Группа граждан Молдавии обратилась в Генпрокуратуру РМ с требованием привлечь к уголовной ответственности ряд авторов учебников по истории за разжигание межнациональной розни и оскорбления в адрес нацменьшинств. Об этом сообщил 19 марта на пресс-конференции в Кишиневе адвокат истцов Роман Аронов, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Аронова, речь, в частности, идет о работах таких авторов, как Ион Негрей, Георгий Кожокару, Ион Варта, Демир Драгнев, Николай Енчу, Ион Шишкан и Анатол Петренко. В качестве примера адвокат привел из учебника "История румын. Современная эпоха. Учебник IX класса. Кишинев. 2002", где приводятся цитаты и мнения, возлагающие вину за социально-экономические проблемы на представителей отдельных национальностей и целые народы. "Вот цитируют, например, некоего И. Логинова, который говорит, что "эти поляки, греки, армяне, евреи - настоящие ничтожества, которые загрязнили Кишинев", - зачитал Аронов. По его словам, схожие обвинения и оскорбления в данных работах высказывают также в адрес русских, гагаузов, венгров и других национальных меньшинств.

По мнению обратившихся в Генпрокуратуру граждан, подобные учебники должны быть изъяты из школ, а их авторы - не только привлечены к уголовной ответственности, но и лишены научных званий.

Между тем, как сообщало ИА REGNUM, Минпросвещения Молдавии приняло решение с 1 сентября 2012 года переименовать изучаемый в школах Молдавии курс истории из "Истории" в "Историю румын и всемирную историю". Напомним, "история румын" преподавалась в Молдавии с 1990-го и до 2006-го года, когда курс "Истории румын" был заменен на "Интегрированную историю". В июне 2011 года в молдавских и румынских СМИ появилась информация о том, что предмет "История румын" будет возвращен в школьные программы, а Бухарест профинансирует издание соответствующих учебников. Тем не менее, из-за протестов представителей гражданского общества и ряда историков, по решению Минобразования, в текущем учебном году в школах страны преподается предмет "История", в рамках которого 50% составляет всемирная история, 45% - национальная история, и 5% - местная история соответствующих городов и сел.

Стоит отметить, что в 2002 году Комитет министров Совет Европы, проанализировав курс "Истории румын", выступил с рекомендациями исключить его из школьной программы, назвав его "ксенофобским", "разъединяющим общество" и "оскорбляющим национальные меньшинства". "Нынешние методы преподавания-изучения "Истории румын"... отражают националистское отношение, и тем самым неуважение к истории других этнических и религиозных групп Молдавии. Эти методы будут и впредь создавать проблемы, поскольку препятствуют пониманию и толерантности", - отмечалось в документе. Помимо этого эксперты СЕ также отмечали отсутствие объективности и научного подхода у авторов учебников "Истории румын". "Молдавские учащиеся... усваивая такой предлагаемый им материал, выходят из школы с необъективным восприятием прошлого своего народа. Они продвигают такое представление прошлого в свое будущее и неизбежно передают грядущим поколениям. Таким образом, у исторических мифов, необъективных и ложных, долгая жизнь", - отмечалось в рекомендациях Совета Европы.

Справка ИА REGNUM: Румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. В то же время, согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Республика Молдова является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения РМ. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.