Михаил Демурин: Как выхолащивается смысл народного подвига?
Среди различных аспектов обсуждения темы народного подвига 1941 - 1945 годов важнейшим мне представляется взаимосвязь смысла и образа Великой Отечественной войны и Победы не столько с геополитикой, сколько с современной внутриполитической ситуацией в нашей стране, процессами, протекающими в российском обществе. Из них наибольшее беспокойство вызывает начавшееся еще в период существования СССР целенаправленное размывание многих важнейших для состояния национального духа понятий. Этот пагубный процесс затрагивает не только сферу исторического знания и исторических идеалов - он уже глубоко покоробил общественно-политическую жизнь, экономику, культуру. Нужны активные действия, чтобы остановить его, вернуть ключевым для менталитета нации словам чистоту, их исконный смысл, помочь людям правильно воспринимать как сами эти слова, так и те манипуляции, которые устраиваются вокруг них. Вижу в этом одну из важнейших основ сильной и здоровой России, а если наша страна станет такой, возникнет и другой, более благоприятный для нас геополитический расклад в Евразии и мире в целом.
Есть слова и смыслы, которые на века связаны с русской геополитикой. В числе таких концептов - формула победы русского оружия в войне 1812 года, как она была зафиксирована А.С.Пушкиным в известном стихотворении "Клеветникам России".
...Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
За что ж? Ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, пред кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну провалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?
Прикладываешь эту формулу к Великой Отечественной войне, ко Второй мировой войне, и видишь, что она работает на сто процентов.
Внимательно всмотримся, однако, в то, что происходит вокруг этой формулы, - и мы увидим, что в определенный момент в контексте усиления западнических настроений в нашей стране это стихотворение становится нежелательным текстом для численно не очень большого, но весьма влиятельного сегмента российского общества, убирается не только из школьных программ, но и из пушкиноведческого дискурса. Не мог же, в самом деле, как нас пытались и все еще пытаются убедить, "европеист" Пушкин быть таким оголтелым патриотом! Когда это произошло? Как ни печально это констатировать, не десять и не двадцать лет тому назад, а раньше, еще в позднее советское время.
А теперь давайте посмотрим, что происходит с другими великими выражениями смысла борьбы и победы в Великой Отечественной войне, появившимися во время этого грозного материального и духовного испытания, выпавшего на долю нашей Родины. Прекрасная формула "отлита" Александром Трифоновичем Твардовским в "Василии Тёркине":
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Но "Василий Теркин" тоже исключен из обязательной программы в школе, а вместе с ним исключена и эта важнейшая поэтическая квинтэссенция смысла Великой Отечественной войны. А слова эти - великие, потому что в них выражено самое главное: то, что это бой святой, святой в прямом смысле этого слова, в смысле борьбы с антихристианской, античеловеческой силой, что это был бой правый, смертный, и, самое главное, что вели его русские люди не ради славы, а ради жизни.
Что же становится следствием того, что формула А.Т.Твардовского, как и многое другое из русской патриотической поэзии и прозы XX века, то, что раньше закладывалось в нас с самого юного возраста, в современном образовании и массовом общественном сознании России практически не присутствует? Возьмем только одну, возможно меньшую, ее грань - что это был бой ради жизни, а не ради славы - и обратим внимание на активно распространяемые в последнее время разговоры о "цене победы". Именно о цене, а не о значении. Ведь если вдуматься, то неизмеримо огромное число человеческих жизней, которое русский народ и другие народы СССР заплатили за недопущение нацистского ига над собой и над миром, были не ценой победы, а ценой жизни. А жизнь бесценна. И говорить о цене в ситуации, когда нам в соответствии с немецким планом "Ост" грозило тотальное уничтожение - и физическое, и нравственное, и духовное - абсурдно. Можно говорить о потерях в той или иной военной операции, что совершенно понятно, но вести разговор о цене победы в Великой Отечественной войне в целом, как таковой, - это явная подмена понятий. Еще раз хочу повторить, что это была цена сохранения жизни наших народов - всех без исключения, потому что даже тех, кто был отобран Гитлером в качестве более или менее "приемлемого" материала для участия в осуществлении его планов, в случае, если бы СССР не вышел победителем в Великой Отечественной войне, ждало бы духовное и нравственное самоуничтожение.
В этом контексте мне представляется важной смысловая связь Победы 1945 года с православной верой. Сегодня достаточно широко известно о значительном проценте не просто верующих, а воцерковленных людей среди солдат, офицеров и генералов Красной Армии. К сожалению, однако, не сложилось правила хоронить героев Великой Отечественной войны в стенах монастырей Русской православной церкви. Между тем, если мы посмотрим на историю захоронений героев войны 1812 года, мы вспомним трагическую и непростительную ликвидацию кладбища участников этой войны, в первую очередь Бородинского сражения, в Дорогомилово. Их останки были частично перенесены к нынешней Бородинской панораме, частично в другие места, но самого этого кладбища уже нет. А вот в Новодевичьем монастыре герои войны 1812 года упокоены на века. Хочу призвать Русскую православную церковь задуматься над тем, чтобы и прах героев Великой Отечественной войны нашел упокоение в ее монастырях.
Второй момент - это иконография. Люди помнят знаменательное обращение Святейшего патриарха Сергия к православным христианам, а по сути дела - ко всему русскому народу, в первый день Великой Отечественной войны, другие его обращения тех лет, помнят о большой деятельности РПЦ в пользу обороны страны и особенно о молебнах, крестных ходах, которые помогли собрать все силы для побед в отдельных сражениях и для Победы в этой войне с дьявольскими силами нацизма в целом. Не знаю, насколько верующим человеком был Константин Михайлович Симонов, но своим нутром русского поэта он этот момент глубоко прочувствовал. В замечательном стихотворении: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." он вспоминает русских женщин, которые шептали вслед отступающим солдатам Красной Армии "Господь вас спаси!", старика, "как насмерть" одетого во все белое, а дальше, размышляя о том, что же поможет собраться с духом на великую битву под Москвой, пишет так:
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Убежден, что такую мысль можно получить только озарением свыше. Это глубоко православная поэзия, глубоко православные символы, которые должны присутствовать в нашей жизни не только в слове, светской живописи, кинематографе, но и в иконописных образах.
Следующий момент - это связь с Победой сегодняшнего поколения России. Она должна быть упрочена. Буду рад, если ошибусь, но у нас получается так, что та лучшая часть молодого и среднего поколения россиян, которая принимает активное участие в увековечении памяти о войне, не имеет возможности получить соответствующий памятный знак причастности к этому, тем более того же достоинства, что к юбилейным датам получают ветераны. На мой взгляд, правильно было бы принять решение о награждении медалью "65-лет Победы в Великой Отечественной войне" не только ветеранов, но и энтузиастов-поисковиков, которые возвращают для достойного захоронения останки солдат Великой Отечественной войны, историков, которые отстаивают правду о подвиге наших отцов и дедов, общественных деятелей и политиков, которые борются за доброе имя Победы и за рубежом, и в самой России. Эта медаль, увековечивающая нашу Победу, должна стать общенародной медалью, потому что, если она будет только медалью для ветеранов, то через 5 лет некого будет ею награждать, а такая медаль должна продолжать жить. Это было бы особое, выдающееся поощрение, знаковая реликвия для тех россиян, кто не воевал, но реально делами приобщается к Победе, стимул для многих активнее подключаться к этой важнейшей и непростой работе.
Еще один сюжет из числа тех, в которых навязываемый нам сегодня образ способен серьезно исказить смысл войны и Победы, - приглашение представителей США, Великобритании и Франции, наших бывших союзников во Второй мировой войне, принять участие в Параде Победы. Мне эта мысль в принципе не кажется удачной, особенно имея в виду то, как вели себя союзники по отношению к СССР на завершающем этапе войны и какие агрессивные планы против нашей родины они вынашивали в послевоенные годы. Всегда исходил из того, что если уж и появляться иностранным подразделениям на нашем параде, то в первую очередь это должны быть подразделения, представляющие братскую Белоруссию, Украину, Казахстан, Узбекистан, другие государства - бывшие республики СССР, где хранят память о совместной победе. К сожалению, они такое приглашение получили уже после наших западных "партнеров", и пока еще не совсем ясно, как отреагируют. Если же у нас на параде будут иностранные подразделения из стран НАТО, а из этих стран не будет, то получится полная бессмыслица с точки зрения и истории, и актуальной геополитики.
В связи с парадом 9 мая есть еще одна бессмыслица. Бессмыслица, правда, с точки зрения того, кто радеет за воспитание достойной смены российскому офицерскому корпусу. Я имею в виду решение об отстранении от участия в параде суворовцев, истинных детей Победы, которые долгие годы неизменно шли в первых рядах праздничных парадов, рассматривая такое участие в общенародном и воинском торжестве как особое поощрение, знак своего приобщения к армейскому делу.
Есть над чем серьезно задуматься и в связи с отражением тематики Победы в интернет-пространстве. На ряде сайтов наши идеологические противники стали применять своеобразный и достаточно изощренный прием, который я бы назвал "А мне дедушка рассказывал". Какие-то "молодые люди", комментируя появляющиеся новые книги и серьезные исследования о Великой Отечественной войне, пытаются опровергать содержащуюся в них информацию и выводы незамысловатым, на первый взгляд, приемом. "А мне дедушка рассказывал, - пишут они в своих блогах или в интернет-дискуссиях, - что все было не так". И деревни, мол, немцы вместе с жителями не жгли, и мирному населению помогали, и прочее и прочее. Не исключаю, что были "дедушки", которые, возможно, это и говорили, но они, скорее всего, и служили не Родине, а Гитлеру. Это идеологическое наступление нельзя недооценивать, и мы должны найти адекватные интернет-практикам приемы борьбы с ним.
Хотел бы также присоединить свой голос к голосу тех историков, которые ратуют за необходимость более реалистичного взгляда на действительную дату начала Второй мировой войны. Если говорить о мире в целом, а не только о Европе, то это точно не было 1 сентября 1939 года. Да и для Европы данная дата, на мой взгляд, условна. Но еще более важным мне представляется другое: в контексте нашего отношения к германскому нацизму мы должны осуждать его не столько собственно за начало войны (в конце концов, его к этому слишком упорно подталкивали известные силы на Западе), сколько за то, с какими целями он вступал в эту войну и, особенно, за то, какими зверскими методами он ее вел. Именно этого, как и подвига тех, кто спас мир от нацистского варварства, никогда нельзя дать забыть.
Победа в Великой Отечественной войне - это вершина единения русского народа и других народов исторической Российской Империи - СССР в ХХ веке ради высших созидательных целей. Конечно, были ещё и послевоенное восстановление, и совместный штурм космоса, и многое другое, достойное памяти, но Победа в этом ряду стоит особняком. Утратим её правильное понимание, её смысл и образ - утратим один из важнейших ключей такого единения в будущем. А поодиночке, да ещё с внутренней рознью, наши народы ждёт лишь деградация и гибель.
Статья подготовлена на основе выступления М.В.Демурина 17 марта 2010 года на круглом столе "Ревизия итогов Второй мировой войны и современная геополитика", организованного Фондом исторической перспективы и Государственным центральным музеем современной истории России.