Военные расходы в Закавказье

Как сообщает газета "Новое время", западных экспертов настораживает динамика роста военных расходов Грузии, Армении и Азербайджана. По данным Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), Тбилиси за 7 лет увеличил эту статью расходов в 28 раз и сегодня тратит на эти цели 5% бюджета - это один из самых высоких показателей в мире. Расходы Азербайджана за прошлый год выросли почти в полтора раза. Ереван тратит на военные цели немного - $272 миллиона. Но эксперты SIPRI отмечают, что страна получает от России и Ирана дополнительную помощь, размеры которой могут во много раз превышать собственные затраты на вооружение. В любом случае считают они, налицо гипермилитаризация такого небольшого уголка мира, коим является Закавказье...

Азербайджанские эксперты считают неизбежным возобновление военных действий между Азербайджаном и Арменией, если обе страны не прекратят увеличение военных расходов для армии. "Увеличение военных расходов и усиление военной мощи армий Азербайджана и Армении обязательно приведет к началу военных действий в регионе", - считает азербайджанский военный эксперт Алекпер Мамедов. По его словам, увеличение военных расходов Азербайджана раздражает руководство Армении, которое решило предпринять адекватные меры, направить необходимые финансовые средства на повышение боеспособности армии. Эксперт отметил, что международное сообщество должно предотвратить противостояние и призвать стороны воздержаться от вооружения и возобновления военных действий. По словам другого эксперта, Узеира Джафарова, международное сообщество не должно позволять Азербайджану и Армении начинать военные действия. По его словам, сильная армия - один из сильных элементов на переговорном процессе и Азербайджан может воспользоваться этим, однако гонка вооружений ни к чему хорошему не приведет и стороны должны отказаться от милитаризации. Как напоминает ИА REGNUM, президент Азербайджана Ильхам Алиев на днях заявил, что военные расходы Азербайджана возрастут с 1 млрд до 1,3 млрд долларов в 2008 году. Он отметил, что Азербайджану, который продолжает жить в условиях войны из-за неурегулированности конфликта вокруг Нагорного Карабаха, нужна сильная армия. Алиев отметил, что "будет продолжен курс на повышение уровня профессионализма армии, приобретение новой техники, оружия и боеприпасов, создание военно-промышленного комплекса". В свою очередь президент Армении Серж Саркисян в ходе совещания накануне с высшим офицерским составом Вооруженных сил Армении отметил, что, поскольку переговорный процесс по карабахскому урегулированию продолжается, и проблема окончательно не решена, то есть опасение возобновления военных действий. "Следовательно, армия обязана быть боеспособной, сильной и готовой предотвратить любое посягательство", - заявил президент Армении.

Перестрелки

По сообщениям азербайджанских СМИ, за прошедшую неделю армянская сторона повсеместно нарушала режим прекращения огня как на линии соприкосновения карабахских и азербайджанских Вооруженных сил, так и на государственной армяно-азербайджанской границе. В частности, такие случаи, согласно бакинской "525-й газете", Day.az, 1newz.az и другим источникам, были отмечены на границе Бердского района Армении и Товузского района Азербайджана, в контролируемых карабахскими ВС Физулинском, Ходжавендском, Агдамском, и Тертерском районах.

Как сообщает электронная газета Karabakh-Open.com, 18 июня в результате обстрела с азербайджанской стороны погиб житель села Чинар Тавушской области Армении, Рафик Согоян, 1958 года рождения. Согласно газете, он был убит в поле азербайджанским снайпером, расположившемся на высотах, контролируемых азербайджанской стороной. Накануне же, передает газета, в результате обстрела с азербайджанских позиций, возле того же села Чинар Тавушской области был ранен другой житель этого села - 21-летний Левон Петросян, который скончался по дороге в больницу. Издание в статье, озаглавленной "Разве у армян нет снайперов?" отмечает, что азербайджанская сторона активизировала снайперскую войну. "Причем, ведет она ее в районах, где владеет доминирующими высотами. Вряд ли они забывают о том, что на других высотах доминируют армянские силы, которые тоже просматривают мирные азербайджанские села. Видимо, азербайджанское командование получило приказ спровоцировать армянскую сторону на "отстрел мирного населения", - заключает издание.

Комментируя факт гибели двух мирных жителей в деревне Чинар в результате обстрела с азербайджанской стороны, министр обороны Армении Сейран Оганян заявил, что президент Армении Серж Саркисян распорядился принять меры по предотвращению повторения подобных инцидентов. "Я сам дал указание командующим - прибегать к соответствующим карательным мерам в подобных случаях. Позиции, откуда открывается огонь, должны находиться под постоянным давлением с нашей стороны", подчеркнул Оганян, отметив, что деревня Чинар из-за своего расположения постоянно находится под риском быть обстрелянной. Министр коснулся также вопроса четырех граждан Армении, попавших в плен к азербайджанской стороне. "Пока не могу назвать точных сроков, но пленные обязательно будут возвращены", - подчеркнул Оганян, отметив, что Минобороны продолжает работу с международными организациями, и, по имеющейся информации, состояние здоровья и условия содержания пленных удовлетворительны.

Приграничные пожары

Согласно бакинской "525-й газете", с ночи 11 июня вооруженные силы Армении вновь приступили к широкомасштабным поджогам оккупированных территорий Азербайджана. Газета пишет, что, по распространенному на прошлой неделе сообщению министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана, "в результате учиненных армянами поджогов окружающей среде на оккупированных территориях районов Агдам и Физули Азербайджана был нанесен урон в размере 39 208 манатов". Согласно газете, за последние три года поджоги со стороны армян приняли интенсивный характер, и Министерство экологии и природных ресурсов сообщило об этом международным организациям.

"В последние годы азербайджанская сторона взяла за правило с приходом лета обвинять карабахскую сторону в поджогах приграничной территории, в результате чего пожары якобы перекидываются на азербайджанскую сторону. В действительности все обстоит с точностью до наоборот". Как сообщаетАрмИнфо, об этом заявил вице-премьер, министр сельского хозяйства Нагорного Карабаха Армо Цатурян в связи с утверждениями Азербайджана о якобы имеющих место поджогах в приграничной зоне с карабахской стороны. По его словам, одной из основных причин раннесезонных пожаров является традиционный поджог азербайджанскими фермерами остатков после сбора урожая на полях. "Урожай на азербайджанской стороне поспевает приблизительно на две недели раньше, чем в Нагорно-Карабахской Республике, что обусловлено климатической зоной. В сухую и жаркую погоду восходящий ветер, превалирующий в нашей зоне, быстро распространяет огонь с азербайджанской территории на территорию НКР. Не случайно, что пожары уже который год начинаются после того, как по ту сторону линии соприкосновения в приграничных с НКР равнинных районах Азербайджана завершается сбор урожая зерновых культур", сказал вице-премьер. При этом Цатурян отметил, что "шумиха, поднятая азербайджанской стороной вокруг пожаров, носит исключительно пропагандистский характер". "Если бы Азербайджан был действительно обеспокоен раннесезонными пожарами, то не отказался бы от реализации рекомендаций, выработанных по итогам визита в регион в 2006 году миссией ОБСЕ по оценке экологической ситуации на пострадавших от пожаров территориях. Миссия опровергла все обвинения азербайджанской стороны и предложила сторонам ряд рекомендаций по предотвращению и совместной борьбе с пожарами. Однако ни одна из них так и не была выполнена по вине азербайджанской стороны. Более того, официальный Баку даже отказался от участия во встрече для обсуждения итогов миссии и подготовленного ею отчета", сказал вице-премьер. По словам Цатуряна, подобная позиция официального Баку убедительно демонстрирует, какими реальными мотивами он руководствуется при инициировании обсуждений в политических организациях вопроса о пожарах.

"Кавказский узел" напоминает, что 9 октября 2006 г. в Карабахе находились члены Миссии ОБСЕ по оценке экологической ситуации в приграничной между Нагорным Карабахом и Азербайджаном зоне. Координатор ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сной (Бельгия) поблагодарил власти Нагорного Карабаха за существенную поддержку в осуществлении намеченных планов, отметив, что участвовавшие в мониторинге карабахские эксперты внесли конструктивный вклад в работу Миссии на территории Азербайджана. Сной выразил также удовлетворение тем, что карабахские власти позволили представителям Азербайджана участвовать в мониторинге на территории Нагорного Карабаха. Согласно "КУ", ситуация с пожарами стала накаляться в начале июня 2006 г., главным образом, по словам карабахской стороны, вследствие беспрецедентно засушливой погоды. В Миссию ОБСЕ, которая в течение 3 дней проводила в Нагорном Карабахе мониторинг приграничной с Азербайджаном зоны, вошли представители США, Германии, Македонии, Швейцарии, Италии, Франции, Молдовы и Эстонии. 5-7 октября Миссия ОБСЕ провела аналогичный мониторинг с азербайджанской стороны с участием карабахских экспертов. Ранее Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха вручило ноту Личному представителю Действующего председателя ОБСЕ послу Анджею Каспшику, в которой выразило обеспокоенность "в связи с многочисленными случаями поджогов с азербайджанской стороны" территорий вдоль линии соприкосновения вооруженных сил Карабаха и Азербайджана. В результате предпринятых мер в 2007 году ситуация с пожарами несколько стабилизировалась. В этом году отдельные возгорания имеют место, но, по словам представителей правительства Карабаха, власти мобилизуют на борьбу с пожарами дополнительные средства. При Министерстве сельского хозяйства Карабах создан оперативный штаб, который реагирует на сигналы. Данных о крупномасштабных пожарах в этом году пока не поступало.

"Новые нюансы" в позиции Армении

"На ознакомительной встрече президентов в Санкт-Петербурге достигнута договоренность о продолжении переговоров. Для этого сопредседатели должны прибыть в регион и провести встречи в обеих странах. Они должны согласовать позиции сторон на основе существующих предложений". Как передает "АПА", об этом заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Глава МИД подчеркнул, что в позиции новоизбранного руководства Армении появились некоторые новые моменты: "Хотя позиция нового руководства Армении не отличается особенно от прежней позиции Еревана, есть некоторые нюансы. Конечно, мы работаем над Мадридскими предложениями. Однако в этих предложениях есть ряд несогласованных моментов, имеющих принципиальный характер. Есть такие моменты, которые сопредседатели обсудили с Арменией, и мы ожидаем, согласована ли их позиция. На это требуется время". По словам Мамедъярова, Азербайджан хочет скорейшего разрешения конфликта: "Я всегда говорю своему армянскому коллеге: вы не сможете взять эту землю и сбежать, хотите или нет, но вы должны проводить политику соседства, это и в ваших национальных интересах. Хочу верить, что чем быстрее это поймут в Армении, тем скорее будет достигнут мир и стабильность. Этот конфликт ни коем образом не отвечает национальным интересам Армении". Министр также пояснил шаги, которые Азербайджан может предпринять в качестве компромисса: "Компромиссом со стороны Азербайджана является мирное урегулирование конфликта. Во-вторых, мы готовы вести обсуждения по статусу Нагорного Карабаха. Когда вопрос статуса достигнет уровня серьезного диалога, состоятся обсуждения. Однако мы являемся сторонниками определения статуса НК в рамках территориальной целостности Азербайджана. С этой точки зрения мы готовы продолжать переговоры. Мы неоднократно предлагали армянской стороне работать над всеми моделями автономии, существующими в мире. Хотите, возьмем модель Татарстана. Для урегулирования конфликта Армения, в первую очередь, должна вывести войска из Карабаха, вынужденные переселенцы должны вернуться на свои земли, должна установиться стабильность, быть достигнуто экономическое развитие, восстановлены коммуникации. Только после этого может обсуждаться вопрос статуса". Мамедъяров подчеркнул, что переговорный процесс следует продолжать в рамках Минской группы, а проблема должна постоянно находиться в центре внимания международной общественности: "Именно поэтому Азербайджан поднимает и будет поднимать нагорно-карабахский вопрос в ООН, Совете Европы, Организации исламской конференции и других структурах. Мы не можем согласиться с тем, чтобы этот вопрос обсуждался на каких-то тайных переговорах. Международная общественность должна знать об идущих процессах. Если в переговорах будут серьезные подвижки, можно перейти в тот или иной формат". Отметив, что армяне Нагорного Карабаха являются гражданами Азербайджана, министр сказал, что хочет, чтобы оккупированные территории, в том числе НК, тоже получили свою долю от идущего в стране развития: "Живущие там армяне, как граждане Азербайджана, тоже смогут воспользоваться плодами экономического развития страны".

"Для достижения соглашения в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, нужны компромиссы с обеих сторон. Но по самым важным вопросам этот компромисс пока не достигнут. Я должен отметить, что должностные лица Азербайджана делают заявления, противоречащие ходу и смыслу переговоров, и я не знаю, что имел в виду глава МИД Азербайджана, говоря о "нюансах, появившихся у нового руководства Армении". Позиция Армении по Нагорному Карабаху остается неизменной", заявил PanARMENIAN.Net министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян.

Газета "Жаманак-Ереван" пишет, что вопроса "новых нюансов" коснулся и французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье. "В настоящее время главной целью сопредседателей является уточнить и завершить работу по основным принципам, с учетом предложений обеих сторон", сказал Фасье. Согласно газете, Фасье подтвердил, что в переговорах имели место новые моменты, но, в то же время, не сказал, о чем идет речь. Касаясь другого сопредседателя - Мэтью Брайзы - газета пишет, что последний выразил азербайджанским СМИ надежду, что Азербайджан и Армения примут санктпетербуржскую встречу за "отправную точку". По словам Брайзы, в ходе этой встречи был "ряд положительных моментов", основываясь на которых стороны могут двигаться вперед. "Сопредседатели надеятся, что, после встречи в Санкт-Петербурге работу над основополагающим принципами можно будет закончить", сказал Брайза.

ИА "Де-Факто" публикует комментарий министра иностранных дел Нагорного Карабаха Георгия Петросяна к последним заявлениям министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова.

Как Вы прокомментируете заявление министра иностранных дел Азербайджана о "некоторых нюансах" в позиции нового руководства Армении?

Мне не известно о каких-либо изменениях в позиции Армении по азербайджано-карабахскому конфликту. Как уже заявил мой армянский коллега, позиция Армении по Нагорному Карабаху изменений не претерпела. Не претерпела изменений и позиция НКР относительно возможного соглашения. Без согласия народа НКР какой-либо документ по урегулированию конфликта с Азербайджаном не может быть подписан, а тем более реализован.

Министр иностранных дел Азербайджана заявил о том, что мирное урегулирование конфликта уже является компромиссом со стороны Азербайджана. Ваш комментарий.

Позиция азербайджанской стороны о том, что мирное урегулирование конфликта является компромиссом с ее стороны, является плохо скрытым политико-дипломатическим шантажом посредников и Армении. Официальный Баку изначально делал ставку на решение азербайджано-карабахского конфликта посредством силового давления, угроз и шантажа. Подобная политика Азербайджана, имеющая цель навязать свой сценарий урегулирования конфликта, не только угрожает переговорному процессу, но и подрывает региональную безопасность и стабильность.

Азербайджанская сторона вновь подняла вопрос определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, приведя в качестве примера модель Татарстана. Какова Ваша точка зрения по данному вопросу?

Говоря о модели Татарстана, как возможной модели автономии для Нагорного Карабаха, представители Азербайджана не учитывают того факта, что Татарстан является субъектом федеративного государства. Если Азербайджан намерен стать федеративным государством и предоставить национальным меньшинствам - лезгинам, талышам, аварцам, удинам и др. - статус субъекта федерации, то это право народов Азербайджанской Республики. Данная инициатива может лишь приветствоваться, однако мы себя в этом образовании не видим. Мы свой выбор сделали. Наша независимость не может быть предметом торга. (ИА "Де-Факто").

Оценки встречи Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева

Как отмечает электронная ArmeniaNow, практически ни один представитель экспертного сообщества не связывал с первой встречей Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева сколь-нибудь серьезных надежд. Все прекрасно понимали, что "первые встречи", как правило, носят не более, чем ознакомительный характер. В первую очередь, пишет издание, ее добивались сами посредники, которым по их же признанию необходимо было заручиться заявлениями глав Армении и Азербайджана о "безальтернативности мирного способа решения карабахского вопроса за столом переговоров и в рамках Минской группы ОБСЕ".

"Каждая встреча президентов имеет результат, и после каждой встречи есть прогресс. На встрече в Санкт-Петербурге также удалось создать позитивный климат переговоров", заявил французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье, комментируя состоявшуюся в Санкт-Петербурге встречу президентов Армении и Азербайджана. По его словам, именно с этой целью сопредседатели посетят регион: "В ближайшие дни уточнится дата нашего визита в регион. Мы надеемся посетить как Ереван, так и Баку, но не уверены, насколько это получится, все зависит от графиков глав МИД и президентов сторон". Он также отметил, что нужно немного времени, чтобы сопредседатели могли завершить свою работу: "Сейчас нам ясна цель - мы будем устраивать новые встречи министров иностранных дел и президентов Азербайджана и Армении". (PanARMENIAN.Net).

Состоявшаяся недавно в Санкт-Петербурге встреча президентов Армении и Азербайджана была деловой и конструктивной, заявил во время встречи с журналистами глава МИД Армении Эдуард Налбандян. По его словам, в ходе встречи президенты двух стран обсудили и те предложения, которые были представлены сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Мадриде, между тем, в последние месяцы азербайджанцы делали вид, что подобных предложений нет. По словам Налбандяна, обнадеживает то обстоятельство, что после встречи оба президента поручили министрам иностранных дел продолжить переговоры именно на основе этих предложений. Министр иностранных дел сообщил, что в течение последней недели июня сопредседатели посетят регион, чтобы продолжить свои усилия, направленные на сближение позиций двух сторон по карабахской проблеме. "Мы всегда выступали за то, чтобы Карабах полноценно участвовал в переговорах. Но говорить, что НКР не участвует в переговорах, было бы, наверное, неправильно", отметил министр. По его словам, во время визитов в регион сопредседатели постоянно встречались с руководством Нагорного Карабаха, по всей вероятности, и на этот раз подобная встреча состоится. Руководство Армении до и после переговоров с азербайджанской стороной проводит консультации, обсуждает и координирует подходы двух армянских сторон. По словам главы МИД Армении, участие НКР в переговорном процессе зависит не только от Армении, но и от Азербайджана, который пока выступает против этого. "Чем скорее представители Нагорного Карабаха будут участвовать в переговорах в качестве стороны конфликта, тем лучше", - подчеркнул Налбандян. ("Ноян Тапан").

"Азербайджан не собирается сегодня привлекать к переговорному процессу армянскую общину Нагорного Карабаха, так как ведет мирные переговоры с Арменией, которая бесспорно является зачинщиком этого конфликта и оккупантом азербайджанских территорий. Если Армения перед мировой общественностью заявит, что отстраняется от процесса урегулирования и впредь не будет вмешиваться, то этот вопрос может быть рассмотрен в будущем". Об этом, передает Trend News, заявил заведующий отделом внешних связей Исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов, по мнению которого, Армения, выдвигая сегодня определенные вопросы, старается затянуть процесс урегулирования карабахского конфликта. "Азербайджан может пойти на переговоры с армянской общиной Нагорного Карабаха, но только в решении определенных вопросов, касающихся совместного проживания азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха после заключения мирного соглашения, что будет не скоро", - сказал Мамедов.

Состоявшаяся 6 июня в Санкт-Петербурге встреча президентов Армении и Азербайджана не привела к прорыву или серьезным подвижкам в урегулировании Карабахской проблемы. Такое мнение, передает газета "Айоц Ашхар", во время организованного телемоста Москва-Ереван-Баку высказал руководитель отдела межнациональных отношений Института политических и военных исследований РФ политолог Сергей Маркедонов. По его словам, за последний год процесс мирного урегулирования регрессировал. "В 2007 г. перестрелок и столкновений в зоне перемирия было втрое больше, чем в 2006-м. Увеличилось и число жертв. А 4-5 марта этого года было зафиксировано самое крупное военное столкновение за 14 лет с момента установления в мае 1994 г. режима перемирия", сказал он. По словам Маркедонова, передает газета, с весьма серьезными воинственными заявлениями выступает большей частью Азербайджан, считающий себя проигравшей стороной.

Переговоры между Азербайджаном и Арменией носят имитационный характер. Как передает Day.az, об этом, в ходе видеомоста Баку-Ереван-Москва, посвященного итогам переговоров двух президентов заявил председатель Партии Демократических Реформ Асим Моллазаде. "Переговоры по Карабаху носят характер имитации, изменений в переговорном процессе нет. Я настроен пессимистично в оценке ближайших перспектив карабахского урегулирования". По его словам, встреча в Санкт-Петербурге президентов Азербайджана и Армении была ознакомительной. "Но, тем не менее, должен быть использован любой шанс, даже самый минимальный", отметил он. Моллазаде считает, что никакого обоснования военным действиям между Азербайджаном и Арменией нет. "Мы будем продолжать искать пути мирного разрешения ситуации", - отметил он.

Проведенная недавно в Санкт-Петербурге встреча президентов Азербайджана и Армении планировалась давно, и больше представляла ценность для Сержа Саркисяна, заинтересованного в восстановлении международного престижа своей страны после кровавого подавления митингов армянской оппозиции в Ереване. Такое мнение, передает "Ноян Тапан", высказал азербайджанский политолог Фикрет Садыхов в ходе телеомоста Баку-Ереван-Москва. По мнению Садыхова, "было бы наивным ожидать от встречи президентов положительных решений". "Конфликт в Нагорном Карабахе должен быть решен на основе международного права, территориальной целостности Азербайджана, резолюций ООН, ОБСЕ и других международных организаций по Карабаху", продолжил он, отметив, что эти резолюции вписываются в нормы международного права и не противоречат политическому урегулированию конфликта.

По мнению газеты "Айоц Ашхар", санктпетербуржская встреча президентов имела благополучный исход. Иначе, считает газета, и быть не могло по двум основным причинам. "Первая: Серж Саркисян лишь номинально считается новым человеком в Карабахском переговорном процессе, т.к. в качестве министра обороны, а потом и премьера, он глубоко осведомлен о ходе и результатах переговоров. Вторая причина: фактически решение вопроса о возобновлении Карабахского переговорного процесса, а также сохранения или изменения заранее выбранного для этого формата Минской группы ОБСЕ выше возможностей Армении и Азербайджана". Отмечая высокую "степень интернационализированности" Карабахского противостояния, газета утверждает, что вопрос существенных сдвигов в формате его урегулирования решается не только лишь на уровне двух стран. Сколько бы руководство Азербайджана ни пыталось шантажировать на протяжении последних месяцев армянскую сторону и даже международное сообщество, в итоге оно не могло не считаться с понятной для всех данностью, пишет газета и задается вопросом: означает ли это, что Карабахский процесс опять будет пробуксовывать, и сопредседатели, не сумев согласовать противоположные позиции сторон, будут вынуждены лишь заставить их вести переговоры и искать новые возможности компромиссов. "Очевидно, что до конца года так и будет, т.к. в этот период состоятся президентские выборы в Азербайджане, а затем и в США. Однако в этот же период в повестке дня также появится серьезная вероятность пересмотра позиций сверхдержав в отношении таких вопросов международного и регионального значения, каковыми являются проблема размещения новых американских систем ПРО в Европе, судьба проекта "Набукко", политика США в отношении Ирана. И, наконец, в качестве прецедента определенную роль может сыграть разрешение обострившегося в последнее время противостояния Россия-Запад вокруг Абхазской проблемы". Исходя из такой картины, газета утверждает: "Так что весьма сложные и противоречивые международные политические процессы, стартующие после санкт-петербургской встречи Саркисян-Алиев, ставят перспективу решения Карабахской проблемы в выгодном нам ключе в зависимость от состоятельности армянской дипломатии вовремя и правильно реагировать на упомянутые процессы и получить необходимую свободу действий".

К визиту сопредседателей

Как сообщает "А1+", сопредседатели Минской группы ОБСЕ прибудут с визитом в регион с 25 по 27 июня. 25 июня сопредседатели посетят Азербайджан, а через 2 дня прибудут в Ереван. По словам французского сопредседателя Бернара Фасье, после Еревана у них намечается ряд встреч в Москве, за чем последует расширенная встреча Минской группы ОБСЕ, на которой сопредседатели представят итоги своего визита в регион.

Карабахская электронная газета Karabakh-open.com пишет, что за несколько дней до визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ президент Азербайджана Ильхам Алиев обозначил позиции своей страны. Он подчеркнул, сообщает газета, что конфликт может быть урегулирован только на основе принципа территориальной целостности Азербайджана с приданием Нагорному Карабаху статуса высокой автономии. "Это принятая в мире практика, и я рад, что международное сообщество нас поддерживает. Но одних решений мало. Противная сторона должна принять во внимание военные, политические и экономические возможности Азербайджана", сказал Алиев. В то же время, согласно газете, азербайджанская сторона обеспокоена достигнутой между Россией и Арменией договоренностью о передаче последней новых типов военной техники на сумму 500 тысяч долларов, и именно этим было вызвано то, что Алиев назвал карабахский конфликт источником большой опасности. "Мы стараемся решить его мирным путем, но решение должно основываться на справедливости, а не чьих-то безосновательным желаниях, - цитирует Алиева газета. - Если решение не будет основано на международном праве, то в мировом сообществе наступит хаос. В таком случае угрозы напряженности лишь возрастут. Это станет большим препятствием для безопасности всего региона, реализации важных региональных проектов".

Бакинская газета "Зеркало", комментируя недавнюю встречу действующего председателя ОБСЕ, главы МИД Финляндии Александра Стабба на встрече с сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Хельсинки, где он выразил свою поддержку деятельности сопредседателей Минской группы, призвал Армению и Азербайджан "к полноценному использованию возможностей сопредседателей и серьезному рассмотрению предложений по основным принципам разрешения конфликта" и заявил, что альтернативы мирному разрешению конфликта нет, пишет: "Действующий председатель ОБСЕ, заявляя о том, что альтернативы мирному урегулированию нет, имеет в виду только одно: стороны, прежде всего, естественно, азербайджанская, должны отказаться от идеи возобновления боевых действий как от одного из возможных вариантов создания необходимых условий для мирного урегулирования конфликта. Ведь продолжающиеся более 14 лет после установления режима прекращения огня мирные переговоры под эгидой Минской группы ОБСЕ являются ярким доказательством того, что существующий баланс сил, в том числе военно-политический, не способствует их успешному завершению. И все дело в том, что как посредники, так и армянская сторона, выдвигая те или иные предложения по урегулированию конфликта, исходят из существующей "диспозиции", которая сложилась по ходу боевых действий в 1991-1994 годах. То есть азербайджанской стороне предлагается смириться с "существующими реалиями". Одним словом, и международные посредники, и армянская сторона пытаются предопределить условия мирного урегулирования не международно-правовыми рамками, не даже соответствующими резолюциями Совбеза ООН, которые и без того были далеки от совершенства, а этими реалиями. Если сказать проще, Азербайджану предлагается признать капитуляцию, к чему официальный Баку не готов и вряд ли когда-либо согласится. Таким образом, получается патовая ситуация, когда Армения не может отказаться от завоеваний, достигнутых в ходе боевых действий, а Азербайджан не хочет, да и не должен признать собственную капитуляцию с учетом тех ресурсов, которыми располагает. В этих условиях или международные посредники в подходах к урегулированию конфликта должны руководствоваться четкими международно-правовыми рамками, или же мирные переговоры могут быть обречены. Посредники, в лице сопредседателей МГ ОБСЕ, с самого начала отказались от каких-либо международно-правовых рамок в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Как ни странно, сегодня они даже не заинтересованы инсценировать установление подобных рамок, которые облегчили бы их усилия в достижении успеха на мирных переговорах. Наоборот, при разности геополитических интересов в регионе, они единым фронтом выступают против попыток Азербайджана, направленных на установление международно-правовых ориентиров для урегулирования конфликта. Таким образом, нынешняя патовая ситуация никак не способствует установлению мира в регионе. Поэтому, как бы странно это ни звучало, попытка одной из сторон конфликта изменить ныне существующие реалии, может быстрее приблизить установление устойчивого мира и подписание мирного соглашения, чем бесконечные переговоры..."

Обеспечение безопасности народа Нагорного Карабаха является ключевой проблемой в урегулировании конфликта с Азербайджаном. Об этом, передает "Кавказский узел", заявил бывший заместитель министра иностранных дел Карабаха Масис Маилян. "НКР не угрожает безопасному существованию и развитию Азербайджана. Напротив, после правового выхода Нагорного Карабаха из состава Азербайджана и заключения перемирия, последний продемонстрировал бурное экономическое развитие", сказал Маилян. Приводя статистические данные развития Азербайджана, озвученные президентом Ильхамом Алиевым на заседании Кабинета министров весной этого года, Маилян утверждает, что Нагорный Карабах в послевоенных границах 1994 года не препятствует развитию Азербайджана. "Более того, сегодняшние фактические границы между НКР и Азербайджаном, появившиеся вследствие этно-территориального размежевания, являются важным элементом в поддержании стабильности в регионе. Создавшиеся условия, с одной стороны, позволяют странам региона развиваться, а с другой - способствуют обеспечению прав граждан НКР на физическую безопасность и государственную независимость", утверждает политик. Совершенно очевидно, убежден он, что Нагорный Карабах не сможет самостоятельно развиваться и обеспечивать военную, продовольственную, энергетическую и экологическую безопасность в "изначально нелегитимных и анклавных границах бывшей НКАО". "Очевидно и то, что претензии Азербайджана на территории Карабаха являются вопросом политических амбиций, а не жизненно-важным фактором развития этой страны, отметил Масис Маилян. Он отметил, что в течение всего периода пребывания Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР республиканские власти систематически нарушали права карабахских армян, реализуя репрессивную политику, призванную изменить демографическую картину Карабаха. Подавлялось, по его словам, естественное развитие экономики, которая искусственно замыкалась на другие регионы Азербайджана и способствовала притоку в край этнических азербайджанцев. Имели место случаи убийств, исчезновений людей и пыток, произвольных арестов, показательных судов над политическими заключенными, подавления инакомыслия и открытой депортации жителей десятков населенных пунктов. "И если в советские годы Азербайджан проводил "ненасильственную" политику по выдавливанию коренного армянского населения НКАО, после развала СССР и обретения независимости азербайджанское политическое руководство прибегло к насильственным мерам и прямой вооруженной агрессии против Карабаха. Причем уже на первых этапах разворачивающейся борьбы стратегия блокирования всех транспортных путей и создание режима полной блокады недвусмысленно свидетельствовали о том, что политика Азербайджана по отношению к армянскому населению Арцаха претерпела коренное изменение и речь уже идет не об изгнании, а о физическом уничтожении", отметил Масис Маилян. Оценивая нынешний статус-кво, экс-министр заявил, что перемирие между Азербайджаном и Карабахом держится исключительно благодаря сложившейся системе военно-политического баланса сил сторон, "в которой освобожденные в ходе навязанной нам войны территории выполняют стратегическую функцию". "Любой скоропалительный и не гарантированный целым рядом предварительно ратифицированных межгосударственных соглашений отход от сложившихся реалий приведет к немедленному нарушению упомянутого баланса сил и, вне всякого сомнения, спровоцирует возобновление боевых действий с катастрофическими для всего региона последствиями", подчеркнул Маилян. По его мнению, учитывая бурно меняющийся миропорядок, настало время заинтересованным международным организациям найти возможность для подключения Нагорного Карабаха к региональным системам безопасности. "Это было бы целесообразным, поскольку международно-признанное устройство Южного Кавказа, которое состоит исключительно из трех государств, не учитывает все действующие в регионе силы, потому и не может обеспечить полноценную и долгосрочную региональную стабильность", - сказал Маилян.

"Я не вижу альтернативы мирному разрешению нагорно-карабахского конфликта", заявил глава департамента посольства США в Азербайджане по связям с общественностью Джонатан Хеник. По его мнению, Азербайджану невыгодна ситуация статус-кво. "Война стала бы трагедией для сторон, поэтому мы должны работать на пути мирного урегулирования конфликта, и в ближайшее время мы увидим плоды этого труда", - отметил дипломат. Он также заметил, что урегулирование конфликта зависит от уровня доверия между сторонами. "Посредничество заинтересованных в регионе влиятельных стран может оказать помощь в повышении уровня доверия между сторонами. Мне кажется, что ни Азербайджан, ни Армения не сочтут удовлетворительным, что в состав миротворческих сил войдут только турецкие или российские солдаты. Нынешние страны-сопредседатели говорят о возможной мобилизации за стол переговоров международной общественности. Это важно для поисков путей гуманитарной помощи, организации миротворческих сил и тому подобного. Однако, безусловно, самыми влиятельными странами в этом процессе являются сами стороны", - сказал Джонатан Хеник. ("АПА").

В комитете внешних связей Палаты представителей Конгресса США, одной из трех стран-сопредседательниц Минской группы ОБСЕ, прошли слушания, посвященные теме замороженных конфликтов и закрытых границ на Кавказе. Освещая слушания, газета "Азербайджанские известия" отмечает, что особое место на слушаниях было уделено вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и выражает свое крайнее недовольство позицией Соединенных Штатов в этом вопросе. "Уже в который раз за годы сопредседательства США в Минской группе ОБСЕ мы вынуждены признать, что эта великая держава не готова к практическим действиям для наказания страны-агрессора в карабахском конфликте, коей является Армения. Иначе трудно оценить выраженную заместителем госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниелом Фридом позицию американской администрации, согласно которой "США признают территориальную целостность Азербайджана", но в то же время полагают, что "статус Нагорного Карабаха должен быть решен путем переговоров и компромисса". Налицо двусмысленность, позволяющая как угодно трактовать мнение американцев о нынешнем (не говоря уже о будущем) "статусе" Нагорного Карабаха - исторической, неотъемлемой части Азербайджана, оккупированной вкупе с семью окружающими ее районами соседней Армении", пишет бакинское издание. На этом фоне, считает газета, теряет всякий резон обеспокоенность Соединенных Штатов возможностью возобновления войны. "Мы обеспокоены неослабевающей агрессивной риторикой со стороны некоторых азербайджанских официальных лиц", цитирует Фрида "Азербайджанские известия" и заключает: "Видимо он не осознает того, что выражаемая им и его страной позиция лишь уменьшает расстояние между риторикой и подразумеваемым ею реальным делом (при том, что первая далеко не агрессивна по сути, а, наоборот, направлена на практическое пресечение агрессии)".

"Если есть искреннее стремление к решению проблемы, то никакие "прецеденты" не могут быть препятствием на этом пути. Недавно в Азербайджане был проведен опрос общественного мнения, в результате которого выяснилось, что 29% населения высказались за военный путь решения вопроса. Это очень опасная тенденция, которая является результатом милитаристской риторики, постоянно звучащей в Азербайджане", заявил в интервью российской "Независимой газете" глава МИД Армении Эдвард Налбандян. Он заметил, что не думает, что в мире найдется еще одна страна, которая бравировала бы десятикратным увеличением своих военных расходов, а каждый третий хотел бы войны. Война не может быть ответом, война не может быть решением. Переговорному процессу нет альтернативы. Комментируя недавнее заявление спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова в ходе недавнего визита в Баку о том, что "российская сторона располагает возможностями воздействия на переговоры", Налбандян отметил: "Не знаком с этим заявлением, но думаю, что слово "воздействие" нужно понимать в контексте продолжения переговорного процесса, в котором мы высоко оцениваем роль России. Так же как двух других сопредседателей Минской группы - США и Франции, усилия которых направлены не на навязывание решения, а на содействие сторонам в поиске компромиссного выхода". "Я настроен более оптимистично и надеюсь на результативность переговорного процесса. В любом случае нужно приложить максимум усилий, чтобы не допустить возобновления военных действий. Армения придерживается такого подхода, и надеемся, что Азербайджан также осознает необходимость этого", - заявил Эдвард Налбандян. (АрмИнфо).

Степанакерт

Как сообщает Karabakh-Open.com, в Германии, по приглашению Берлинской Европейской академии принять участие в конференции "Роль и значение Нагорного Карабаха в деле развития Южного Кавказа", находилась делегация Нагорного Карабаха, во главе со спикером парламента Ашотом Гуляном. В рамках визита состоялись встречи с представителями общественно-политических и аналитических кругов. По словам Гуляна, "как выяснилось, в Европе нет достаточной информации об НКР и карабахском конфликте". "Карабаху необходимо использовать все возможности для установления связей с европейскими странами и основными игроками в регионе. Спикер парламента подчеркнул, что делегация установила контакты с общественно-политическими кругами Германии, и есть надежда, что связи станут традиционными. "Через несколько месяцев вы убедитесь в совершенной реальности этих отношений", - отметил Гулян. Вместе с тем он отметил, что в различных кругах Германии наблюдается интерес к НКР и карабахскому конфликту. По его словам, в ходе конференции члены делегации попытались представить все аргументы и доводы, о которых карабахская сторона не всегда имеет возможность говорить. В беседе с журналистами был также затронут вопрос о встречах с бизнесменами и предварительных договоренностях. Член делегации, председатель парламентской комиссии по финансово-бюджетным вопроса Беник Бахшиян отметил, что во время одной из встреч обсуждалась возможность создания в НКР предпритяия по сбору и обработке лекарственных трав. По его словам, сейчас уточняются вопросы с соответствующими армянскими фирмами. Другая встреча произошла на одном из германских предприятий по производству электронной техники. В этом направлении тоже будут предприняты шаги.

По сообщению Karabakh-Open.com, 9-12 июня состоялся рабочий визит в Российскую Федерацию спикера карабахского парламента Ашота Гуляна. Целью визита было установление межпарламентских связей. Гулян рассказал журналистам, что первая встреча состоялась в представительстве НКР в Москве, в ходе которой было отмечено, что парламентская делегация из Карабаха давно не бывала в Москве. Были также официальные встречи с депутатами Госдумы, ответственными за работу со странами постсоветского пространства, урегулирование конфликтов, межпарламентские связи, а также с представителями политических сил. "Эти встречи станут серьезной базой для того, чтобы установить постоянные связи между нашими парламентами и их представителями. В ходе встреч были обсуждены нынешнее состояние и перспективы переговорного процесса по урегулированию проблемы, ход демократических реформ в НКР, вопросы гуманитарного и иного характера. Состоялись также встречи с представителями аналитических и экспертных кругов", - отметил Гулян.

Правительство Нагорного Карабаха приняло ряд решений о структурных изменениях в системе государственного управления. Госкомитет водного хозяйства будет реорганизован в управление. Госуправление миграции, беженцев и репатриации решено упразднить и передать его функции министерству социального обеспечения. Принято также решение о создании отдельного управления капитального строительства. Премьер-министр Ара Арутюнян подчеркнул важность создания управления туризма, отметив, что отныне эта сфера является для государства одной из главных. Он высказался за необходимость скорейшего развития туризма и эффективного использования имеющихся возможностей. Говоря о предстоящих преобразованиях, Арутюнян пояснил, что изменения продиктованы распоряжением президента НКР об оптимизации системы государственного управления. Глава правительства сообщил, что до конца текущего года будут проведены новые структурные и кадровые изменения с целью создания гибкой государственной системы управления. ("Де-Факто").

В Нагорном Карабахе активно продолжается процесс приведения действующего законодательства в соответствие с Конституцией НКР. Как отметил в интервью газете "Азат Арцах" председатель Верховного суда Арарат Даниелян, большая часть работы уже позади. Он выразил уверенность, что процесс завершится в установленные Конституцией сроки. Он подчеркнул, что приведение текущего законодательства в соответствие с Конституцией - весьма объемная работа, поскольку до конституционного референдума в республике было принято свыше 600 законов. "Иными словами, необходимо пересмотреть все текущее законодательство - сотни законов и законодательных актов, затрагивающих практически все сферы государственной и общественной жизни. В частности, с этим связана и проводимая ныне судебно-правовая реформа. В Национальном Собрании республики неоднократно созывались рабочие совещания, на которых обсуждались вопросы, связанные с пересмотром действующего законодательства и его совершенствованием", заметил Даниелян. По его словам, приведение законодательства в соответствие с Основным законом даст возможность четко разграничить полномочия ветвей власти, создать условия для законодательного закрепления прав и свобод граждан республики. "Важно помнить, что государственное строительство - это непрерывный процесс, и на каждом его этапе возникает необходимость внесения в законы корректив, продиктованных жизнью", отметил председатель Верховного суда НКР.

В выпускном и едином экзамене по армянскому языку и литературе в Нагорном Карабахе приняли участие 1273 ученика, из коих высшую оценку получили лишь 3. Как сообщает АрмИнфо, такие данные привел министр образования и науки НКР Владик Хачатрян в ходе заседания правительства НКР. По его словам, 77% участников экзамена получили среднюю оценку. Министр считает, что армянский язык в НКР нуждается в серьезной государственной заботе и она должна проявляться в первую очередь в ходе школьного обучения. На данный момент в Нагорном Карабахе проходит единый государственный экзамен по математике. Единый экзамен по русскому языку был проведен 7 июня, а с 4 по 10 июля будет проведен дополнительный госэкзамен. В нем смогут принять участие как не явившиеся по уважительным причинам на экзамен выпускники, так и демобилизованные военнослужащие.

Этим летом в карабахских школах лагеря организованы не будут, зато будет работать степанакертский лагерь "Каркар", где сейчас осуществляются ремонтные работы. Об этом в интервью Karabakh-Open.com сообщил замминистра образования и науки Слава Асрян. Проект по организации летнего отдыха детей уже представлен на рассмотрение правительства, и после утверждения начнется конкретная работа. По словам замминистра, в лагере "Каркар" смогут отдохнуть около 600 детей погибших военнослужащих, из многодетных и нуждающихся семей. Оздоровительные лагеря будут функционировать и в селах Аветараноц, Бадара, Хндзристан Аскеранского района, городе Мартуни и Кармир шука Мартунинского района, Атерк, Арачадзор Мартакертского, Мец Тагер Гадрутского района и городе Шуши. В целом в оздоровительных государственных лагерях смогут отдохнуть до 1300 детей. В различных районах республики откроются также военно-спортивные лагеря, где порядка 1000 десятиклассников соберутся на своеобразные сборы. На средства местной армянской общины в Кисловодске отдохнут 10 детей погибших военнослужащих, еще 20 детей поедут отдыхать в Грецию.