Почему Россия не просит прощения за Вторую мировую войну?: обзор СМИ Румынии
Румыния - Украина: "При Януковиче отношение Украины к нам будет всё более агрессивным". История Второй мировой войны: "Почему Россия не просит прощения?" Конституционная реформа в Румынии: "Последние действия правительства в отношении конституционной реформы - это пыль в глаза". Газопроводы: "Румыния была своего рода пугалом для Болгарии, когда та торговалась с русскими по "Южному потоку".
Румыния - Украина: "При Януковиче отношение Украины к нам будет всё более агрессивным"
После урегулированного Гаагским судом спора о разделе континентального шельфа и экономической зоны возле острова Змеиный в Чёрном море (3 февраля 2009 года Международный суд ООН принял решение, согласно которому о. Змеиный, находящийся недалеко от черноморского побережья Украины, не может считаться частью прибрежной линии Украины при определении срединной линии при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Согласно решению суда, Румыния получила 9,7 тыс. кв. км или 80% спорной территории - прим. ИА REGNUM Новости), между Киевом и Бухарестом возник новый повод для выяснения территориальных отношений, пишет Amos news. Каждая из сторон по-своему интерпретирует румыно-украинский базовый договор 2003 года и, в частности, определение линии межгосударственной границы. В результате, стороны не могут договориться о принадлежности маленького островка Майкан на реке Дунай.
В соответствии с Протоколом об определении линии государственной границы между Румынией и СССР, подписанным 4 февраля 1948 года румынским премьер-министром Петру Гроза и главой МИД СССР Вячеславом Молотовым, о. Майкан, расположенный между румынским городом Килия и украинским Вилково, принадлежит Украине, продолжает Amos news. На это же указывает пограничная документация, разработанная в 1970-х гг. Позиция Румынии заключается в том, что Майкан может перейти румынской стороне, поскольку с течением времени из-за загрязнения судоходного рукава со стороны Килии, линия государственной границы, определяемая по главному судоходному фарватеру, переместилась к северу от острова, т.е. к украинскому берегу. Таким образом, Майкан, фактически, остался на румынской территории.
Прозвучавшие со стороны Украины обвинения в адрес Румынии в территориальных посягательствах на остров Майкан являются ничем иным, как выстрелом в объявленной Востоком войне за контроль над дельтой Дуная, пишет Romania Libera в материале под заголовком "У нас есть проблема: Украина". Всего через несколько месяцев после вторжения Советского союза в Бессарабию, основанного на Пакте Молотова-Риббентропа (В декабре 1917 года территория Бессарабии, с 1812 года входившей в состав Российской империи, была оккупирована Румынией, и освобождена Советским Союзом от румынской оккупации в 1940 году. Однако уже в 1941-м Румыния, вступившая во Вторую мировую войну на стороне нацистской Германии, вновь оккупировала эту и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией от румынских и немецких фашистов в 1944 году. До оккупации 1917 года Бессарабия никогда не являлась территорией Румынии, появившейся в качестве независимого государства по решению Берлинского конгресса 1878 года - прим. ИА REGNUM Новости), Сталин отдал её южную часть - Буджак - Украине с целью возвращения дельты Дуная и торговли по реке под жёсткий российский контроль. Эту цель Москва преследовала ещё с 19 века.
Пока Румыния входила в коммунистический блок стран, русские не изменяли договорённостей по судоходству на Дунае, которые были заключены ещё в 1856 году после крымской войны, продолжает Romania Libera. В то время Добруджа принадлежала Оттоманской империи, а Южная Бессарабия была возвращена Молдавскому княжеству. Когда Добруджа перешла к Румынии, русские позаботились занять Южную Бессарабию (в результате поражения в Крымской войне 1853 - 56 гг. Россия была вынуждена отдать 3 уезда в Южной Бессарабии Молдавскому княжеству - вассалу Османской империи; по решению Берлинского конгресса 1878 года эти уезды были возвращены в состав Российской империи - прим. ИА REGNUM Новости).
В августе 1991 года Советский союз рухнул, а в сентябре украинское судно Rostock "удачно" село на мель на узком участке Сулинского канала, заблокировав тем самым движение, пишет Romania Libera. В нормальном ритме трафик возобновился уже после 2005 года. В 2004-м Украина начала работы на канале Быстрое, чтобы немного разгрузить движение на Сулинском канале. Украинцы углубили и расширили канал, а также ввели плату значительно меньшую, чем взимается румынской стороной. Возникла реальная угроза экосистеме дельты Дуная. Углубление канала Быстрое "забрало" большой объём воды из канала Килия. Множество озёр, ручьёв и мелких каналов в дельте Дуная оказались перед риском пересыхания. Опасность такой экологической катастрофы была признана всеми международными структурами. И только украинская Академия наук абсолютно ничего "не видит".
Чтобы противостоять агрессивным действиям Украины, Румынии не остаётся другого выбора, кроме как открыть каналы между Килией и Сулиной (многие из которых были закрыты благодаря неумелой политике Чаушеску, хотевшего превратить эти земли в сельскохозяйственные) и перенаправить поток воды, продолжает Romania Libera. Бухарест предпочёл бы сделать это под эгидой Европейского союза, и, если бы было возможно, за европейские деньги, но был открыт только один "контрканал" между Килией и Сулиной. В то же время, международные организации призвали Украину прекратить работы по развитию канала Быстрое. Сейчас Киев жаловался комиссии Эспо в Женеве, что Румыния загрязняет украинскую часть дельты. Со всеми своими "доказательствами" Украина имеет такие же шансы выиграть этот спор, как и в случае с континентальным шельфом.
В этом контексте следует воспринимать и звучащие в украинской прессе обвинения Румынии в "территориальных претензиях", пишет Romania Libera. То, что украинцы называют "румынским империализмом" и "территориальными посягательствами", в действительности предусмотрено двусторонним договором, в котором оговаривается, что граница устанавливается в зависимости от маршрута судоходного фарватера. Дельта Дуная является единственной европейской территорией с переменной географией. Поэтому и была создана смешанная румыно-украинская пограничная комиссия, одной из задач которой как раз является наблюдение за изменением фарватера. За год до вступления Румынии в Шенгенскую зону, наблюдение за данным участком границы и уточнение всех изменений приобретает решающее значение.
К сожалению, Киев, похоже, не расположен к сотрудничеству, продолжает Romania Libera. Используя политическое давление, он пытается заставить Румынию пойти на попятную. Украинцы пошли даже на то, что показали готовность пожертвовать отношениями с ЕС, в случае если Брюссель продолжит поддерживать Румынию. Это означает, что у нас серьёзные проблемы с Украиной, особенно после того, как в Киеве установился пророссийский режим, который за присоединение страны к ЕС и НАТО и двух копеек не даст. При Януковиче отношение Украины к нам будет всё более агрессивным. Оно может ещё более ужесточиться, если Молдавия уступит Украине около 7 километров трассы Одесса - Рении (В 1999 году между Украиной и Молдавией был осуществлен обмен территориями, по которому Украина предоставила Молдавии участок берега на Дунае для строительства Джурджулештского порта, а Молдавия пообещала передать Украине участок автодороги в окрестностях села Паланка и земельный участок, по которому она проходит. Впоследствии дорогу Кишинев передал, а земельный участок - нет. В феврале 2010 года министр иностранных дел Украины Петр Порошенко заявил, что в течение месяца Молдавия, возможно, завершит передачу Украине участка автодороги. В то же время Кишинев заявляет, что земля в районе молдавского населенного пункта Паланка неотчуждаема от молдавской территории и не будет передана Украине - прим. ИА REGNUM Новости), - единственный сухопутный доступ из Украины к Южной Бессарабии.
История Второй мировой войны: "Почему Россия не просит прощения?"
Политическое руководство Молдавии оказалось между молотом и наковальней, пишет политолог Овидиу Михалаке в статье под заголовком "Москва зовёт своих вассалов на дефиле", опубликованной Ziare.com. Москва протянула Кишиневу отравленное (как всегда) яблоко - приглашение к участию в военном параде в честь очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Для начала, должен признаться, что не очень понимаю, о каком отечестве или родине идёт речь: о тоталитарном советском режиме или о России? - продолжает Михалаке. - Как бы там ни было, каждый военный парад на Красной площади Москва проводит не для празднования, а для демонстрации свой силы.
Как всегда, русские политизируют эту манифестацию, чтобы вновь продемонстрировать Западу, что они по-прежнему контролируют сферу своего влияния на территории бывшей империи. Наверняка они особенно раскрутят участие в параде иностранных военных, в том числе американцев и поляков. Только вот американцы будут участвовать на равных, как одни из участников и победителей в той войне. Поляки приедут, чтобы показать своё национальное достоинство и помахать перед носом у русских своим боевым знаменем. Но что там делать молдавским военным? В очередной раз удовлетворить своего кремлевского хозяина? Кроме того, я не знаю такого, чтобы Молдавия участвовала во Второй мировой как самостоятельное государство, пишет Михалаке. Только в составе Румынии.
Молдавские граждане не понимают, что по всем международным нормам Советская Россия в 1939-1940 гг. была фактически страной-агрессором, и только последующая оккупация половины Европы в 1945 году и сегодняшний "газовый прагматизм" не позволяют объявить это обстоятельство "де-юре", утверждает Михалаке. Но это не означает, что таковой её не считают за спиной дипломатических дискуссий прибалтийские государства, Румыния, Польша и Финляндия. В течение одного года 6 атакованных без оснований стран. Если это не "страна-агрессор", тогда что такое "агрессия"? И сегодня эти страны приглашают продефилировать рядом с войсками своего агрессора? 1 сентября Германия атаковала и за короткое время заняла половину Польши. 17 сентября, другой агрессор Россия заняла вторую половину польской территории. Союзники неплохо договорились между собой. Какая между ними разница, может решить только история. Но 28 сентября, спустя менее чем через месяц после атаки, Риббентроп вместе со Сталиным и Молотовым пили в Москве шампанское, празднуя начало II мировой войны.
В 1939 году Румыния совершила беспрецедентный для политического мира 20 века шаг. Несмотря на недовольство Германии и Советской России, Бухарест оказал Польше поддержку. Рискуя обратить на себя гнев обоих агрессоров, Королевство Румыния помогло эвакуировать польское руководство, включая президента, а также десятки тысяч поляков, которые потом окажутся в польской армии, сражавшейся против Германии на западном фронте. Также, благодаря помощи Румынии, Польша смогла вывезти свою государственную казну. Сколько польских руководителей могли разделить судьбу жертв Катыни, если бы не дружественные действия Румынии? - задается вопросом Михалаке.
Молдаване не понимают, что румынский язык и румынская национальность - это не трость, которая может неожиданно сломаться на расстоянии 100 километров (сколько от Прута до Днестра), продолжает румынский политолог. Например, на расстоянии 2 тыс. километров от России русский язык в Молдавии не претерпевает никаких изменений. Он остаётся тем же русским языком. Но румынский язык, почему-то через 100 километров исчезает и появляется под новым названием - "молдавский" (Молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. В Конституции Молдавии указано, что государственным языком страны является "молдавский язык на основе латинской графики". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии - прим. ИА REGNUM Новости). Молдаване не понимают, что Россия ничего им не дала, что бы ни говорила коммунистическая пропаганда. Не дала ни школ, ни домов, ни тракторов, ни поездов. Всё это построили или оплатили собственной кровью молдавские граждане. Наоборот, русские только у них забирали. Представители гражданского общества в Кишиневе заявляют о 300 тысячах жертв советской оккупации Бессарабии. Очевидно, что из-за отсутствия официальных документов реальное их число определить очень трудно (На оккупированных союзной Гитлеру Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет - прим. ИА REGNUM Новости). Если Германия прошла через период покаяния и признания преступлений гитлеровского режима, то Россия никогда в полной мере не признавала советский террор.
Почему Россия не просит прощения? - задается вопросом Михалаке. Потому что это означало бы признание агрессии против Польши и соучастие с Германией в начале войны. Потому что это означает ответственность за объявление войны Финляндии в ноябре 1939. Наконец, это означает ответственность и за разделение Румынии. Проблема ещё более усложняется, если учесть, что Украина и Белоруссия были образованы на основе территориальных захватов Румынии и Польши. Вся пропагандистская конструкция, построенная Россией в послевоенный период, может рухнуть.
Что касается молдавского участия в параде, было бы лучше, если бы Кишинёв отправил в Москву всю 14-ю армию, оккупировавшую Приднестровье, вместе со всеми танками, артиллерией, казаками и КГБ. Пускай маршируют где хотят, лишь бы не возвращались обратно, подводит итог Михалаке.
Конституционная реформа в Румынии: "Последние действия правительства в отношении конституционной реформы - это пыль в глаза"
20 апреля парламент Румынии создал комиссию по пересмотру конституции, пишет HotNews. Цель конституционной реформы - воплотить в жизнь результаты референдума прошлого года (по инициативе президента Румынии Траяна Бэсеску, одновременно с первым туром президентских выборов 22 ноября 2009 года в Румынии прошёл референдум о реформировании структуры парламента. Согласно результатам, 77,78% из принявших участие в голосовании поддержало идею перехода к однопалатному парламенту и 88,84% высказались за сокращение числа депутатов с 471 до 300 - прим. ИА REGNUM Новости). Народные избранники не стали устанавливать конкретные сроки или дату, когда они должны завершить разработку нового проекта. Другими словами, применение референдума на практике может растянуться на неопределённый срок. За исключением Либерально-демократической партии и группы независимых парламентариев, больше ни одна политическая сила не соглашается на создание однопалатного парламента. Социал-демократы, национал-либералы и Демократический союз венгров с самого начала работы комиссии заявили об этом в открытую. Состав конституционной комиссии был утверждён на объёдинённом пленуме двух палат парламента и состоит из 25 человек. Либерал-демократы и социал-демократы - по 8; национал-либералы - 4; ДСВР и независимые - по 2; депутаты от национальных меньшинств - 1.
Либерал-демократы предложили создать конституционную комиссию сразу же после удачно прошедшего референдума в ноябре 2009 года, продолжает HotNews. После долгих споров и переговоров СДП и НЛП согласились на создание такой комиссии, но выдвинули своё условие - чтобы любые решения в ней принимались двумя третями голосов. Голосование предусмотрено тайное, что ещё больше снижает шансы положительного решения по конституции. ЛДП, ДСВР, независимые и национальные меньшинства располагают всего 13 голосами - всего на один больше, чем у оппозиции в лице СДП и НЛП. Таким образом, социал-демократы и либералы контролируют принятие решений. Представители власти вынуждены будут считаться с мнением оппозиции, так что дискуссии обещают быть напряжёнными. Без временных рамок обсуждение проекта конституции может растянуться на годы. Между тем, большинство наблюдателей оценивает вероятность упразднения одной из палат парламента и сокращения числа депутатов как крайне низкую.
Судя по публичным заявлениям, только ЛДП и представители независимых согласны с результатами референдума, пишет HotNews. С идеей однопалатного парламента не согласны даже партнеры либерал-демократов по коалиции. Председатель ДСВР Марко Бела неоднократно заявлял, что не считает данную идею удачной. Отвергают идею упрощения законодательного органа и СДП с НЛП. Объясняя причины такой позиции, представители партий дают понять, что ни одна партия не заинтересована в сокращении числа мандатов для своих представителей.
Как реформа конституции выглядит в цифрах? Любые изменения в тексте Основного закона могут быть приняты минимум двумя третями депутатов обеих палат парламента или 314 голосами из 471. Изменения окончательно вступают в силу только после одобрения текста новой конституции на всенародном референдуме, который проводится в срок до 30 дней после утверждения проекта парламентом. Нынешнее руководство располагает в парламенте простым большинством, а не двумя третями, как требует конституция. У ЛДП в парламенте 177 мандатов, у ДСВР - 31, независимых - 32, нацменьшинств - 18. Таким образом, правящей коалиции не хватает 56 мандатов. Привлечь на свою сторону такое число новых сторонников в ближайшее время для власти не представляется возможным. Даже если учесть тенденцию ухода отдельных депутатов из оппозиционных фракций, этот процесс требует довольно долгого времени. К примеру, за последние полтора года из фракций СДП и НЛП вышло 43 депутата, которые присоединились впоследствии либо к группе независимых, либо к ЛДП. Однако ждать ещё столько же времени в надежде на приход новых перебежчиков правящая коалиция не может, подводит итог издание.
21 апреля премьер-министр Румынии Эмиль Бок публично презентовал проект изменений в конституцию, разработанных, по его словам совместными усилиями специалистов правительства и администрации президента, пишет Cotidianul. Данный шаг правительства, на первый взгляд, кажется неожиданным, однако при внимательном изучении ситуации становится понятным, что это не так. По сути, речь идёт о минимальных изменениях Основного закона, затрагивающих парламентскую систему и, в качестве бонуса, иммунитет президента. По словам Бока, законопроект уже отправлен на изучение главе государства, после чего поступит на обсуждение в парламент.
Негативная реакция оппозиции на предложенный проект не заставила себя долго ждать, продолжает Cotidianul. Председатель национального совета Социал-демократической партии Адриан Нэстасе назвал данный шаг правительства "недопустимым" и "оскорбительным". "Более всего беспокоит, что проект правительства ставит главной целью ликвидацию Сената. Буквально же накануне парламент с согласия всех партий создал специальную комиссию, члены которой должны начать более глубокий процесс совершенствования текста конституции, предусматривающий, в том числе, и вопрос целесообразности перехода к однопалатному парламенту", - заявил Нэстасе.
В свою очередь, один из лидеров парламентской фракции национал-либералов Еуджен Николэеску заявил, что не видит необходимости для вмешательства правительства в конституционную реформу, пишет Cotidianul. "НЛП очень серьёзно относится к вопросу пересмотра конституции. Нам необходима основательная реформа в этом направлении. Парламент уже начал необходимые процедуры, в частности, была создана необходимая комиссия. Но то, что сделало правительство, является ни чем иным, как демонстрацией неуважения к парламенту", - прокомментировал Николэеску.
В ходе представления своего конституционного проекта премьер-министр Эмиль Бок не стал упоминать о том, что главная роль в этой реформе принадлежит парламенту и, прежде всего, парламентской специальной комиссии, продолжает Cotidianul. Судя по выступлению Бока, правительство и глава государства взяли на себя ведущие роли в этом процессе, а парламенту отвели право лишь проголосовать за свой законопроект. На ошибку премьера указала сама председатель палаты депутатов Роберта Анастасе. Отметив, что проект правительства является "неплохой отправной точкой", Анастасе заявила, что в рамках парламентской комиссии каждая партия и парламентская группа может выступать со своими предложениями, каждое из которых будет обсуждаться и выноситься на голосование. Это как раз тот важный момент, который упустил озвучить Эмиль Бок. Комиссия утверждает любые решения при согласии 17 из 25 членов. Представители правящей коалиции располагают всего 13 голосами.
Последние действия правительства в отношении конституционной реформы - это пыль в глаза, пишет Cotidianul. Они знают, что их инициативы не пройдут. Похоже, что их интересует вовсе не пересмотр конституции, а внимание прессы. Данная тема будет на первых полосах газет, она будет обсуждаться, наверное, ещё целый год. В то же время, никого не будет волновать рост внешнего государственного долга, рост безработицы, закрытие сотен предприятий. Зато все будут знать, что национал-либералы и социал-демократы "не хотят модернизации государства", подводит итог издание.
Газопроводы: "Румыния была своего рода пугалом для Болгарии, когда та торговалась с русскими по "Южному потоку"
Проект газопровода "Южный поток", который будет поставлять российский газ в Центральную и Юго-Восточную Европу, получил зелёный свет, пишет Ziare.com. 24 апреля Россия и Австрия подписали соглашение о сотрудничестве по реализации данного проекта на австрийской территории. Австрия стала последней из стран, включённых в маршрут "Южного потока", одобрившей строительство газопровода. Если Москва может рассматривать это как свою победу и усиление зависимости Европы от российского "Газпрома", то для Бухареста данное известие не стало столь радостным. Во-первых, потому, что мы будем практически исключены из участия в этом проекте. Во-вторых, "Южный поток" ставит под угрозу наш приоритетный проект, NABUCCO, затрагивая, тем самым, наши геополитические интересы.
На данный момент очевидно, что мы не будем участвовать в "Южном потоке", продолжает Ziare.com. Хотя мы к этому не особенно и стремились. Как, впрочем, и русские, которые рассматривали сотрудничество с Румынией, с которой они находятся не в лучших отношениях, как крайний вариант. В лучшем случае, когда-нибудь в будущем мы сможем присоединиться через ответвление в Болгарии или Чёрном море. Но ведь были же слухи о нашем непосредственном участии. Скорее всего, Румыния была своего рода пугалом для Болгарии, когда та торговалась на переговорах с русскими. Хотя президент Бэсеску и заявлял, что из двух проектов лучше выбрать NABUCCO, не было бы ничего плохого, если нашу территорию пересёк бы и "Южный поток". Во-первых, это означало бы предоставление значительных сумм для проведения газопровода. Или, как вариант, из этих денег русские снизили бы нам цену на газ. Кроме того, Румыния могла бы стать важным энергетическим узлом. Это преимущество могло бы удвоиться, если будет построен и NABUCCO. Ну и плюс ко всему, мы теряем возможности, которые предоставляет контролирование газопроводов на своей территории. Украина хорошо показала, как можно использовать этот козырь во время недавнего газового кризиса.
Строительство "Южного потока" препятствует реализации NABUCCO, который, отметим, должен пройти в обход России, ослабив тем самым энергетическую зависимость Европы, пишет Ziare.com. Во-первых, "Южный поток" будет использовать большую часть центрально-азиатских запасов природного газа, на которые рассчитывали сторонники антироссийского проекта газопровода. Во-вторых, может оказаться, что спрос на газ будет не таким большим, что европейским потребителям понадобится второй источник поставок.
В геополитическом плане строительство "Южного потока" и возможный отказ от NABUCCO будет означать укрепление российских региональных позиций, продолжает Ziare.com. Тем временем, на Украине установился пророссийский режим, который уже продлил договор о размещении в Крыму российского флота и продал "Газпрому" большую часть газопроводных сетей. Нам необходимо понять, что в нынешних условиях укрепление российского влияния не выгодно для Румынии. Русские смотрят на нас недобрым взглядом. Румынская поддержка NABUCCO, установка элементов американской системы ПРО, а также политика Бухареста на постсоветском пространстве крайне раздражают Россию. Сегодня "Южный поток" стал новым козырем Кремля. Это не должно нас пугать, хотя, определённо, нам это не выгодно, подводит итог издание.
Справка ИА REGNUM Новости: Проект газопровода NABUCCO, в котором участвуют газовые компании Австрии (OMV), Венгрии (MOL), Болгарии (Bulgargaz), Румынии (Transgaz), Турции (Bota) и Германии (RWE), рассматривается среди стран Европейского союза как альтернативный маршрут поставок энергоресурсов в Европу, который позволит снизить её энергетическую зависимость от России. "Южный поток" - российско-итальянский проект газопровода, который, должен пройти по дну Чёрного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. Далее две его ветви должны быть проложены через Балканский полуостров в Италию и Австрию.
- Госдума предложила правительству 10 «незамедлительных» мер по миграции
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- ВСУ через левый берег Днепра хотели пробиться к Крыму, сообщило СМИ
- Мадуро назвал безумием разрешение на удары вглубь России — 998-й день СВО
- В США рассказали о конфликте Маска и Эпштейна