева, было объявлено, что "26-27 июня в Астане с рабочим визитом будет находиться министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи. В рамках визита предполагаются его встречи с президентом Нурсултаном Назарбаевым и министром иностранных дел Казахстана Ержаном Казыхановым. (...) В эти же дни ожидается заседание казахстанско-иранской межправительственной комиссии. Казахстанскую сторону будет представлять министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев, иранскую - глава внешнеполитического ведомства Ирана Али Акбар Салехи" - процитировал выступление Абибулаева новостной портал "Тенгри".
Любопытно, правда? Поясню. Казахстанские издания угадали не только с визитом высокопоставленного гостя из Ирана, но и с тематикой предстоящего обсуждения - судя по участию министра транспорта и коммуникаций Казахстана, железная дорога из Казахстана в Иран в повестке как минимум, значится, как максимум - составляет весомую часть документации, которая обычно готовится по такому случаю к обсуждению.
Совпадение - скажете вы? Журналисты просто готовились к визиту высокопоставленного гостя и решили самостоятельно пояснить главе МИДа страны свою позицию по вопросам Ормузского пролива? Стране, которой Казахстан долгие годы продает зерно? И делают это журналисты издания, читаемого всеми ступенями партии власти? Если вы согласны с перечисленными вопросами, дальше можете не читать. А мы продолжим.
Дело в том, что есть один небольшой нюанс, который может заставить нервничать казахстанскую политическую элиту. Касается он вопросов лидерства в регионе. Астана привыкла почитать себя центром Средней Азии. Собственно, еще несколько лет назад амбиции регионального лидера были оправданы в полной мере. Казахстан - богатейшая страна Средней Азии, с довольно устойчивыми государственными институтами и лояльным власти обществом был действительно островком спокойствия на фоне буйных соседей, где случались последовательно: то Андижан, то "оранжевые" перевороты. Но ситуация неуловимо менялась, пока в феврале 2011 года известный американский политолог Эдвард Люттвак, близкий к кругам Республиканской партии США, не зафиксировал во время своей лекции в Москве новый виток развития событий в геополитической плоскости. Как минимум - и это в том же 2011 году отмечал казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов, центр Средней Азии смещался чуть южнее. А если быть точным - то в качестве регионального лидера, и Люттвак заострил на этом внимание, будет выступать Узбекистан. По многим причинам. Одна из них - демографическая структура узбекского общества. Фактически, в новых условиях политической нестабильности, только государство с большим населением, обладающее всеми признаками нации, может успешно противостоять вызовам извне. Например, у такого государства должна быть боеспособная армия, которая могла бы вести военные действия в Афганистане. Вероятность такого развития событий, кстати, зафиксирована в недавно изданном Синергетическом атласе Казахстана, авторами которого выступили упомянутый уже Марат Шибутов, руководитель журнала "Правила игры" Андрей Хан и директор "Казахстанского агентства геоинформационных систем и дистанционного зондирования Земли" Валерий Светлаков. По данным авторов этого труда, у республиканской партии США есть определенный план по привлечению стран Средней Азии к войне в Афганистане. Сотрудничество с США им видится таким образом: "видимо, Узбекистан предоставит войска, а Казахстан ресурсы, также будут участвовать частные военные компании". По мнению составителей, реализация этого плана "существенно сократит расходы американского бюджета и позволит не нести потери американской армии. Вместе с тем, Узбекистану это позволит существенно поправить бюджет и занять лишнее население, так что, скорее всего он согласится. Война коалиции среднеазиатских стран и бывшего Северного Альянса в Афганистане против пуштунов может длиться годами и быть затяжным и кровопролитным конфликтом".
Очень похожую картину мира нарисовал мазками и Эдвард Люттвак, считающийся непревзойденным гуру военной стратегии, который призвал администрацию США пользоваться методами "Второго Рима". "В качестве примера он приводит Афганистан. По мнению политолога, правильным было бы воевать против этой страны не США, а, к примеру, Узбекистану и ряду других соседей Афганистана" - пишет ресурс "Свободная пресса".
В качестве доказательства начала переформатирования политического поля можно вспомнить любопытнейший процесс, фактическое начало тренда, который отметили аналитики ИА REGNUM буквально на днях. Заключается он вот в чем. Американские компании, близкие к военным США, начали "вкачивать" деньги в экономику Узбекистана. Причем процесс этот - явственно прослеживается даже в публичном информационном поле республики, которое традиционно считается закрытым. Это может означать только одно - процесс уже набрал такие масштабы и обороты, что спрятать его все сложнее.
В частности, как сообщало ИА REGNUM, "Американская инженерно-строительная компания объявила 21 июня, что обеспечит интегрированную поддержку технологий, инжиниринг, поставки и строительство для СП Uz-Kor Gas Chemical - завода по производству 400 000 тонн полиэтилена в год в Устюртском регионе Узбекистана. Как сообщается в пресс-релизе компании, завод будет первым производством полиэтилена высокой плотности на основе лицензии KBR в Узбекистане и будет использовать собственные технологии". В контексте этого сообщения важно только одно - кем является компания, которая предоставляет лицензию Узбекистану. В этом же сообщении читаем: "KBR является крупной американской компанией, одним из ведущих поставщиков Армии США и Министерства обороны США". Не менее интересна и "личность" второго партнера в совместном предприятии. "В уставном капитале СП Uz-Kor Gas Chemical 50% принадлежит компании "Узбекнефтегаз" и 50% - Kor-Uz Gas Chemical Investment Ltd в составе Корейской газовой корпорации (KOGAS), компании Honam Petrochemical и STX Energy". В этой связи можно отметить, что как минимум, Южная Корея является форпостом США в АТР.
Не менее интересно и другое сообщение, появившееся в информационном поле буквально накануне. По данным сайта 12news.uz, "китайская компания Fosun International LTD в рамках визита в Узбекистан провела встречу с представителями Госкомимущества (ГКИ) республики. Как сообщает пресс-служба ГКИ, в целях привлечения инвестиций в реализацию проектов приватизации, представителям Fosun International LTD была представлена подробная информация и переданы материалы касательно крупных гостиниц, расположенных в регионах республики, наиболее активно посещаемых туристами и ставшими признанными центрами международного туризма - Ташкенте, Самарканде, Бухаре и др". На первый взгляд, ничего криминального в этой схеме нет. Но лишь до тех пор, пока дело не касается конечных бенефициаров и партнеров китайской компании. И опять - в тексте сообщения: "по данным узбекского информагентства, компания Fosun International LTD является одним из крупнейших частных конгломератов Китая, который в числе прочих, впервые создал и успешно управляет двумя совместными фондами частного инвестирования (совместно) с двумя крупнейшими финансовыми холдингами США как Carlyle Group и Prudential Financial". Открываем первый попавшийся источник и выясняем. Carlyle Group - один из крупнейших инвестиционных фондов, управляющий активами на сумму более $147 млрд. Основан 1987 году. Специализируется на венчурных инвестициях, левереджированном выкупе компаний, высокодоходных долговых обязательствах и недвижимости. Штаб-квартира находится в Вашингтоне, США. В компании занято более 563 специалистов по инвестициям в 21 стране. Имеет более 1100 инвесторов в 68 странах.
В Carlyle Group работали 41-й президент США Джордж Буш старший, его сын - 43-й президент США Джордж Буш младший, бывший заместитель директора ЦРУ и министр обороны США Франк Карлуччи, бывший государственный секретарь США Джеймс Бейкер, бывший премьер-министр Великобритании Джон Мейджор. Среди инвесторов компании была семья международного террориста Усамы бин Ладена.
В свою очередь, Prudential Financial - крупнейшая страховая компания США, известная так своими связями с американскими военными. В частности, компания обеспечивает страховку солдат по государственному контракту.
Все еще не верится? Для самых критически настроенных читателей - можно вспомнить еще одну занятную штуку. 15 июня 2012 года газета "Коммерсант" со ссылкой на свои собственные источники сообщила, что "после вывода в 2014 году войск США и НАТО из Афганистана американская тяжелая военная техника может остаться в государствах Средней Азии. Как стало известно "Коммерсанту", Пентагон ведет на этот счет закрытые переговоры с Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном. Реализация этого плана позволит США усилить военное сотрудничество с членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за спиной Москвы". Не обратили внимания? Казахстан в списке стран, которым "перепадет" военная техника и оборудование, используемые Международными силами содействия безопасности (International Security Assistance Force, ISAF) в Афганистане, не значится. Это может ровным счетом ничего не означать - в конце концов, республика даже не граничит с Афганистаном. А может - означать очень многое. Давайте поясню.
Если верить Эдварду Люттваку, война стран Средней Азии в Афганистане и даже среднесрочные интересы России в регионе должны работать всего на одну только цель. Эта цель - отнюдь не Москва. Эта цель - растущий Китай. Именно его ключевые вашингтонские стратеги рассматривают в качестве основной мишени на ближайшие десятилетия. И суть концепции Люттвака состоит в том, что война в Афганистане, переформатирование Ближнего Востока с неизбежной войной на Каспии и прочие неприятные для среднеазиатского региона вещи будут подчинены всего одной цели - подготовке к энергетическому коллапсу Поднебесной. В этом номенклатурном звене - даже России отведена роль младшего вспомогательного партнера. Отсечь Китай от нефти Ирана и Казахстана, газа Туркменистана и минеральных запасов Афганистана - причем руками самих же среднеазиатских режимов - это, повторю, главная цель американской администрации. И маховик, судя по новостям из Узбекистана, уже запущен.
Но для чего, спросит внимательный читатель, казахстанским СМИ выступать против Тегерана и железной дороги из Казахстана в Иран? Как это связано с грядущей дестабилизацией Средней Азии? Прежде чем ответить на этот вопрос, напомню один тезис, который мы с вами отложили на закуску. Проект "железки" по маршруту Казахстан-Туркмения-Иран - выгоден в первую очередь Китаю, который желает открыть для себя еще одну ветку для экспорта своих товаров на Средний и Ближний Восток. И в этом контексте казахстанские полуофициальные заявления могут означать только одно - Астана хотела бы, чтобы ее не сбрасывали со счетов. Для этого - она откажется от проекта железной дороги, выгодной Китаю, а на будущее - могла бы принять участие в войне против Ирана, предоставляя для невоенных, конечно же, грузов, свой морской порт в Актау.
Михаил Пак, шеф-редактор Восточного бюро ИА REGNUM
- Глава МИД Турции высказался за немедленное прекращение огня на Украине
- Власти Словакии обсудят ответ на отказ Киева от транзита российского газа
- Пострадавшим в ДТП в Таиланде туристам оказывается помощь, сообщил оператор
- Подозреваемый в подрыве Cybertruck носил одежду с проукраинской символикой
- Спикер Рады заявил о повреждении зданий парламента во время атаки дронов