Специальный советник президента США, одновременно занимающий должность старшего директора по России и Евразии в аппарате Совета национальной безопасности США Майкл Макфол, выступая 12 октября в сенатской комиссии по иностранным делам в связи с рассмотрением его кандидатуры на должность посла США в Москве, изложил свое видение успехов и проблем американской внешней политики на российском направлении. Политические обозреватели, анализируя содержание его выступления и ответов на вопросы сенаторов, высказывают мнение, что оно представляло из себя своего рода "послание" Москве в преддверии парламентских и президентских выборов в России и раскрывало позицию Вашингтона по ряду неурегулированных вопросов в российско-американских отношениях.

Майкл Макфол откровенно в ходе слушаний заявил, что администрация Барака Обамы в построении отношений с Россией ориентируется на продвижение и отстаивание интересов США и никаким образом не на предоставление каких - либо льгот и преимуществ российской стороне. Рассказывая о своих планах работы в Москве, он заявил, что намерен одновременно действовать по нескольким направлениям - решать возникающие между государствами внешнеполитические проблемы, оказывать содействие продвижению американского бизнеса в российскую экономику, а также активно работать с представителями российского гражданского общества в направлении развития в нем демократических ценностей. В конце слушания, Майкл Макфол снова вернулся к этой теме, заявив, что "при его участии, если он будет утвержден на должность посла, посольство будет углублять связи с российским гражданским обществом". Он подчеркнул, что рассматривает это направление, как "главную задачу на период своего пребывания послом США в России".

Как отмечают эксперты, администрация Барака Обамы в начале 2011 года при непосредственном участии Майкл Макфола, разработала стратегию по содействию развития демократических ценностей в России. Майкл Макфол на слушаниях заявил, "мы поддерживаем любые контакты между американскими гражданскими лидерами и лидерами российского гражданского общества, выделив на эти цели при поддержке Конгресса США примерно 40 млн. долларов США". Он также отметил, что " нам необходимо сделать больше на этом направлении и создать пространство для деятельности этих организаций. И, как посол, я буду стремиться к проведению этой работы персонально, используя имеющиеся у меня давние связи в российском обществе".

В развитие этой темы Майкл Макфол, отвечая на вопросы сенатора Джин Шахин (Jeanne Shaheen), также заявил, что "в администрации Обамы существует твердое убеждение, что мы должны общаться непосредственно с активистами" и выслушивать их просьбы и пожелания, которые, как правило, заключаются "в риторической поддержке и получении финансовой помощи". По его мнению, администрация должна работать совместно с "Конгрессом США программу по поиску новых путей поддержки этих людей".

Оценивая в целом как положительные для США первые результаты "перезагрузки" отношений с Россией, Майкл Макфол отметил, что она еще не закончена. Он особо выделил, что остаются нерешенными вопросы обеспечения безопасности Европы, присутствия вооруженных силы России на территории Грузии, а также соблюдения демократии, гражданских прав и законности в России. В этой связи обозреватели обращают внимание на то, что Майкл Макфол довольно четко обозначил позицию Вашингтона в отношении Грузии, подтвердил деятельность американской стороны по реформированию министерства обороны Грузии и подготовке грузинских военнослужащих, направляемых в Афганистан. Он также высказался в пользу оказания Грузии финансовой помощи и увязал принятие России в ВТО в зависимости от договоренностей между Москвой и Тбилиси. При этом Майкл Макфол подчеркнул, что администрация США не намерена оказывать какого - то давления на Грузию в этом вопросе.

Политические обозреватели обратили внимание на то, что Майкл Макфол в ходе слушаний несколько раз положительно отзывался о проводимой президентом России Дмитрием Медведевым политике по модернизации российской экономики и смещения в ней акцентов с сырьевых ресурсов на развитие промышленности. Он высказал мнение, что такое направление, в совокупности с политической реформой в стране, обеспечит России достойное место на международной арене. Он особо выделил, что у президента Барака Обамы сложились хорошие рабочие отношения с Дмитрием Медведевым.

Касаясь вопроса о возможном избрании президентом России Владимира Путина, Майкл Макфол отвечал довольно осторожно, заявив, что развитие отношений между двумя государствами будет во многом зависеть от того, что Путин положит на стол переговоров с американской стороной. При этом он подчеркнул, что США будут работать с новым президентом и членами правительства РФ вне зависимости от того, кто займет эти посты. По его словам, стратегия "перезагрузки", опиралась не на личности, а премьер-министр Путин был премьер-министром на протяжении всей политики "перезагрузки". Он также отметил, что "он /Путин/ не был какой-то отодвинутой в сторону фигурой, а присутствовал на каждом этапе пути". При этом американские власти на высшем уровне контактировали с главой правительства России напрямую, подчеркнул Макфол, пояснив, что имеет в виду встречи в рамках визита Обамы в Москву два года назад и вице-президента США Джозефа Байдена - весной этого года.