Станислав Тарасов: Баку и Тбилиси в зоне приграничного напряжения
Лидер "Демократического движения - для единой Грузии" Нино Бурджанадзе выступила с очередным заявлением. В нем отмечается, что в приграничных территориях Грузии складывается критическая ситуация, что власти Грузии "целенаправленно теряют территории, и к Абхазии и Южной Осетии присоединилась территория Мамисонского перевала". Причем, как считает Бурджанадзе, "бесконтрольная ситуация наблюдается не только на границе с Россией, но и с Азербайджаном".
Если в случае России речь все же идет о "подозрениях" как синдроме кавказского кризиса августа 2008 года, то упоминание Азербайджана в таком контексте приобретает особую значимость. Действительно, на днях министерство иностранных дел Грузии распространило заявление с требованием наказать азербайджанских пограничников, виновных в убийстве 17-летнего грузинского юноши, который оказался на территории Азербайджана в поисках потерявшейся скотины. Правда, Азербайджан этот трагический случай оценивает иначе. Как сообщила пресс-служба Государственной пограничной службы (ГПС) Азербайджана, наряд постовых Государственной пограничной службы "засек группу нарушителей из трех человек, которые пытались незаконно пересечь границу". Чуть ранее уже грузинские пограничники задержали гражданина Азербайджана за незаконный переход грузино-азербайджанской границы. Он ловил рыбу на берегу реки, но с грузинской стороны.
Таких инцидентов в жизни пограничников любых двух соседних стран происходит множество. Как правило, они быстро урегулируются и сообщения о них не попадают на ленты информационных агентств. Однако в складывающихся азербайджано-грузинских отношениях этим эпизодам стала придаваться определенная политическая нагрузка, что свидетельствует о заметном осложнении в отношениях двух стран. На днях грузинская сторона сообщила и о незаконном переходе со стороны Азербайджана государственной границы Грузии гражданами Пакистана Муххамада Абиди и Васима Ашрафа. По этому факту ведется предварительное расследование. Его итоги могут оказаться сенсационными.
Что же происходит, ведь еще недавно отношения между Баку и Тбилиси оценивались не иначе как "партнерские"? Даже во время вооруженного вторжения в августе 2008 года Грузии в Южную Осетию Азербайджан воздержался от критики действий президента Михаила Саакашвили. Более того, лидеры двух соседних государств формально вроде бы остаются членами одной международной организации ГУАМ, которая была создана из числа государств - бывших союзных республик СССР в противовес СНГ, ЕврАзэс, ОДКБ.
Видимые проблемы были обозначены только тогда, когда на российско-грузинской границе был открыт КПП "Верхний Ларс", что означало вывод Армении из блокады и восстановление ее транспортного коридора с Россией. Это событие совпало с моментом, когда шли ожесточенные дискуссии относительно возможности ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов и открытия турецко-армянских границ. Поэтому открытие КПП "Верхний Ларс" выбивало из рук Анкары и Баку сильнейший рычаг возможного экономического давления на Ереван с целью подтолкнуть его к уступкам в карабахском урегулировании. В этой связи Азербайджан не могло устроить заявление министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе о том, что Тбилиси "категорически исключает какое-либо передвижение через КПП "Верхний Ларс" военных грузов для Армении". Азербайджан расценил эту акцию в более широком смысле, понимая, что сталкивается с фактором выстраивания в Закавказье новой конфигурации партнерства и союзничества государств. Ранее Баку полагал, что Тбилиси будет долго платить ему политической ценой за поставки газа, за включение в энергетические проекты, за финансовое спонсирование строительства грузинского участка железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку. Не случайно в этой связи один из лидеров Объединенной оппозиции Георгий Хаиндрава заявил, что президент Михаил Саакашвили, "ведущий одновременно пророссийскую и проармянскую политику", нанес "удар по грузино-азербайджанским отношениям".
В Баку, конечно, не могут забывать и то, что во время посещения летом 2009 года Еревана Саакашвили был награжден высшей государственной наградой Армении - Орденом чести - "за укрепление вековой армяно-грузинской дружбы". Именно тогда Михаил Саакашвили заявил, что "в будущем Кавказ должен стать единым экономическим полем, хотя на данном этапе это невозможно из-за проблем между Арменией и Азербайджаном. Однако это могут сделать, как минимум, Армения и Грузия". Поэтому можно предполагать, что, разыгрывая "армянскую карту" (точно так же, как и Армения разыгрывает грузинскую "карту"), лидер Грузии стремится убить сразу "трех зайцев": через армянскую диаспору в США наладить отношения с администрацией президента Барака Обамы, через Ереван попытаться восстановить диалог с Москвой, сохраняя одновременно транзитный контроль над Арменией и над Азербайджаном. То есть речь идет о таком дрейфе, который позволил бы сохранить прежний региональный расклад сил, включая и статус кво на карабахском направлении.
Реальным признаком такого широкого маневрирования является и тот факт, что президент Азербайджана Ильхам Алиев не был приглашен на саммит по глобальной ядерной безопасности в Вашингтоне, в то время, как два лидера Армении и Грузии Серж Саргсян и Михаил Саакашвили получили приглашения от имени президента Барака Обамы. Более того, по некоторым данным именно представители армянской диаспоры в США во многом способствовали тому, что Барак Обама удостоил Саакашвили несколько минут своего личного внимания. Поэтому нельзя считать случайными рассуждения некоторых американских аналитиков - правда, пока только теоретического свойства - о возможности появлении в будущем в Закавказье армяно-грузинской конфедерации. Именно такой ветер грядущих геополитических перемен пытается поймать в свои паруса лидер Грузии.
В этой связи отметим еще один важный момент. Недавно Михаил Саакашвили решил почему-то отпраздновать Светлый праздник Пасхи в мужском монастыре в селе Давид Гареджи, расположенном на границе с Азербайджаном, на территории, которая считается спорной. Это был вызов. Добавим к этому и участившиеся в грузинских СМИ публикации относительно положения всего нескольких тысяч грузин в районах Западного Азербайджана. Это тогда, когда, к примеру, в Борчалы (грузинское название Квемо Картли) проживает от 300 до 500 тысяч азербайджанцев. Объективности ради отметим, что Баку и Тбилиси пока воздерживаются от каких- либо территориальных претензий друг к другу. Но последние события на границе двух стран свидетельствуют все же о нарастании кризиса.