В Государственную думу России внесен правительственный законопроект, содержащий изменения в федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". По просьбе ИА REGNUM Новости эту инициативу прокомментировал политолог, член Экспертно-аналитического Совета при Комитете Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Владимир Симиндей:

"Проект поправок в федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" в его нынешнем варианте содержит немало явных и скрытых противоречий, а также пустых канцеляризмов. Уже в первой статье законопроекта, раскрывающей понятие соотечественника, закладывается не только принцип "свободного выбора в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией", введение которого можно приветствовать, но и двусмысленное ограничение: "лица... относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации".

При этом возникают вопросы: на основании каких правовых актов разработчики данного проекта собрались определять "историзм проживания" и каковы будут исключения из "правила"? Относятся ли исключения только к представителям народов, не имеющих своей государственности за пределами России? И зачем вообще закладывать это противоречие, если в следующем абзаце законопроекта дается исчерпывающая "привязка" к бывшей или нынешней гражданской принадлежности заявителя (Российской государство, Российская республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация)? Следует оговориться, что и в данном перечне присутствует странная неточность - вместо юридически корректного и общепринятого названия "Российская империя" используется расплывчатый "политкорректный" эвфемизм - "Российское государство".

В статье 3 признание принадлежности к соотечественникам называется "актом их самоидентификации", но "подкрепленным общественной или профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации и развитию культуры России, по укреплению дружественных отношений страны проживания соотечественника с Российской Федерацией, по поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников".

"Подкрепившие" могут накрепко "подтвердить" свой статус - "регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в этих объединениях соотечественников". Получается, что принятие закона в такой редакции лишает права считаться соотечественниками, например, выходцев из России, которые "просто" сохраняют русские традиции в семейном общении и воспитании, сообщают об этом в порядке "свободного выбора" на своей страничке в интернете, но не желают связывать себя членством в той или иной формальной организации.

Образчиком бюрократического маразма является занесение в список соотечественников, получающих равные права с гражданами РФ на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения - только вдумайтесь! - эмигрантов, доказавших "проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики" (статья 17, пункт 6). То есть речь идет о людях, которым уже исполнилось 93 и более лет.

Не прописанные в законопроекте принципы и порядок формирования представительных органов соотечественников по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти РФ оставляют большое поле для политических спекуляций со стороны "обойденных доверием" активистов из числа соотечественников, а также дают повод для прямых нападков откровенных недругов России "на местах".

В целом данный законопроект нуждается в детальной экспертизе, которая призвана дать депутатам ясную картину для устранения противоречий и "пустых мест" в представленном перечне поправок".