Интервью Мирослава Ниязова - сопредседателя партии "Бутун Кыргызстан" ("Единый Кыргызстан").

ИА REGNUM: До выборов в парламент Киргизии осталось совсем чуть-чуть. По-вашему, насколько Киргизия, ее общественная и политическая система готовы к парламентской республике?

Я считаю, что "парламентаризм", который навязало нам Временное правительство, поспешно приняв новую Конституцию, вогнало все партии в очень сильную зависимость. Мы не готовы к "парламентаризму", я уже много раз об этом говорил. Партии, не имеющие финансовых средств, не смогут участвовать в выборах в парламент. Какими бы патриотичными, честными и замечательными они бы не являлись, но отсутствие финансов закрывает им дорогу к политической борьбе. Вы только представьте, для нищей Киргизии 500 тысяч сомов (10,7 тысяч долларов) залог и до 100 миллионов долларов нужно формировать избирательный фонд. Я могу смело сказать, что те условия, что были навязаны Киргизии через эту "кровавую" Конституцию, толкают партии на то, чтобы изыскивать эти финансовые средства. Я считаю, что эта Конституция "написана" человеческой кровью, кровью народа. И раз эти правила нам навязаны, мы вынуждены играть по ним. Никого не волнует, откуда партии должны брать эти средства. В этом состоит убогость этой Конституции, ее нежизнеспособность.

ИА REGNUM: Почему Вы объединились именно с партией "Бутун Кыргызстан"?

Во-первых, скажем, Адахан Мадумаров, он - уроженец юга, а я - уроженец севера. Между югом и севером, как бы мы не пытались это заретушировать, все-таки проблема существует. И глаза на эту проблему закрывать не надо. Мы хотели продемонстрировать единство севера и юга. Во-вторых, это связано с необходимостью объединения человеческого ресурса, электората южного и северного. И, в-третьих, это связано с объединением финансовых ресурсов - для того, чтобы оживить деятельность партии, придать ей более системный характер в работе. Финансовые ресурсы - это проблема любой партии. Сегодня Киргизия входит в число беднейших стран мира, и потому аккумулировать средства в рамках одной партии не представляется возможным. Люди не зря ездят в Москву или за рубеж - Россия или США имеют возможность оказывать финансовую поддержку партиям. Следует быть откровенными, бизнесмены могут лишь частично удовлетворить потребности партии в финансах. Соответственно, в Киргизии партии попадают в зависимость от внешних сил. Но, здесь в роли внешних сил также могут выступить радикальные, экстремистские или террористические силы. И такие партии уже не могут проводить независимую, национальную политику. Как говорится, "кто платит, тот и заказывает музыку".

ИА REGNUM: Вы уже увидели какой-либо эффект от объединения ваших партий? Какой-то отклик в народе?

Сегодня предвосхищать события трудно. Дело в том, что избиратель тоже попал в такое же трудное положение - потому, что партии вынуждены объединять свои человеческие и финансовые ресурсы. В итоге у избирателя уже и выбора особого нет, но он должен какой-то выбор делать. Эта Конституция поставила и политиков, и избирателей в тупиковое положение. Поэтому предсказывать: какая партия может быть успешной - сейчас очень трудно. Есть старые партии, у которых уже наработан определенный электорат, но при этом следует упомянуть то, что избиратели ждут обновления. А обновление невозможно при отсутствии финансовых средств.

ИА REGNUM: Как формировалась программа объединенной партии?

В данном случае, нужно повторить, что мы сторонники президентской формы правления. Мы против парламентаризма, потому что к парламентаризму мы не готовы. К парламентаризму мы можем прийти, может быть, через 20-30 лет. Сегодня парламентаризм - это полнейшая утопия. Когда у Киргизии нет четких границ, в условиях раскола между югом и севером республики, учитывая, что окружающие нас страны исповедуют президентскую форму правления - все это является причинами того, что Киргизия не готова к парламентаризму. С этим явлением нужно бороться по правилам. То есть не брать в руки камень и гоняться за кем-то. Теперь уже за Временным правительством. В конце концов, мы уже должны научиться жить по законам. Раз уж мы государство, то должны исповедовать законность и порядок. Мы вынуждены теперь играть по тем правилам, которые нам навязали.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете текущую ситуацию в стране?

Киргизия - это страна, которая обладает огромными природными ресурсами. Но при этом она же является одной из беднейших стран мира буквально по всем показателям. Фактически Киргизия "паразитирует" на экономических преимуществах соседей - Китая, Казахстана и России. И потому называть Киргизию самостоятельным, суверенным государством - язык не поворачивается. Мы сегодня зависимы практически по всем показателям. Здесь страшная миграция идет. Одним словом, страна за годы независимости опустилась до дна. А теперь нужно набраться силы, духа, воли, и, оттолкнувшись от этого дна, идти к поверхности.

ИА REGNUM: Как?

Можно, но только если удастся найти причину того, почему мы пришли к такому упадку. Если мы проанализируем и сможем назвать эти причины, то, поставив правильный "диагноз", можно будет проводить правильное "лечение". Я хочу сказать, что упадок Киргизии был связан с тем политическим романтизмом и эйфорией, которые охватили руководство страны и граждан.

В 1991 году, после развала Советского Союза все это свалилось нам на голову. И во власть тогда пришел совершенно случайный человек, который не имел ясного представления, что такое государство, что такое государственное строительство - он не представлял себе логику строительства этого государства. Это оказался человек, совершенно к этому не готовый. Ему (Аскару Акаеву - ИА REGNUM Новости) просто выпал такой случай. И вообще, отсутствие у Киргизии опыта государственности в совокупности с тем, что во главу страны пришел человек, совершенно не обладающий опытом государственности, и, не являющийся государственником - в прямом смысле этого слова. Он был политик сыроватый, мелкого пошиба. Он начал уже строить планы и формировать у народа неправильное представление - якобы Киргизия была под игом России, что мы отдавали продукцию России, а сами жили бедно. Он обещал построить Японию, вторую Швейцарию...

И то заблуждение, в котором находился сам глава государства, в которое он ввел народ, оно не прошло безболезненно. То богатство, что копилось ложками в советское время, мы расплескали ведрами - неумно, безграмотно, не понимая последствий всего того, что произойдет. То, что произошло в марте 2005 года, является объективным.

Глава государства исчерпал все свои ресурсы, которые фактически были только на кончике языка. На смену ему пришел его ученик, у которого представление о власти было таким: нужно похозяйничать, поумничать немножко. И не более. То есть, второй также не был госдеятелем - на волне этого государственного переворота, революции пришел опять-таки случайный человек, абсолютно не имеющий навыков государственного строительства. И он так же, как и его предшественник подчинил интересы государства интересам своей семьи.

Самое удручающее заключается в том, что все те, кто приходил во власть - в любую ветвь, все они страшно боялись ответственности. Они создали уродливую и очень опасную систему, когда парламент валит вину на президента, глава государства огрызается, а "козлом отпущения" становится всегда премьер-министр. Меняют главу кабмина, а в итоге не поймешь - кто же отвечает за государство? Сегодня государство опустилось до дна, но есть ли у нас хоть один из бывших политиков, кто хоть раз бы извинился, попросил прощения у своего народа.

Все они считают, что они совершенны, а страна несовершенна. Почему никто из них не взял на себя никакой ответственности? А потому, что сама система госуправления создавала круговую безответственность, то есть никто ни за что не отвечает, но виновником всегда может быть премьер-министр. Эта круговая безответственность привела к тому, что Киргизия стала "шарахаться" - то парламентская республика, то президентская, то смешанная форма правления. Мы сегодня меняем уже восьмую Конституцию, и каждый, кто приходит к власти первым делом начинает менять редакцию Основного закона. И парламентаризм, когда никто не отвечает за ситуацию в стране, это очень опасная ситуация для нашей республики. Так государство не может существовать.

Потому я говорю, что нам нужно создать президентскую форму правления, наделить главу государства достаточно сильными полномочиями. Во главе страны должен стоять человек, который мог бы лично отвечать за сель, который сошел в горах, за неурожайность, за то, что милиционер берет взятки. Нам нужен человек, который мог бы четко сказать - какими путями выходить.

ИА REGNUM: Насколько честными, по-вашему, будут предстоящие выборы?

Любые пути, которые предложит сегодня партия, народом всерьез восприниматься не будут - потому, что у всех партий в совокупности электорат составляет максимум до 20 процентов. А 80 процентов избирателей не испытывают симпатий ни к одной партии. До сих пор у нас выборы не были прозрачными, идеальными - итоги голосования всегда фальсифицировались. Это уже заложено у нас, мы не можем проводить выборы без этого. И голоса 80 процентов избирателей, не имеющих симпатий к каким-либо партиям, эти самые партии будут раскупать, в прямом смысле этого слова. Раскупать избирателя. Я об этом слышал уже, когда встречался на местах с людьми. "Вы поздно приехали, нас уже всех разобрали, - заявили они мне. А затем, снисходительным тоном, продолжили. - Ладно, мы Вам дадим голоса. А что Вы для нас сделаете?" Тогда я им прямо сказал: "Я приехал к вам не для того, чтобы получить ваши голоса. Не для того, чтобы вы решили мою судьбу. Я свою судьбу решу сам. Я хочу, чтобы каждый из вас научился решать собственную судьбу. Не решайте судьбу ни одного политика - он сам решит свою судьбу. Я не хочу вас вводить в заблуждение, что приехал сюда покупать ваши голоса - мол, я вам вот это сделаю, а вы за меня проголосуете. Когда вы продаете свои голоса, вы продаете национальные интересы. Научитесь делать свой выбор - головой, сердцем, умом". И когда мы говорим, что политики хорошие, а народ - замечательный, то я отвечаю, что тут перехлест есть. Народ сам достоин того правителя, которого имеет.

ИА REGNUM: В одном из интервью Вы сказали, что были бы рады сидеть дома, читать книги, писать и так далее, но не можете этого сделать. Остается ли у Вас время для себя?

Я писал по актуальным вопросам государства и республики, и много публиковал ранее - это были душевные порывы. Мне хотелось оградить нашу страну, наших политиков от неправильных действий. В моем возрасте можно сидеть у телевизора, брюзжать и плеваться, но я не умею так жить. Как писал один поэт: "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны". Я не хочу смотреть со стороны. Мне надоел этот бардак, который в стране. Что Акаев, что Бакиев, что Временное правительство ничего не могут. По сути, это политические импотенты, которые пришли во власть по воле случая. Они ничего не умеют делать. Они развалили наше государство, эту прекрасную страну, а наш прекрасный народ довели до ручки, опустили ниже плинтуса. Как можно сейчас сидеть и равнодушно созерцать?

ИА REGNUM: На юг Киргизии, во время ошских событий, Вы по той же самой причине поехали?

Да. Я сначала писал и говорил о том, что для того, чтобы погасить межнациональный конфликт, нужны интернациональные силы - чтобы они могли встать между конфликтующими сторонами и объективно разобраться во всех проблемах. Потом я был вынужден формировать свой отряд. Спасибо, что откликнулись опытные люди, у многих из которых уже внуки с животами. У каждого из них есть воля. Может быть физических сил мало, но воля какая! И люди, которым уже за 40, за 50 лет - поехали обеспечивать безопасность и защищать мирных граждан. Я им глубоко признателен. 80 человек я собрал - это интернациональный отряд, состоявший из милиционеров, чекистов, десантников, афганцев, казаков. Почти все в отряде были специалисты, с нами поехали 5 генералов. Если до нашего приезда в Ноокенском районе разоружили РОВД, были первые поджоги, первые раненые, то после того как мы прибыли туда ни один человек не был ранен или убит, ни один дом сожжен не был. Мы навели порядок. А рядом, в Базар-Корганском районе, в это же время было сожжено около 500 домов, неизвестно сколько людей погибло.

Мирослав Ниязов, 59 лет, родился в городе Фрунзе (ныне - Бишкек. Окончил Фрунзенский политехнический институт по специальности "инженер-механик", затем - Высшую школу КГБ, служил в органах государственной безопасности с 1974 по 2001 год, дослужился до поста замминистра национальной безопасности Киргизии. В 2005-2006 годах занимал пост секретаря Совета безопасности Республики.