Станислав Тарасов: Как выбраться Турции из цюрихского лабиринта
В том случае если Конституционный суд Армении не изменит своего решения, процесс урегулирования армяно-турецких отношений может быть заморожен. Об этом заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе визита в Саудовскую Аравию. Говоря в Джидде об отношениях с Арменией, он не только несколько раз использовал термин "операция", но и сделал примечательное заявление: "Мы внесли в парламент подписанные в Цюрихе протоколы сразу и без изменений. Не изменили ни слова в протоколах, показав нашу искренность, а в Армении протоколы подверглись операции". Турецкая сторона утверждает, что при рассмотрении цюрихских протоколов Конституционный суд Армении признал, что "приоритетным положением протоколов является открытие фактической армяно-турецкой границы, и все иные обязательства приобретают правовую силу только в случае наличия открытых границ".
Вообще, к чему весь этот политико-дипломатический сыр-бор, если турецкая сторона публично связывает проблему ратификации цюрихских протоколов с карабахским урегулированием. Тем более, что, как утверждает Эрдоган, эту позицию он отстаивал на встречах с президентами России и США: "Отношения с Арменией будут налажены, но Армения должна поставить конец оккупации". К тому же в ситуации, когда карабахское урегулирование в очередной раз зашло в тупик, позиция Конституционного суда Армении не должна иметь для Турции первостепенного значения. До того момента, пока Минская группа ОБСЕ - единственный реально действующий переговорный механизм - подготовит новые Мадридские принципы и его примут конфликтующие стороны, в большой политике утечет немало воды. Однако проблема в том, что Анкара все же не намерена вызывающе надолго затягивать процесс ратификации цюрихских протоколов, но только в части восстановления дипотношений с Арменией, без открытия с ней границ.
Это означает, что "заморозить" процесс нормализации турецко-армянских отношений, как об этом мечтали в Азербайджане, не удается. Это невыгодно, прежде всего, Анкаре. Неслучайно в заявлении в Джидде Эрдоган проверку армянским тестом связал с проблемами вступления Турции в Европейский союз. Он намекнул на то, что в случае срыва цюрихского процесса отношения Анкары с Брюсселем будут выведены на уровень определения их цивилизационной совместимости. Неслучайно Эрдоган заявил, что хотел бы видеть ЕС "не клубом христианских государств, а союзом, основанным на общности политических и социальных ценностей".
Вообще установление дипотношений между Турцией и Арменией могло бы устроить и Баку, который больше опасается не столько появления армянского посла в Турции, сколько открытия широкого транспортного коридора для Армении. В Ереване тоже понимают направленность маневров турецкой политики. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в этой связи сделал "мягкое" заявление: "Надеюсь, что подобными заявлениями турецкая сторона не пытается оправдать свои попытки постоянно выдвигать предусловия и, тем самым, скрыть неуместное затягивание ратификации протоколов".
Турции действительно сейчас непросто. Она пытается найти возможность проявить себя в качестве субъекта, а не объекта большой политики, продемонстрировать способность к использованию инновационных подходов к решению серьезных региональных проблем, а не впадать в опасную историческую архаику. И от того, как Анкара будет пытаться решать геополитический ребус с Арменией, будет во многом зависеть не только дальнейшее развитие событий в Закавказье, но перспективы отношений ее с Брюсселем.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Очевидцы сообщили о звуках стрельбы в ТЦ «Форт» на северо-востоке Москвы
- Рейс из Шереметьево в египетский Шарм-эль-Шейх задержали более чем на сутки