В Казанском кремле мечеть "Кул Шариф" сдали фундаменталистам
Москва, 6 апреля, 2012, 18:20 — ИА Регнум. Скандал вокруг казанской соборной мечети "Кул Шариф", устроенный ее имамом Рамилем Юнусовым (до последнего времени официально являвшимся всего лишь замдиректора музея-заповедника "Казанский Кремль"), завершился в его пользу. Аппарат президента республики испугался предъявленного Юнусовым ультиматума и согласился на все его требования.
Как уже сообщало ИА REGNUM, причиной скандала послужило намерение муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова объявить себя имамом мечети, с соответствующим понижением в должности Рамиля Юнусова и казыя центрального района Татарстана Сулеймана Зарипова. Для этого был заключен и даже вступил в силу договор между ДУМ Татарстана и музеем-заповедником - по нему мечеть "Кул Шариф" вошла в юрисдикцию татарстанского муфтията. Сам муфтий намеревался выступать в мечети с проповедями и проводить богослужения по праздничным дням, а его заместителям предлагалось это делать по будням.
Однако Юнусов не подчинился решению ДУМ, объявив, что все равно останется имамом, а для своей поддержки обратится к рядовым прихожанам (среди которых преобладают сторонники исламского фундаментализма - прим. авт.). Одновременно для демонстрации народной любви к Юнусову были организованы сходы его сторонников, которым он заявил, что "теперь только президент Татарстана может разрешить его спор с муфтием". Для переговоров к Юнусову была направлена группа сотрудников Аппарата президента Татарстана во главе с Юрием Камалтыновым, которым Юнусов заявил, что у него с ДУМ Татарстана "разная идеология". Следует отметить, что татарстанский муфтият по уставу строго придерживается традиционного для татар ханафитского мазхаба...
Для большей убедительности в эту пятницу, 6 апреля, в мечеть стали прибывать фундаменталисты из сельских районов Татарстана. В итоге, власти удовлетворили все требования Юнусова: попросили, чтобы муфтий Ильдус Фаизов отменил свое решение и официально признал Юнусова главным имамом "Кул Шарифа", что и вынужден был сделать муфтий, пришедший в "Кул Шариф" на пятничный намаз.
До прихода Ильдуса Фаизова имам казанской мечети "Нурулла" Габдулла Галиуллин (также известный своей поддержкой радикального ислама) решил подогреть ситуацию - организовал среди собравшихся голосование за отставку Фаизова с поста муфтия, за что проголосовали единогласно. Когда же в мечеть зашел Ильдус Фаизов, то в его адрес сторонники Юнусова стали выкрикивать оскорбления. Успокаивал толпу лидер набережночелнинского отделения ТОЦ Рафис Кашапов, специально приехавший в Казань...
Окончательно утихомирил всех Рамиль Юнусов. Он предложил мусульманам проголосовать за того, кого бы они хотели видеть имамом "Кул Шарифа", что и было сделано с помощью его заместителя Рустама Зиннурова - без всяких шансов для муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова. После этого страсти улеглись, а утвержденный и удовлетворенный таким образом имам Рамиль Юнусов даже милостиво позволил муфтию Татарстана проводить службы в своей мечети "Кул Шариф".
На фоне этого скандала остался совершенно незамеченным другой факт: экс-муфтием Татарстана Гусманом Исхаковым (окончательно вернувшимся из своих поездок по странам Персидского залива) подана заявка на регистрацию альтернативного муфтията, куда войдут центр изучения Корана "Рашида", созданный Исхаковым накануне своего ухода, а также приходы казанских мечетей "Эниляр" (имам - Шавкат Абубакиров), "Нурулла" (имам - Габдулла Галиуллин), "Казан нуры" (имам - Рустам Зиннуров) и ряд приходов Закамья (Нижнекамского, Альметьевского и Азнакаевского районов Татарстана).
Таким образом, не исключено, что шум, поднятый Рамилем Юнусовым, и ультиматумы чиновникам президентского аппарата нужны для отвлечения внимания. Создание альтернативного муфтията в республике неизбежно приведет к расколу уммы, а новый муфтият поспешит примкнуть к Совету муфтиев России. Не зря же в январе 2012 года представитель СМР - тюменский муфтий Галимзян Бикмуллин наведывался в Закамье под предлогом частного визита, но при этом вел активные переговоры в мечетях. Вполне вероятно, что в случае создания альтернативного муфтията мечеть "Кул Шариф" также примкнет к нему, а его главой станет имам Рамиль Юнусов.
Обучавшийся в Саудовской Аравии в 1992-1997 годах Рамиль Юнусов (как недавно выяснилось, не получивший по итогам обучения никакого диплома) известен как один из активных проводников салафизма - одного из самых радикальных течений ислама. В качестве небольшого штриха можно отметить, что он, например, трижды организовывал визиты в Татарстан Ахмада Фарида Мустафы, занимающего скромную должность архитектора Медины, но воевавшего в составе саудовских моджахедов против советских войск в Афганистане.
В 2005 году во время открытия мечети Юнусовым был прочитан намаз по салафитскому канону, что вызвало недоумение в мусульманских кругах; в 2011 году им была дана положительная рекомендация на книгу популярного в Саудовской Аравии ваххабитского проповедника Али бин Аби аль-Изза аль-Ханафи. Наконец, в бытность его ректором нижнекамского медресе "Рисаля" (эту должность Юнусов занимал вплоть до 2011 года, хотя уже шесть лет жил и работал в Казани) среди преподавателей медресе значились люди, проходившие в конце 1990-х годов обучение в лагере Шамиля Басаева и Хаттаба в Чечне.
В свою бытность председателем Совета улемов ДУМ Татарстана (2005-2010) при муфтии Гусмане Исхакове именно Юнусов подписывал разрешения на издание религиозных книг, противоречащих ханафитскому мазхабу, хотя по правилам рекомендуемая для издания литература должна рассматриваться кворумом Совета улемов.
Таким образом, Аппарат президента Татарстана, практически без изменений сохранивший свой состав еще со времен Минтимера Шаймиева, в очередной раз подтвердил свои бездарность и неумение работать в новых условиях. Несмотря на категоричные заявления нынешнего президента Рустама Минниханова о противодействии ваххабизму и поддержке традиционного для татар ханафитского мазхаба, в ведомстве Юрия Камалтынова не смогли оправдать доверия главы республики и решить проблему, которая зрела у них практически "под носом" - в главной мечети республики в казанском Кремле.
И последнее: после ухода из республики министра Асгата Сафарова, который решительно вел борьбу с исламскими экстремистами (достаточно вспомнить операцию в Нурлатском районе в 2010 году, которую он возглавил лично) ситуация в республике может стать непредсказуемой. Ваххабитское подполье, о котором неоднократно предупреждали эксперты, одержало в Казани маленькую, но принципиальную победу.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Владимир Путин: «Ответ всегда будет» — 1002-й день спецоперации на Украине
- Бербок назвала Россию частью европейской семьи и обвинила в подрыве мира