Чингиз Велиев: Экономические "санкции" Турции и Грузии к Азербайджану начались раньше подписания цюрихских протоколов
Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским экспертом в топливно-энергетической сфере, кандидатом технических наук Чингизом Велиевым.
ИА REGNUM Новости: Господин Велиев, какие, на ваш взгляд, ответные меры, и в первую очередь экономические, на наметившееся сближение Турции с Арменией, может принять Азербайджан?
Во-первых, стоит немного обождать и посмотреть, как будет проходить процесс ратификации в парламентах Турции и Армении подписанных в Цюрихе протоколов о нормализации отношений двух этих стран. Во-вторых, учитывая традиционно декларируемые братские отношения между Турцией и Азербайджаном, не стоит ожидать резких ответных шагов со стороны Баку. Конечно, они последуют, но внешне будут выглядеть достаточно мягкими. В противном случае, весьма вероятно, что власти Азербайджана могут столкнуться с серьёзной дестабилизацией внутриполитической жизни республики. Есть и труднопреодолимое препятствие юридического характера, поскольку парламенты Турции, Азербайджана и Грузии ратифицировали соответствующие соглашения и договора по прокладке уже введенных в эксплуатацию нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) и газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум (БТЭ). Не стоит также сбрасывать со счетов проблему Нахчывана, географически оторванного от "материковой" части Азербайджана. Кроме того, не будем забывать, что экономики Турции и Азербайджана связаны БТД, БТЭ и начавшимся уже строительством железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, жизненно важной для Нахчывана. То есть однажды принятые решения скрепили турецко-азербайджанское братство "железными оковами" на долгие годы.
Более того, от возможных односторонних, продиктованных эмоциями, действий Баку может пострадать и Грузия, как промежуточное звено транзита между Азербайджаном и Турцией. Далее при таком развитии событий может пострадать и наметившееся сотрудничество с другими нефтегазодобывающими странами Прикаспийского региона, и прежде всего Казахстаном. Я уже не говорю о том, что государства Евросоюза болезненно отреагируют на любую угрозу своей энергетической безопасности, ведь на долю нефти и нефтепродуктов приходится 92% азербайджанского экспорта. Подытоживая сказанное, - в действительности самые сильные меры Баку в отношении Анкары - это укоры в неблагодарности и предательстве "общетюркской идеи".
ИА REGNUM Новости: То есть Азербайджану, имеющему, на первый взгляд, ощутимые нефтегазовые "рычаги" воздействия на Турцию, придётся смириться с ролью простого наблюдателя за турецко-армянским сближением?
В основном, да. Но, хотя объемы экономик Турции и Азербайджана несопоставимы, со стороны Баку могут последовать такие болезненные уколы, как замораживание инвестиционной деятельности Госнефтекомпании Азербайджанской Республики (ГНКАР) в приобретенном ею ранее турецком нефтехимическом комбинате PETKIM, плана строительства нефтеперерабатывающего завода в Джейхане и исключения Турции из потенциальных потребителей газа в рамках второй стадии проекта "Шахдениз". Ведь уже слышны тезисы о возможности продажи газа в рамках указанной стадии альтернативным потребителям. Причем не только имеющим общую границу с Азербайджаном, таким как Россия и Иран, но и далекому Китаю. Может еще иметь место попытка Баку оказать давление на Турцию с помощью Евросоюза, чтобы она, наконец, предоставила коридор для транзита азербайджанского газа в Европу на основе общепринятых в мире тарифов. Есть в арсенале Баку и пара булавочных уколов. Например, отлучение работающих в Азербайджане турецких компаний от режима наибольшего благоприятствования. Можно также переориентировать азербайджанский импорт из Турции в другие страны и т.п.
ИА REGNUM Новости: Неужели Турция оставит такие сеансы "иглоукалывания" без ответа?
Конечно, нет! Прежде чем предпринимать вышеперечисленные меры, Баку следует руководствоваться исключительно прагматическими и экономическими расчетами. Ведь они могут бумерангом ударить по экономике Азербайджана, что совершенно недопустимо. Они могут последовать не только со стороны Турции, но и Грузии. Нашей стране давно следовало бы при реализации стратегических для себя проектов руководствоваться не "братскими" отношениями и сиюминутными выгодами, а исключительно трезвым холодным расчетом. Уже набила оскомину аксиома, что в политике нет вечных друзей, в ней есть только вечные интересы!
ИА REGNUM Новости: И всё-таки, какие ответные экономические меры может принять Турция?
В принципе, она тоже ограничена в своих экономических действиях и не заинтересована в выходе Азербайджана из сферы её интересов. Поэтому Анкаре не останется ничего другого, как искать компромиссы. Хотя, с другой стороны, Турция уже 1,5 года "не находит времени" для пересмотра цен на азербайджанский газ, сдаваемый ей на грузино-турецкой границе по 120 долларов за тысячу кубометров. И это несмотря на заявление азербайджанского правительства о том, что с 15 апреля 2008 года Турция должна покупать газ по новой цене. Как видим, "новая цена" до сих пор не согласована и шансы Баку получить разницу за эти 1,5 года можно оценить как очень и очень низкие. При всём этом Анкара предпринимает шаги для укрепления своих позиций в переговорном процессе по стоимости азербайджанского газа и его транзита в Европу. С этой целью Турция достаточно оперативно предоставляет России разрешение для проведения изыскательских работ в своей исключительной экономической зоне Чёрного моря для проекта "Южный поток" и строительства нефтепровода Самсун - Джейхан с нефтеперерабатывающим заводом в том же Джейхане. Не говоря уже о планах реализации проекта "Голубой поток-2", в результате чего увеличатся поставки природного газа из России в Турцию по дну Чёрного моря.
Помимо того, Турция уже несколько лет отказывается предоставить Азербайджану транзитный коридор для прямых поставок его газа на Балканы. Она пользуется тем, что руководство ГНКАР при заключении соответствующего газового контракта допустило промахи в определении формулы цены за поставляемый газ и не внесло в документ пункт, запрещающий Турции реэкспорт азербайджанского "голубого топлива" в третьи страны.
Со слов президента Азербайджана Ильхама Алиева, газ, поставляемый из нашей страны в Турцию, втрое дешевле мировых цен. В качестве же "благодарности" за это Турция предлагает нам тариф на транзит газа по её территории, превышающий общепринятые мировые ставки на 70%!
Так что по большому счету экономические "санкции" Турции в отношении Азербайджана начались куда раньше подписания цюрихских протоколов. Впрочем, Турция не одинока в такой транзитной политике, её документально закрепила Грузия, подчеркну, другая стратегическая союзница Азербайджана. Если перевести в деньги физические объемы газа, передаваемые ей за транспортировку в Турцию азербайджанского "голубого топлива" в рамках первой стадии проекта "Шахдениз", то получится не оплата, а расплата за транзит. Она почти вдвое превышает самые "крутые" европейские тарифы.
ИА REGNUM Новости: Кажется, в вашем арсенале есть еще примеры, характеризующие указанную вами "турецкую благодарность"...
Безусловно. Если рассмотреть нефтепровод БТД, то из 1760 км его протяженности свыше 1000 проходит по территории Турции. Это больше чем на треть превышает его суммарную протяженность по территории Азербайджана и Грузии. Что это означает? То, что львиная доля инвестиций по этому проекту, стоимость которого оценена почти в 5 миллиардов долларов, с учетом создания инфраструктуры в порту Джейхан, пришлась на долю Турции. Соответственно, такая протяженность дает и большее количество денежных поступлений в её госбюджет, добавим сюда и средства за перевалку в порту Джейхан, а также сотни постоянных рабочих мест и зарплату для сотрудников турецких компаний, обслуживающих нефтепровод.
Есть данные, что за время эксплуатации БТД и добычи нефти в рамках консорциума по морскому блоку месторождений Азери - Чираг - Гюнешли, в которой участвует и турецкая компания TPAO, доходы Турции превысили 2 миллиарда долларов. А цифры по газу я уже приводил выше. Чтобы завершить картину, остается добавить, что, согласно межправительственному соглашению, стоимость за транзит азербайджанской нефти, прокачиваемой по территории нашего государства в рамках проекта БТД, получает Грузия.