Итоги турне президента Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и комиссара ЕС по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера в Азербайджан и Туркмению оказались крайне неутешительными для Украины. Вернувшись в Брюссель, Оттингер выступил с достаточно откровенным заявлением, чем вызвал панику в украинском правительстве. В частности, энергокомиссар заявил, что Евросоюз считает бессмысленным вкладывать деньги в модернизацию газотранспортной системы (ГТС) Украины. По его словам, модернизация ГТС не имеет смысла, если в ней нет газа. "Газ поступает из России и есть два проекта - "Северный поток" и "Южный поток" - это трубопроводы, которые будут проложены в обход Украины. Поэтому Россия может поставлять газ без помощи Украины или Белоруссии", - заявил Оттингер. В данном контексте Оттингер посоветовал властям Украины убедить Москву отказаться от строительства "Южного потока" и финансировать модернизацию украинской ГТС.

Реакция Киева на апокалиптические прогнозы Оттингера поступила немедленно. В частности, премьер-министр Украины Николай Азаров обрушился с обвинениями в адрес Москвы. По его словам, в контексте транзитного потенциала, как правило, Украина воспринимается только как транзитер энергоресурсов. "Но мы все знаем, что эта позиция уязвима в связи с новой политикой России", - отметил Азаров, видимо, подразумевая строительство обходных газопроводов. По его словам, модернизация украинской газотранспортной системы имеет перспективу только при участии России и Европейского Союза. "Мы прекрасно понимаем, что без согласия российской стороны, без участия ЕС, вопрос модернизации нашей газотранспортной системы, ее существование не имеет перспективы", - подчеркнул он.

ИА REGNUM уже неоднократно обращало внимание на тот факт, что украинские и европейские чиновники, комментируя проблематику украинской ГТС, тщательно обходят стороной перспективное влияние на украинский транзитный потенциал проектируемого газопровода NABUCCO. Между тем, этот проект по своей логике и с точки зрения украинских интересов повторяет предназначение "Южного потока" - обход украинской ГТС. Подписав в Баку совместную декларацию о создании так называемого "Южного коридора" (в рамки которой и входит NABUCCO), а после этого заручившись в Ашхабаде соответствующими гарантиями президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова, Оттингер заявил о нецелесообразности инвестирования в ГТС Украины. При этом он акцентировал внимание Киева на том, что стратегическому потенциалу ГТС, а значит и ее шансам быть модернизированной, угрожает не NABUCCO, продвигаемый лично им, а конкурирующий с NABUCCO "Южный поток". То есть налицо плохо скрытая попытка европейского чиновника использовать украинский фактор в конкурентной борьбе ЕС против российского проекта. В условиях, когда предстоящий запуск "Северного потока", который обходит Украину и Белоруссию по Балтийскому морю (Белоруссию обойдёт и нефтепровод БТС-2, который в 2011 году достигнет российского порта на Балтике - Усть-Луга), не представляет сомнений, для Киева обходная комбинация проектов "Северный поток" - "Южный поток" либо "Северный поток" - NABUCCO - мало что меняет.

Это очевидным образом исходит из расчетов самого Оттингера, который не преминул заметить, что суммарная мощность газопровода "Северный поток" (пропускной способностью 55 млрд. кубометров) и проектируемого газопровода "Южный поток" (63 млрд. кубометров) составляет 118 млрд. кубометров. Сейчас Россия экспортирует на европейский рынок 120 млрд. кубометров газа, то есть в случае реализации этих двух проектов Россия может поставлять газ в Европу без помощи Украины или Белоруссии, - пояснил европейский комиссар. Между тем проектная мощность NABUCCO составляет 32 млрд. кубометров газа в год, то есть в сумме с "Северным потоком" получается $87 млрд. Сложно представить, что ради объема, который останется на долю Украины и Белоруссии, ЕС согласится инвестировать в ГТС Украины более $2 млрд.

Так или иначе, NABUCCO в комбинации с "Северным потоком" ставит под угрозу стратегические позиции ГТС Украины, позволяющее Киеву участвовать в энергетической политике России и ЕС. И именно неадекватно активная, а порой и просто авантюрная эксплуатация этого транзитно-политического капитала украинской стороной в период правления дуэта Ющенко-Тимошенко привела к таким печальным последствиям. Отчаянная и беспардонная - иначе не скажешь перед лицом показного исторического российско-украинского примирения образца 2010 года - травля, психическая атака, которой последовательно, в течение всего 2010 года подвергали Янукович, премьер Азаров и министр ТЭК Украины Бойко и недостаточно низкие цены на российский газ, и "слишком дорогой для России" "Южный поток" - стали лишь вторым актом, начатой Ющенко борьбы против транзитного капитала Украины. И последнее. Для Украины наступает этап расплаты за непомерные геополитические амбиции и геополитическую манию величия, которую так цинично эксплуатировали то Бжезинский, противопоставив её России, то Европейская Комиссия, допустив Украину присоединиться к Энергетической хартии ЕС, после чего министр Бойко уже почти угрожал России "общеевропейским" энерготранзитным диктатом.

Примечательно, что 26 января начался официальный визит в Киев Реджепа Тайипа Эрдогана, премьер-министра Турции - страны, которая, наряду с Азербайджаном и Грузией, вытягивающими на себя туркменский газ в обход РФ через Каспийское море, является основным конкурентом (союзной им по ГУАМ) Украины на рынке газового транзита. Более того, Турция является участницей сразу двух конкурирующих проектов - NABUCCO и "Южного потока". Ведь именно поддержка обоих проектов со стороны Анкары делает возможной их реализацию, обеспечивая транзитный коридор через Черное море.

В Киеве этот очевидный факт жесточайшей конкуренции и очевидной угрозы стараются не замечать. Незадолго до этого визита украинские политики выступили с реверансами в адрес Турции. В частности, глава Верховной рады Владимир Литвин заявил, что "Европа не может быть целостной, не может быть глобальным игроком, пока в Европейское содружество не будут входить Украина и Турция". Он же отметил: "между нашими странами есть много общего и прежде всего - Черное море, которое мы делим (однако Черное море делят также Грузия, Болгария, Румыния, Россия и Абхазия - ИА REGNUM)". Литвин считает, что Украина и Турция являются важными странами Черноморского региона со многих точек зрения. "Черное море не разделяет наши страны, а объединяет, и от Украины и Турции зависит, будет ли это море "европейским озером", - ответил на это Литвин.

В свою очередь, премьер-министр Азаров, прекрасно осведомленный об успехах "обходной дипломатии" Баррозу-Оттингера в Баку и Ашхабаде, обозначает следующий приоритет: "Нашей ключевой целью является интеграция транспортной сети Украины в европейскую...". Таким образом, украинская сторона полагает, что РФ согласится модернизировать украинскую ГТС, которая далее интегрируется в европейскую сеть, растеряв свои конкурентные преимущества перед турецким транзитным направлением. А если вспомнить, что целью программы ЕС "Восточное партнёрство", в которую вошла Украина, также является демонополизация, интеграция энерготранзитных сетей стран-участников и подчинение их ЕС, то можно сказать, что Украина Януковича-Азарова прямо поставила своей целью расчленить и отдать свою ГТС в чужие европейские руки, непосредственно перед этим заставив Россию раскошелиться на её модернизацию и попутные "административные издержки".

Между тем, позиция российской стороны в комплексе вопросов, связанных с потенциалом и модернизацией украинской ГТС, была неоднократно озвучена на самом высшем уровне. В частности, еще в мае 2010 года российский премьер Владимир Путин предложил объединить газовые монополии двух стран,- "Газпром" и "Нафтогаз Украины". Адекватного ответа на это предложение Киев так и не дал. Видя несговорчивость Киева, Москва развила идею, предложив создать СП на базе магистральных газопроводов Украины и месторождений "Газпрома" на Ямале и в Астрахани. Однако и это не помогло Украине определиться... Правительство Януковича предпочитает продолжать борьбу с "Южным потоком", не замечать NABUCCO и наращивать долговой мешок "Нафтогаза". В перспективе такая политика может действительно привести к "долговой интеграции" украинской ГТС в европейскую сеть, однако на повестке дня станет другой вопрос - в какую сторону будет течь газ в украинских транзитных трубах - из России в Европу через Украину, или из России на Украину.... - через Европу?