Интервью ИА REGNUM Новости с независимым политологом, советником по внешнеполитическим вопросам первых трех президентов Азербайджана Вафа Гулузаде.

ИА REGNUM: Господин Гулузаде, каковы, по-вашему, результаты прошедшей в Париже встречи между президентами Армении и Франции Сержем Саргсяном и Николя Саркози, в ходе которой были обсуждены перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, нормализации армяно-турецких отношений и др. вопросы?

У Армении и Франции, страны, где имеется большая армянская диаспора, представленная в политическом и экономическом истеблишменте, традиционно близкие, дружественные отношения. Но я бы не стал придавать какое-то особое значение обсуждению Саркози и Саргсяном деталей урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В этом вопросе задают тон исключительно США и Россия, а от Франции, хотя она и является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, практически ничего не зависит. А значит, не следует ждать сколь-нибудь ощутимого воздействия вышеуказанной встречи в Елисейском дворце в Париже на переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией.

ИА REGNUM: Разделяете ли вы в свете последних событий осторожный оптимизм сопредседателей МГ ОБСЕ, а также ряда высоких должностных лиц ЕС, которые ждут в текущем году заметных подвижек в азербайджано-армянских переговорах?

На самом деле сопредседатели Минской группы и не только они прекрасно знают, что переговоры буксуют исключительно из-за неконструктивной позиции Армении, пытающейся выторговать у Азербайджана его нагорно-карабахский регион в обмен на освобождение оккупированных ею остальных азербайджанских территорий. Армения игнорирует 4 резолюции Совета Безопасности ООН, призывающие ее безоговорочно покинуть азербайджанские земли, она с пренебрежением относится и к требующим от нее того же другим международным документам, она бросает вызов мировому сообществу. Да, Армения захватила азербайджанские земли не одна, а при большой помощи известного всем государства, но ответ за оккупацию должна нести именно она. Больше всего удивляет, что с агрессором нянчатся вместо того, чтобы призвать его к ответу. Днем ранее на международной конференции "НАТО: фактор демократии и мира за последние 60 лет" я обратился к присутствовавшим в зале заседания представителям Североатлантического альянса с следующим вопросом: как вы можете поддерживать дипломатические и прочие отношения со страной - оккупантом? И эти господа потупили глаза, не найдя, что ответить.

Нагорно-карабахская проблема должна быть урегулирована исключительно на основе соблюдения принципов международного права и, в первую очередь, главного из них - соблюдения территориальной целостности. Но пока международное сообщество не поставит страну-оккупанта на место, серьезного прорыва в урегулировании нагорно-карабахского конфликта ждать не приходится.

ИА REGNUM: Если верить российскому военному эксперту Павлу Фельгенгауэру, существует угроза возобновления азербайджано-армянской войны. Но, мол, цель такого шага Азербайджана - не вернуть Нагорный Карабах, а... предотвратить ратификацию армяно-турецких протоколов.

Простите, но нужно называть вещи своими именами. Это бред, который не стоит комментировать. Просто удивляет, как подобные вещи могут приходить кому-то в голову...

ИА REGNUM: Согласны ли вы с утверждением о том, что нагорно-карабахский конфликт уже вышел из замороженного состояния, и потому может случиться все, что угодно?

Конфликт и не находился в замороженном состоянии. Из года в год армянская сторона нарушает режим прекращения огня, причем по несколько раз в день. Но в зарубежной, и в первую очередь - российской, прессе можно прочитать, что напротив, это азербайджанская сторона обстреливает армян. Почему-то политики и журналисты не хотят на месте посмотреть азербайджанские дома, стоящие близко к линии прекращения огня. Их стены все в дырках от армянских пуль. Агрессоры с той стороны стреляют не только по домам, но и по людям. Крестьяне вынуждены возделывать свои земли в темноте, чтобы не стать жертвой армянского снайпера. Азербайджанское население прифронтовой полосы испытывает большие трудности. Конечно, если гибнут люди, конфликт не может быть замороженным. Кому-то это покажется невероятным, но факт: порой, не найдя в кого стрелять, оккупанты открывают огонь по коровам и овцам.

ИА REGNUM: В ответ на принятие Комитетом по внешним связям (КВС) Палаты представителей Конгресса США резолюции по признанию геноцида армян турецкий посол Намик Тан отозван в Анкару для консультаций. Кроме того, отменен визит в Вашингтон госминистра по внешней торговле Турции Зафера Чаглаяна. По какому сценарию будут дальше изменяться американо-турецкие коллизии?

Можно ожидать, что решение КВС будет похоронено в Конгрессе, поскольку Турция является для США союзником, значение которого трудно переоценить. Без помощи Анкары Вашингтону придется трудно на огромном пространстве от Ирака до Афганистана. Кроме того, Турция является для Америки мостом в мусульманский и, в частности, арабский мир. А Армения - это маленькая страна с большими амбициями, территориальными претензиями к соседям и, наконец, больной политикой, обращенной в далекое прошлое.

Сегодня действительно не лучший период в истории американо-турецких отношений, но США и Турция слишком нужны друг другу, чтобы жертвовать ими ради сомнительной армянской идеи-фикс. Даже учитывая "тяжелую артиллерию" в лице спикера Палаты представителей американского Конгресса Нэнси Пелоси и других ангажированных армянами конгрессменов, проармянская резолюция дальше не пройдет. Однажды я беседовал с упомянутой Пелоси целых 40 минут. Я разложил ей по полочкам весь армяно-азербайджанский конфликт, рассказал о его предпосылках и путях решения, но у меня складывалось впечатление, что говорю с железобетонной стеной. Без преувеличения скажу, что мне куда легче было общаться с самыми "упёртыми" армянскими политиками, чем с Пелоси.

Что же касается армянского лобби, то Штаты создают ему все условия для того, чтобы затем использовать в нужный момент, в данном случае для оказания давления на Турцию, которая в проведении внешней политики фактически ни на кого не оглядывается. Вместе с тем резолюция КВС - это неудачно выбранный инструмент воздействия на Анкару. Не думаю, что решение 23 конгрессменов может способствовать намерению администрации США ускорить процесс нормализации турецко-армянских отношений. Скорее всего, следует ждать стагнации этого процесса, а то и поворота его вспять, учитывая, что принятию пресловутой резолюции способствовало нахождение в КВС посла Армении в США и ряда депутатов армянского парламента. Резолюцию №252 трудно назвать победой армян, поскольку она вкупе с оговорками, сделанными Конституционным судом Армении при рассмотрении цюрихских протоколов, будет способствовать ужесточению позиции Турции.

ИА REGNUM: Реакция в азербайджанском истеблишменте на эту резолюцию, как легко было предположить, оказалась пусть и менее бурной, но во многом схожей с турецкой...

Это легко понять, поскольку турки и азербайджанцы - братья. Можно только приветствовать реакцию официального Баку на эту резолюцию, продемонстрировавшего твердую позицию и отразившего всеобщее мнение в стране. Всем еще раз было показано, что никакие армянские или чьи-то другие интриги, никакие цюрихские протоколы не способны вбить клин в отношения между Азербайджаном и Турцией.