Последние несколько недель в Белоруссии показали, что страна "семимильными шагами" движется в направлении безудержного хаоса, остановить который, по-видимому, в ближайшее время будет практически невозможно. Доказательств подобному утверждению достаточно много и связаны они не только с социально-экономическим состоянием республики, но и с поведением белорусского руководства.

Президент Белоруссии, в прочем, как и правительство страны, по всей видимости, заняли позицию полного бездействия в надежде на некое чудо. Винить в происходящем только Лукашенко сегодня уже поздно, так как, на наш взгляд, белорусский лидер на протяжении последних лет практически не контролировал ситуацию, пребывая в состоянии некого политического безумия, связанного с естественным для него желанием любым способом удержать власть. Именно этим и воспользовались старые советские номенклатурщики, окружившие президента и создавшие вокруг него видимость политической и экономической стабильности. Однако всему рано или поздно приходит конец, к которому, как оказалось, не был готов никто - ни руководство, ни оппозиция, ни народ. В итоге, в стране, где за последние полтора десятка лет относительной стабильности не появилось достаточного количества серьезных профессиональных политиков и экономистов, как на конвейере стали рождаться предложения по выходу из кризиса, порой не имеющих ничего общего с реальностью.

Например, еще 15 августа на заседании Совмина Союзного государства премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович предложил увеличить долю республики в импорте России на 2%. По его мнению, именно это решит практически все проблемы на валютном рынке и позволит республике преодолеть экономическую нестабильность: "для ликвидации такого дисбаланса (в первом полугодии 2011 года за счет роста цен на энергоресурсы сальдо взаимной торговли приросло в пользу России почти на 1,58 млрд. долларов и составило 5 млрд. долларов США - Н.Р.) достаточно увеличить долю Беларуси в импорте России всего на 2% для ликвидации дисбаланса во внешней торговле". Вот, правда, каким образом подобное может быть достигнуто, и как это отразится на простых гражданах, премьер так и не уточнил. Например, увеличение экспорта мясомолочной продукции неизбежно приведет к резкой ее нехватке на внутреннем рынке, так как производственный потенциал белорусских перерабатывающих предприятий близок к исчерпанию. Более того, уже сегодня в магазинах Белоруссии практически нет выбора ни молочной, ни мясной продукции, а людям, как в былые годы, приходится за несколько часов до открытия торговых точек занимать очередь, чтобы купить хоть какой-то кусок мяса. Помимо этого, надо помнить, что в случае возможного роста экспорта продукции белорусской промышленности, резко возрастет и импорт, так как его доля в ряде случаев производства достигает 70 %. Если прибавить к этому то, что львиная доля произведенной сельхозтехники, автотранспорта и иной продукции оседает в Белоруссии, то правомерно возникает вопрос - откуда возьмется увеличение валютных поступлений в казну для преодоления внешнеторгового дисбаланса? На наш взгляд, ответа от чиновников ждать не приходиться.

С другой стороны, оппозиционные деятели предлагают стране куда более радикальные перемены. Так, весьма разрекламированный в Интернете и негосударственных СМИ экономический эксперт Леонид Злотников недавно заявил следующее: "Зарплаты должны уменьшиться на 30-40%. Это будет справедливо". По его мнению, только это и иные мероприятия "шоковой терапии" позволят Белоруссии остаться на плаву. Конечно, экономисту, живущему за счет западных грантов, довольно просто предлагать подобные меры, но что делать простым белорусам, доходы и уровень жизни которых падают с каждым днем.

Напомним, что белорусская статистика в первой половине августа зафиксировала рост цен на 3,4% к ценам июля (в самом же июле продовольственные товары, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, подорожали на 53,5 %, а непродовольственные - на 55,6 %) и похоже, что инфляция в республике в ближайшие месяцы останавливаться не собирается. Помимо ежедневного увеличения цен в стране происходит постепенное падение реальных доходов населения. По официальной статистике, средняя начисленная зарплата работников в Белоруссии в июле 2011 года выросла на 4% и составила более 1,85 млн. рублей. Однако если перевести белорусскую зарплату в валюту, то подобный рост может вызвать лишь горькую улыбку. Так, по курсу Нацбанка, который на момент написания статьи не менялся уже который месяц, средняя зарплата составила около 370 долларов США. Но в связи с тем, что подобный курс представляет собой не более чем ширму для необдуманной валютной политики Нацбанка и правительства страны, сравнение с ним белорусских зарплат не выдерживает никакой критики. Более реальным является курс "черного" рынка (на конец июля он составлял около 6500 бел. рублей), по которому средняя зарплата белорусов равнялась 294 доллара. Правда и эти данные уже давно канули в прошлое, так как на конец августа курс доллара составлял порядка 8200-8600 белорусских рублей, что превращает среднюю зарплату в 215-225 долларов США. При этом практически все производители вкладывают в стоимость своей продукции именно коммерческий курс, а не официальный, что влечет за собой новый виток роста цен. Если добавить к этому, что официальный валютный рынок в Белоруссии практически не функционирует, а валютные операции все больше уходят в подполье, то говорить о скорой финансовой стабилизации и вовсе не приходиться. Для примера приведем цифры с одного из самых популярных на сегодня в Белоруссии сайтов "Prokopovi.ch", где ежедневно вывешиваются предложения покупки и продажи наличной валюты:

Текущие объёмы торгов (на 24 августа)

ВалютаПокупкаПродажа
USD625 220955 796
EUR100 22097 910
RUR5 359 30013 454 930

Если умножить данные цифры на 30 дней, то можно представить себе месячный объем "черного" рынка валюты, абсолютно не контролируемого государством. Однако белорусское правительство, по-видимому, предпочитает не замечать подобной проблемы. Более того, руководство Нацбанка делает шаги, которые еще более усугубляют обстановку. Так, 24 августа 2011 г. Национальный банк Белоруссии предложил ряду крупных белорусских банков рассмотреть вопрос об осуществлении их отдельными обменными пунктами и кассами, расположенными на территории крупных торговых центров и рынков, операций только по покупке наличной иностранной валюты с оплатой в наличных белорусских рублях. Купленная иностранная валюта должна будет направляться банком на продажу населению для оплаты им социально значимых нужд (лечение за границей, проживание и обучение студентов за границей, выезд за пределы республики в связи с болезнью или смертью родственников и др.). То есть населению окончательно отказывают в возможности свободного валютного обмена, выталкивая его полностью в руки "валютчиков".

Почему подобное происходит в стране, где один из самых высоких в СНГ уровней образования и где, по идее, должно быть достаточное количество профессиональных экономистов и финансистов? Вероятно потому, что сегодня в руководстве республики находятся люди не только непонимающие своей некомпетентности, но и нежелающие что-либо менять. Основной контингент белорусской высшей номенклатуры на сегодняшний день составляют чиновники еще советской школы, привыкшие пускать пыль в глаза для того, чтобы удержаться в своем кресле. Тот же Мясникович во время отсутствия главы государства (Лукашенко с 11 августа две недели отсутствовал в стране) вместо попыток стабилизировать обстановку, вслед за президентом, предпринял турне по городам и весям страны, где занялся раздачей ценных указаний по выращиванию картофеля и моркови. Остальные же высшие госчиновники попросту готовились к приезду Лукашенко в надежде избежать увольнения, грозящего в Белоруссии либо тюрьмой (довольно редко), либо переводом на иную должность (как правило, в сфере спорта: недавний министр ЖКХ Владимир Белохвостов руководит федерацией плавания, а бывшая заместитель главы Администрации президента Белоруссии Наталья Петкевич - ассоциацией "Белорусская федерация горнолыжного спорта и сноуборда"). Нельзя сказать, что бывшие госаппаратчики жалуются, так как многие из них так и остались подле государственной кормушки и продолжают разворовывать бюджет страны. К тому же каждый из ныне опальных чиновников прекрасно понимает, что подобная немилость временная, так как у президента попросту нет людей, а те, кто сегодня остаются у власти, имеют довольно преклонный возраст и в любой момент могут сойти с дистанции. Косвенным подтверждением может являться то, что 11 августа 2011 года Лукашенко подписал указ, в соответствии с которым чиновники смогут оставаться на госслужбе и после 65 лет, правда с разрешения президента (до этого момента это было запрещено). Подобное решение свидетельствует не только об отсутствии новых кадров, но и о желании подкупить перспективами долгой политической жизни сегодняшних соратников, чей возраст близится к 65: премьер-министр Михаил Мясникович (61 год), первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, вице-премьер Анатолий Тозик (62 года), госсекретарь Совета безопасности Леонид Мальцев (62 года), первый заместитель главы Администрации президента Александр Радьков (60 лет), председатель ФПБ Леонид Козик (63 года), председатель Минского облисполкома Борис Батура (64 года), председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон (60 лет) и т.д. По-видимому, именно эти "молодые" управленцы и будут руководить страной до окончания эры Лукашенко, что означает лишь одно - кардинальные перемены будут возможны лишь в случае социальной революции, которая в условиях белорусской ментальности может случиться лишь на грани голодной смерти большинства населения страны.

Особый интерес вызывает вопрос о том, что в последнее время делает президент для преодоления кризиса. Известно, что с 11 августа Лукашенко находился в двухнедельном отпуске, во время которого глава государства сумел побывать в Казахстане (участвовал в неформальном саммите стран ОДКБ в Астане), затем 15 августа прибыл с официальным визитом в Катар, а 18 августа президент прилетел в Сочи, где 22 числа встретился с президентом России Дмитрием Медведевым. Подобный тур говорит только об одном - белорусский лидер ищет деньги, которые, по всей видимости, никто давать не хочет. Даже встреча с российским президентом, где оба лидера перед СМИ продемонстрировали любовь друг к другу, ни к чему не привела. Зная идеологический настрой пресс-службы белорусского президента, ее сообщения о том, что Лукашенко и Медведев "критически подошли к оценке состояния белорусско-российских отношений и констатировали, что они не соответствуют статусу стратегического партнерства", и что "президенты договорились, что начиная с этой встречи они предпримут ряд практических шагов по восстановлению высокого уровня партнерства между двумя странами" выглядят, по меньшей мере, странно. Такой официоз, как правило, наблюдается только тогда, когда по существу сказать больше нечего, а встреча не принесла ожидаемых результатов.

Обратным примером белорусской пропаганды может служить освещение недавних переговоров по поставкам газа. Белорусские СМИ буквально в тот же день заявили о победе белорусов в газовом споре о ценах на энергоносители, несмотря на то, что сегодня так до конца и не ясна цифра "интеграционного понижающего коэффициента" в газовой формуле для Белоруссии. Премьер-министр РФ Владимир Путин всего лишь поручил Минэнерго и "Газпрому" провести переговоры с белорусскими коллегами, определив указанный коэффициент в ближайшее время. Однако, зная, как тяжело идут переговоры между двумя странами в области углеводородного сырья, надеяться на то, что снижение цены будет ощутимым и выведет страну из социально-экономического пике, на наш взгляд, не приходится.

Тем временем в Белоруссии продолжается постепенное движение к социально-экономическому краху, возможными последствиями которого, по всей видимости, станет массовое бегство белорусов из страны. Экономическое бездействие белорусского руководства сегодня полностью подменяется идеологической пропагандой, направленной на оболванивание людей. Различного рода социологические опросы, не имеющие ничего общего с социологией, а также пропаганда счастливой жизни в Белоруссии пока еще сдерживают недовольство простых белорусов, в массе своей не имеющих свободного доступа к информации. 23 августа министр информации Белоруссии Олег Пролесковский заявил буквально следующее: "в последние годы мы на своей территории информационное противоборство не проигрываем. Мы контролируем полностью свое информационное пространство. У нас состоявшиеся ТВ, печатные СМИ, собственное радио и Интернет, которым сейчас государство, органы и организации очень плотно начали заниматься". Выводы из вышесказанного каждый сделает свои, однако ясно одно - нынешняя власть, похоже, видит единственно возможный путь стабилизации обстановки в переходе к тотальному контролю над всеми сферами жизни общества, где не может быть иного мнения, кроме официального.

Возможно, переход к тоталитаризму может показаться надуманным вымыслом, так как представить подобное в 21 веке в Европе практически невозможно, однако последние шаги белорусских властей свидетельствуют о реальности развития подобного варианта с определенными национальными особенностями. Например, известно, что до недавнего времени Лукашенко не нуждался абсолютно ни в какой политической силе, которая бы его поддерживала и при помощи которой он мог бы контролировать страну. Сегодня же подобная структура уже практически сформирована: 15 августа председатель Совета Республики Анатолий Рубинов заявил о том, что Республиканское общественное объединение "Белая Русь" (проправительственная организация, в которую входят практически все государственные чиновники страны) готово стать партией. Это может означать то, что у белорусов может появиться высший контролирующий орган наподобие КПСС, позволяющий окончательно срастить государственный аппарат с идеологическим компонентом политической жизни Белоруссии. К чему подобное может привести, история показывала уже неоднократно.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что нынешний финансово-экономический кризис, по всей видимости, будет использован белорусским режимом для укрепления своей власти и ужесточения контроля над простыми гражданами. В таких условиях интеграционные процессы, которые как воздух необходимы Белоруссии, будут любыми способами тормозиться, с целью постепенного ограничения не только политической и экономической, но и личной свободы белорусов. На вопрос о том, кто сможет остановить развитие подобного сценария, сегодня, к сожалению, ответа нет.