Обзор прессы Читинской области за 27-31 августа

"Эффект" в номере за 25 августа рассказывает о прениях по закону "Об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины на территории Читинской области". Законопроект в августе внёс на рассмотрение в областную думу губернатор Равиль Гениатулин. Депутаты, собравшись ради закона на внеочередную сессию, признали проект сырым, но поддержали саму его идею и необходимость срочного принятия. "По их мнению, - пишет издание, - он должен содержать чёткое определение самого пункта приёма и отгрузки древесины. Они считают, что к числу индивидуальных предпринимателей, которые имеют право на этот вид деятельности, следует отнести только предпринимателей с образованием юридического лица, поскольку у них другой уровень отчётности, а значит, и уровень ответственности".

Основная проблема, связанная с принятием и введением областного закона в силу, по мнению издания, - федеральное законодательство, которое не даёт региональным властям необходимых полномочий. При этом, по мнению депутатов областной думы, постоянно наблюдается неисполнение федерального законодательства: "Рядом с посёлком Дарасун в Карымском районе расположено несколько воинских частей. По закону, в радиусе трёх километров от них не должно быть никаких объектов или построек. Сегодня же буквально под носом у военных действует лесоприёмный пункт (ЛПП), на котором китайские рабочие постоянно отгружают лес на свою историческую родину".

По мнению депутата Виктора Останина (который до того, как стать депутатом, возглавлял региональное управление ФСБ - ИА REGNUM), из всех действующих на территории области ЛПП почти 70% существуют на китайские деньги: "Наша древесина нужна соседям (Читинская область граничит с двумя северными провинциями Китая - ИА REGNUM) как воздух. Нонсенс, но в степной Маньчжурии (город на границе Забайкальского района Читинской области и китайской провинции Автономный район Внутренняя Монголия - ИА REGNUM) пиломатериал стоит дешевле, чем в таёжном Забайкалье".

"Азия-экспресс" в номере за 30 августа рассказывает об отчётно-выборной конференции Читинской областной организации Союза журналистов России: "В её работе приняли участие 45 делегатов, представляющих 327 членов союза, представители областной администрации, думы, ряда общественных организаций. Специально на конференцию из Москвы прилетела секретарь Союза журналистов России Раиса Жмодик".

Издание отмечает, что многие из выступавших говорили о сложных отношениях между журналистами и властью: "Областная администрация ведёт себя не очень конструктивно по отношению к местной журналисткой организации. Чего стоит только тот факт, что областная организация Союза журналистов была бесцеремонно выселена из офиса в здании ежедневника "Забайкальский рабочий", куда тут же въехали чиновники одного из управления администрации области". Газета приводит высказывания Жмодик на этот счёт: "В других регионах для творческих союзов и общественных объединений строятся новые здания, а у вас существующий Дом печати превратился в административный корпус". "Азия экспресс" напоминает, что, оставшись без помещения, руководство областной организации написало письмо губернатору, а один из читинских журналистов выступил в центральной печати. Никакой реакции, по информации еженедельника, не последовало.

Региональная организация журналистов после выборов своего нового председателя, которым стала директор ГТРК "Чита" Галина Каманина, определила себе цели на период до 2011 года. В их числе поддержка независимости местных СМИ, содействие повышению ответственности редакторов и журналистов, защита профессиональных и трудовых прав журналистов, усиление организационной работы по приёму в союз новых членов.

"Аргументы и факты" в номере за 30 августа рассказывают о том, что за последние годы количество детей школьного возраста в Читинской области сократилось на 23 тысячи человек. Процесс сокращения количества школьников, по информации издания, будет продолжаться до 2015 года: "Демографический спад пришёлся на 1999-2000 годы, когда население, например, областного центра составило всего 309 тыс. человек. А ведь рождённые в эти два года детишки 1 сентября впервые сядут за школьные парты. Точно такое же спад рождаемости был в 2006 году. Так что через семь лет школы вновь не досчитаются первоклашек".

Впрочем, издание не называет ситуацию в регионе критической: "Так, в 2008 году, по предварительным оценкам, число первоклассников должно увеличиться на 500 человек и составит 12 970. В 2011 году 1 сентября наступит уже для 14 тысяч забайкальских ребятишек. А вот с 2012 года нужно вновь готовиться к спаду".

Издание считает, что подрастающее поколение отличается от своих предшественников не только количеством, но и качеством: "За последние годы значительно ухудшилось здоровье детей. Практически у каждого ребёнка в медицинской карте есть отметки о родовых травмах. Немало проблем добавляет и сложная экологическая обстановка в регионе, которая не лучшим образом сказывается на состоянии малышей. Нынешним детям требуется гораздо больше времени на отдых, на восстановление своих сил. Однако многие родители из-за сильной загруженности на работе не в состоянии организовать детям полноценные каникулы хотя бы раз в год. Характерная характеристика первоклассника 2007 года - замкнутость, трудности в общении со сверстниками".

"Ваша реклама" в номере за 31 августа рассказывает о том, как "главная китайская газета" "Жэньмин жибао" поместила недавно сообщение, что провинция Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ) построит на территории Читы парк для китайских предпринимателей: "Оказывается, АРВМ уделяет повышенное внимание сотрудничеству с Россией в строительстве зон экономического и технического освоения. По мнению китайского официоза китайская сторона достигла на этот поприще определённых успехов. За строительство Читинского парка для китайских предпринимателей, говорится в сообщении китайского СМИ, отвечает компания "Ся Ян" из приграничного города Маньчжурия".

Издание напоминает, что в августе 2006 года власти города Маньчжурия действительно распространяли среди китайских инвесторов материалы, касающиеся строительства микрорайона в Чите. Строительством должно было заниматься компания "Ся Ян": "Китайским толстосумам из внутренних провинций КНР для рассмотрения возможности инвестирования сообщались насколько краткие, настолько и впечатляющие сведения о проект: общая строительная площадь 2 квадратных километра, объём инвестиций - $200 млн. Маньчжурские власти при этом подтверждали, что подрядчик, закончив формальности с землеотводом, приступил к проектированию".

Перечень объектов строительства, сообщает "Ваша реклама", включал жильё, ресторанный и развлекательный комплексы, сеть универмагов и таможенный терминал: "Идея заключалась в переносе оптовых и мелкооптовых операций с китайским ширпотребом из Маньчжурию в Читу, чтобы коммерсанты из разных уголков России отбирали товар из хранящихся на таможенном складе грузов по образцам. И, оплатив закупленную партию, тут же получали растаможенный "по белому" китайский ширпотреб".

Журналист издания обратился за комментариями в администрацию Читы: "Информированный источник в мэрии без обиняков опроверг сообщение китайских СМИ, заявив, что "Ся Ян" не вышла за рамки эксплуатации одноименного вещевого рынка в центре Читы. Администрация города при этом из упоминавшихся миллионов, мягко говоря, не получила ни шиша. Получив в своё время землеотвод, китайская компания, на которую в прошлом действительно возлагались определённые надежды, до настоящего времени не только не приступила к строительно-монтажным работам, но и не закончила проектно-изыскательский этап. На сегодня у компании нет документации на планировавшийся ранее жилой комплекс, а по таможенному складу незадачливый инспектор ограничился архитектурно-планировочным обоснованием. При этом источник в городской администрации не стал скрывать, что прошлое восхищение новыми возможностями сотрудничества постепенно сменяется в Чите разочарованием и раздражением - закономерный апофеоз российско-китайской пропагандистской бессмысленности".

"Экстра" в номере за 30 августа рассказывает о том, что за последние годы с карты Читинской области исчезли 29 деревень. Люди, которые в них жили, или умерли, или переехали. Издание приводит слова начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Читинской области, главного архитектора региона Николая Бунтовского: "Это объективный процесс урбанизации территории. Большие населенные пункты, города сегодня развиваются. Человек всегда ищет место, где наиболее обустроена его среда обитания. Однако там, где идет сельскохозяйственное производство и процветание, населенные пункты не исчезают. А там, где нет природных и людских ресурсов, села постепенно умирают".

Бунтовский отмечает, что забайкальские деревни, села и районные центры в основном - монопрофильные: "Одно-единственное предприятие и было тем стержнем, на котором держалось благосостояние поселка. Где-то это была добыча угля, где-то - золота, где-то уклад жизни определяла железнодорожная ветка. Не выдерживало перемен градообразующее предприятие - исчезал поселок. Не стоит напоминать, что даже сегодня на грани выживания балансирует не один поселок, промышленность в котором приказала жить долго и счастливо. Поэтому и знак минус в графе миграция в области осилить пока не удается. По нашим прогнозам этот процесс будет продолжаться еще лет семь, пока мы всё-таки не наладим свою экономическую социальную жизнь".

К исчезновению сел привело и сельское хозяйство, вернее - распад многих колхозов и совхозов, всего каких-то 25 лет назад считавшихся одними из лучших не только в области, но и в регионе. Однако, отмечает Бунтовский, здесь ситуация немного проще: "Некоторые предприимчивые селяне, привыкшие к труду на земле и не испугавшиеся бюрократических препон, организовали фермерские хозяйства. Не обязательно жить в каком-то маленьком населенном пункте и вокруг этого населенного пункта пахать земли и разводить скот. Сегодня транспортная доступность гораздо мобильнее и механизированнее: это автомобили, трактора; фермеры работают в радиусе где-то 100-150 км. Сам фермер живёт в крупном населенном пункте, а фермерское хозяйство у него где-то в радиусе транспортной доступности. Он получает более комфортную среду обитания и занимается делом, производит сельскохозяйственную продукцию".

"Экстра" вспоминает про диверсии, которые в XX веке происходили на Забайкальской железной дороге. Первый подобного рода инцидент, по информации издания, произошёл 20 августа 1970 года на окраине станции Ага Оловяннинского района: "Последствия взрыва были чудовищными. На его месте образовалась воронка длиной 45 метров, шириной - около 26, глубиной - 4,5 метра. Уничтожено более ста метров железнодорожного пути. На расстоянии до километра по степи были разбросаны деформированные металлические части вагонов, рельсы, куски шпал. Погибло 29 военнослужащих 131-го военно-строительного отряда Забайкальского военного округа, казармы которого были расположены неподалеку от места взрыва. Еще 35 человек получили ранения".

Чтобы установить картину происшедшего потребовалось совсем немного времени: "При следовании грузового поезда № 2886 на перегоне Остречная-Ага локомотивная бригада зафиксировала возгорание девятого вагона. Машинист с помощником разъединили головную и хвостовую часть состава. Горевший девятый вагон уже невозможно было отцепить от восьмого. В вагонах №8 и 9 находилось 100,8 тонн гранулита АС-4 - промышленной взрывчатки, применяемой для горнорудной промышленности. Сигнал тревоги услышали в батальоне военных строителей. Из военного городка на выручку бросилось 30 военнослужащих. А через минуту прогремел взрыв. Выжить удалось только одному военному строителю. Специалисты НИИ, разрабатывающего взрывчатку, дружно утверждали, что взрыв гранулита возможен только от детонации. Следователей прокуратуры и управления КГБ дружно убеждали, что под Агой произошла диверсия".

Следствие пришло к выводу, что вагоны загорелись от раскалённого осколка чугунной тормозной системы при торможении с крутого спуска, начинающегося от станции Бурятская.

Следующий взрыв на Забайкальской железной дороге произошёл в июле 1994 года на перегоне Маккавеево-Дарасун: "Перед локомотивом почтово-багажного поезда сработало радиоуправляемое взрывное устройство. С путей электровоз и следующие за ним вагоны не сбросило только по той причине, что рядом с дорогой находилась отвесная скала. Взрывом был сильно поврежден электровоз и несколько десятков метров пути. Машинист и его помощник были контужены взрывом, но не пострадали. Личности подрывников установить так и не удалось".

Последнее ЧП на дороге произошло летом 2005 года: "На территории Могочинского районе неизвестные разобрали часть главного хода Транссиба. Проходящий в это время поезд №7 "Новосибирск-Владивосток" спасло только мастерство машиниста. Он заблаговременно остановил поезд перед отсутствующими рельсами. Никто из пассажиров так ничего и не узнал. "Автора" разобранного пути также установить не удалось".