В преддверии неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге 6-7 июня 2008 года председатель правящей партии ПКРМ и президент Молдавии Владимир Воронин 30 мая сего года выплеснул в эфир очередную порцию циничной лжи и демагогии, поставив всё, как обычно, с ног на голову. Но прозвучавшая в телеэфире ложь из уст президента страны г-на Воронина, помимо всего прочего, свидетельствует и о том, что лично Воронин с его ближайшим окружением не заинтересованы в скорейшем разрешении последствий молдавско-приднестровского конфликта. Ни один здравомыслящий человек, желающий сесть за стол переговоров и найти какой-либо компромисс в вопросе реинтеграции страны, не будет перед этим необоснованно обливать грязью своего будущего визави. А г-н Воронин, помимо прочих эпитетов, позволил себе заявить по поводу президента ПМР Игоря Смирнова, что "его руки в крови со времен конфликта на Днестре, и он не может быть миротворцем", что никак не свидетельствует о желании самого Воронина сесть за стол переговоров.

Если уж говорить "о крови на руках", то следует признать, что этой крови у самого президента Молдавии г-на Воронина намного больше, в том числе и гагаузской. Ведь лично Воронин награждал "бравых вояк" и членов террористических групп, бесчинствовавших на территории Гагаузии и Приднестровья в 1990-1992 годах, а также лиц, непосредственно давших приказ о начале "наведения конституционного порядка на территории Гагаузии и Приднестровья". Помимо того, сам г-н Воронин, по справедливому замечанию гагаузского политолога Александра Ангели, несёт персональную ответственность за те события, "как представитель политического класса Молдавии, отказывающегося признать, что это были бесчеловечные акты агрессии со стороны Кишинева... и за создание предпосылок к их возникновению и последующие действия, приведшие к дальнейшему расколу страны". А Игорь Смирнов, в силу возложенных на него народом полномочий, руководил отражением внешней вооружённой агрессии со стороны Молдавии на Приднестровье. Ведь, как известно, не Приднестровье совершило акт вооружённой агрессии на Молдавию, а наоборот, Молдавия развязала братоубийственную гражданскую войну на Днестре. А защищать свой дом и жизнь граждан, свою жизнь и жизнь своих детей,- святая обязанность не только любого государственного деятеля, но и каждого человека.

Иначе, как перекладыванием с больной головы на здоровую не назовёшь высказывания молдавского лидера о том, что "приднестровская сторона не проявляет инициативы и интереса к деятельности совместных рабочих групп Кишинёва и Тирасполя". Я был участником международной конференции в Одессе, под эгидой ОБСЕ и спецпредставителя СЕ по Молдавии в апреле 2008 года, когда принималось решение о создании равноправных рабочих групп, об их статусе и полномочиях. До сих пор, по вине молдавской стороны, которая не желает вести переговоры с представителями Приднестровья на равноправной основе и не хочет согласовывать организационные вопросы, статус представителей рабочих групп со стороны Приднестровья так и остаётся неопределённым. Поэтому следует признать, что именно молдавская сторона не проявляет инициативы и интереса к этому формату работы. Это, помимо прочего неоспоримо свидетельствует и о том, что Молдавия, как и раньше, показывает свою явную недоговороспособность и то, что, на самом деле в нормализации и скорейшем урегулировании молдавско-приднестровских взаимоотношений сама Молдавия абсолютно не заинтересована.

Все многочисленные заявления и телодвижения, как самого Воронина, так и его ближайшего окружения продиктованы и направлены на проведение предвыборной пиар-кампании, чтобы в очередной раз ввести в заблуждение молдавского избирателя и поднять пошатнувшийся рейтинг ПКРМ в глазах населения Молдавии. И заодно, в очередной раз, навесить очередную дозу лапши на уши руководству Российской Федерации. Разве Молдавия рассмотрела вопрос о своём членстве в ГУАМ, о котором говорил Воронин в своих так называемых газетных инициативах и т.д.? Она и не думала ставить этот вопрос на рассмотрение. Принятием временной концепции национальной безопасности, в которой чётко зафиксировано, что в роли основной угрозы Молдавии выступает ПМР, закончилась реализация инициатив Воронина. В политическом бомонде Молдавии не особенно-то и скрывают, что данная концепция принята для усыпления бдительности России и она, после выборов 2009 года, будет снова пересмотрена.

О том, что все предпринимаемые нынешним руководством Молдавии действия являются следствием проводимой предвыборной пиар-кампании, свидетельствуют также и высказывания в прессе советника Воронина по внутренней политике Марка Ткачука, по сути, обвинившего во лжи главу комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексея Островского. При этом следует отметить, что опровержения высказываний молодого российского политика Островского прозвучали, уже после его отъезда в Москву, в румынской газете NewsIn. И, поэтому, со второго июня по настоящее время, никто не опроверг высказывания г-на Ткачука. Между тем, Ткачук утверждает, что его патрон, президент Молдавии Воронин не мог высказать Островскому, переданные им приднестровскому руководству и депутатам Верховного Совета ПМР слова "о готовности Кишинева обсуждать вопрос о федеративных отношениях с Приднестровьем, предоставлении Приднестровью права вето, придании русскому языку особого статуса и отмене молдавского закона 2005 года о статусе Приднестровья" и т.д. На наш взгляд, в этом ничего удивительного нет. Народ Молдавии уже привык к тому, что высказывания, как самого руководства Молдавии, так и её чиновников разных мастей, могут меняться по нескольку раз в день на диаметрально противоположные, в зависимости от коньюктурной ситуации. Вот и по вопросу урегулирования молдавско-приднестровской проблемы у руководства Молдавии есть как минимум два сценария: один - для Запада, другой - для России. Интересно, а какой сценарий урегулирования припасён, так сказать, для внутреннего употребления, неужели снова попытка наведения конституционного порядка образца 1992 года? Такова уж суть Ворониады, безраздельно властвующей и господствующей на многострадальной молдавской земле уже восьмой год. Придёт время и народ даст соответствующую оценку молдавской Ворониаде, приведшей к небывалому обнищанию основной массы населения и позору всего народа Молдавии.

А пока, на наш взгляд, следует отметить тот факт, что официальный Кишинёв никак не может осознать, что в силу сложившихся реалий Приднестровье ничего не должно просить или вымаливать у Молдавии. ПМР - дееспособное государство, пусть пока и непризнанное международным сообществом, но по некоторым признакам, оно более структурировано как государство, чем поспешно признанная международным сообществом Республика Молдова. Поэтому должно быть обоюдное желание двух равноправных субъектов, решать все спорные вопросы только на равноправной основе. Причём, с обязательным учётом мнения народов, их населяющих. Другого не дано. Тезис о том, что принятый в 2005 году парламентом Молдавии закон "Об особом правовом статусе населенных пунктов Левобережья Днестра", в случае объединения Молдавии и Приднестровья в одно государство потеряет смысл, не выдерживает критики по той простой причине, что он априори исключает равноправную основу переговоров и последующего объединения двух де-факто существующих государств в одно. Как ни парадоксально, но даже при большом желании г-на Воронина, данный закон невозможно отменить, так как для этого необходима поддержка 3/5 депутатов парламента РМ, а этого добиться невозможно. Это понимает в Молдавии каждый политик, в том числе и президент страны Воронин. А без этого не могут быть конструктивными и плодотворными переговоры участников конфликта в любом формате, так как остаётся нереализуемым принцип равноправия сторон. На этом круг замыкается. Остаётся только одно - волеизъявление народа, что, в случае с Косово, признали и главные внешнеполитические игроки ЕС и США. Об учёте мнения народа при решении вопросов с существующими де-факто, но непризнанными международным сообществом государствами, говорил и бывший президент России Владимир Путин ещё в 2006 году. Поэтому, на наш взгляд, попытка насильственного заталкивания, кем бы то ни было, Приднестровья в состав унитарной Молдавии, беднейшего государства в Европе, изначально контрпродуктивная мера, которая обречена на провал. Если международное сообщество на самом деле заинтересовано в соблюдении прав народа Приднестровья, то оно должно на практике содействовать созданию условий для улучшения социально-экономического положения Приднестровья и его народа.

И последнее. Ближайшие два-три дня покажут нам: a) сможет ли руководство Молдавии в лице г-на Воронина обвести вокруг пальца нового президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, навесив и ему на уши тонны лапши в вопросе молдавско-приднестровского урегулирования и неиссякаемых верноподданнических чувств у нынешнего руководства Молдавии к России; б) защитит ли свою честь председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский, опровергнув высказывания советника президента Молдавии по внутренней политике Марка Ткачука, опубликованные в румынской газете NewsIn. Или же предпочтет остаться наглым и циничным лжецом в глазах не только народа Приднестровья, но и всего мирового сообщества, каким его выставил Марк Ткачук.

Иван Бургуджи - председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра (г. Комрат).