Вопрос доступного жилья в столичном регионе придется решать за счет строительства в городах-спутниках. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
"На днях первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил о том, что для успешной реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" необходимо наращивать темпы строительства и развивать строительную промышленность", отмечает на этой неделе газета правительства Москвы "Тверская, 13" (номер от 31 октября), цитируя слова вице-премьера: "Есть регионы, где неплохие показатели по объемам строительства и ценам, но мы должны создать условия, чтобы строить больше во всех регионах". "Говоря о пестроте жилищной политики в регионах, федеральные чиновники не могут не признать, что флагманом этого нацпроекта остается Москва", - отмечает газета. "Согласно представленным на недавнем заседании правительства Москвы данным ко второй половине сентября в столице построены и сданы в эксплуатацию жилые дома общей площадью более 3 миллионов квадратных метров. Это почти 65 процентов от годового задания. По данным Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города, в нынешнем году в Москве планируется сдать 5 млн. кв. м жилья. Столько же будет построено в следующем году, и эта планка не будет опускаться. При этом Москва не только планирует не снижать общие темпы строительства жилья, но и намерена наращивать долю социального строительства. Только за девять месяцев в рамках реализации городских социальных программ построены 488 тысяч квадратных метров жилья. До конца года только за счет средств городского бюджета Москва планирует построить жилые дома общей площадью 979 тыс. кв. м. А всего в 2006 г. в столице предстоит сдать в эксплуатацию 1,8 миллиона кв. м социального жилья". Что касается планов на будущий год, то, по данным газеты, "на социальные цели в будущем году будут направлены более 2,2 миллиона квадратных метров жилья. Почти 2 млн. кв. м из них предстоит построить за счет средств городского бюджета". "Тверская, 13" приводит слова заместителя руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Александра Косована: "Объемы строительства социального жилья в Москве постоянно растут. По сравнению с прошлым годом эти объемы выросли на 40 процентов... В 80 процентах субъектов Российской Федерации социальное жилье не строится, а Москва не просто строит такое жилье, но и постоянно увеличивает его объемы". По его словам, к 2010 году в Москве в рамках национального проекта будут сданы в эксплуатацию 11,5 миллиона квадратных метров социального жилья. Также в материале идет речь о ходе программы по сносу пятиэтажек и сотрудничестве столичного стройкомплекса с регионами.
Что же касается жилья коммерческого, то его выбор на столичном рынке сегодня достаточно широк, в связи с чем одним из направлений анализа является структура спрос. По данным "Газеты", "около 48% покупателей столичных новостроек приобретают двухкомнатные квартиры, в то время как доля некогда популярных "однушек" среди покупательских предпочтений на первичном рынке составила всего 23%. Такие данные содержатся в исследовании, проведенном компанией Business Vision" ("Газета", номер от 30 октября). "При этом, - по словам гендиректора Russian Research Group (RRG) Дениса Колокольникова, - ежегодно на первичном рынке жилья совершается около 80 тысяч сделок, тогда как на вторичный приходится порядка 25-30 тысяч". "Если взять все предложения по продаже квартир, то около 45-47% придется на двухкомнатные, около 5% - на многокомнатные, а на "трешки" и "однушки" - порядка 25%", - добавляет эксперт". Также интересно отметить, что "существенно уменьшилась доля инвестиционных квартир: по данным исследования, лишь около 11% опрошенных покупателей квартир в новостройках приобретают недвижимость с этой целью. По данным "СТ Групп Регион", общая доля инвестиционных квартир в Москве, включая первичный и вторичный рынок, составляет около 15-20%. Тогда как совсем недавно, по мнению участников рынка и чиновников, эта доля составляла около 30%".
Известно, что именно большое количество инвестиционных квартир аналитики неоднократно называли одной из причин высоких цен на столичное жилье. Как в этом плане обстоят дела на сегодняшний день? "Итоги октября доказали, что на вторичном рынке жилой недвижимости столицы наступила долгожданная стабилизация цен. Особенно это стало ощутимым в последнюю неделю месяца, когда цены на жилье эконом-класса, по данным irn.ru, возросли всего на 0,3%. Другие аналитики говорят даже о снижении цен, в первую очередь на премиальное и элитное жилье", - сообщает "Бизнес" (№ 207 (591) от 2 ноября). По мнению ряда экспертов рынка, "о стагнации цен можно говорить, касаясь исключительно вторичного рынка, вернее, его экономсегмента, то есть панельных домов и зданий сталинской постройки... В сегменте бизнес-класса наметилось и вовсе снижение цен. Согласно информации RWAY, в октябре зафиксировано снижение средних цен предложения на жилье бизнес-класса на вторичном рынке на 1,2%". Что касается прогнозов, то по мнению экспертов аналитического центра IRN, "в ноябре октябрьские тенденции - спад покупательской активности, существенное снижение темпов прироста всех ценовых показателей и рост объемов предложения - только усилятся. "За ценовой стабилизацией может последовать как стагнация, так и развитие более масштабного кризиса",- не исключают аналитики".
"С наступлением осени рост цен на жилье "заморозился", однако многих волнует вопрос: перерастет ли стабилизация в стагнацию?", - задает вопрос "Независимая газета" (номер от 30 октября), ссылаясь на мнения ряда участников рынка. В частности, "Осеннее торможение, по словам директора отдела жилой элитной недвижимости компании Knight Frank Екатерины Тейн, связано с цикличностью в развитии любого рынка: абсолютного роста быть не может, и после периода стремительного увеличения всегда наступает некоторое затишье. Кроме того, свою роль сыграл и психологический фактор. "Однако экономических предпосылок к снижению темпов роста цен пока еще нет: рынок до сих пор характеризуется серьезным дефицитом предложения", - убеждена Екатерина Тейн. <...> По мнению коммерческого директора холдинга "Капитал Групп" Алексея Белоусова, на сегодняшний день рынок недвижимости регулируется двумя механизмами: чисто экономическим и неэкономическим. Первый связан с реальным ростом себестоимости строительства. Ведь стройматериалы по некоторым позициям с начала года подорожали в разы, постоянно увеличивается стоимость земельных участков, растет себестоимость энергоресурсов. "Исходя из этого прогнозировать понижение цены на недвижимость не приходится. В подобных условиях рост цен будет неуклонно идти вверх", - убежден он". Кроме того, отмечает "НГ", "свое влияние на рынок недвижимости может оказать и вышедшее в июне этого года постановление мэра Москвы с распоряжением резервирования застройщикам 15% от общей площади квартир при реализации инвестконтракта. Предполагается, что данная мера должна обеспечить защиту потребителей, но одним из ее последствий, по мнению экспертов, может стать дальнейшее сокращение объема предложения и рост цен".
Меры по снижения цен на столичную недвижимость обсуждаются в том числе и на федеральном уровне: как пишет "М2 = Квадратный метр" в выпуске № 43 от 23-29 октября, "глава экспертного совета комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья Иван Грачев считает, что столичный стройкомплекс в состоянии в полтора раза увеличить объемы строительства, тем самым снизив стоимость жилья в Москве. "Известно, что, если появляется избыточный спрос, частично связанный с инвестиционной составляющей, надо повышать предложение. Это в принципе реально. Строительный комплекс Москвы позволяет раза в полтора увеличить объемы строительства. Но дальше начинаются некоторые ограничения, связанные с площадками, энергетикой, долгосрочными денежными ресурсами для строителей. Все эти ограничения надо снимать - это все в руках власти, федеральной и региональной. Не все в столице можно сделать, но вместе с Москвой федеральные уровни в состоянии решить все эти проблемы", приводит газета слова Грачева. Также "М2" цитирует главу московского стройкомплекса Владимира Ресина, заявившего, что "проблемы высоких цен в городе реально решить при помощи увеличения объемов строительства, но не в Москве, а в других регионах. Чиновник подчеркнул, что ежегодно столичный стройкомплекс вводит около 5 млн кв. м жилья, и город уже физически не способен "переварить" больших объемов. "Чтобы люди со всей России не стремились именно в Москву, надо возводить в регионах дома не хуже московских, тогда 70% россиян не станут покупать квартиры в столице - они купят их там, где живут".
"В Москве не будет дешевого жилья", такой пессимистичный прогноз содержится в заголовке материала в "Газете" (номер от 3 ноября). "На парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных реализации нацпроекта "Доступное жилье", депутаты и чиновники окончательно постановили: в Москве и крупных мегаполисах жилье никогда не будет доступным. Небогатым гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия, придется думать о переезде в города-спутники. Как прокомментировал председатель комитета Госдумы по промышленности Мартин Шаккум, "хотя объемы строительства в Москве увеличиваются, растут только площади квартир, но не их количество. Да и не потянуть столице колоссальных вложений в инфраструктуру, в первую очередь транспортную. "В московские дороги вкладываются огромные средства, но догнать постоянно растущее количество автомобилей просто нереально, - посетовал депутат. - Есть и другие проблемы: например, не хватает электрических мощностей". <...> Поэтому, считает Мартин Шаккум, решать вопрос доступного жилья в столичном регионе надо за счет массового строительства в городах-сателлитах Москвы". В ходе обсуждения, отмечает "Газета", "замминистра имущественных отношений правительства Московской области Ирина Шестак предложила чаще предоставлять застройщикам земельные участки без аукциона. "Например, если участок требует расселения жителей, прокладки коммуникаций", - предложила она. Кроме того, по мнению замминистра, необходимо увеличить список возможных случаев для изъятия у граждан земельных участков. В частности, чиновница предложила разрешить изымать земли для размещения кладбищ и мусорных свалок".
Тем не менее, и в Москве остаются районы, где строительство ведется достаточно активно; о новостройках Северо-западного административного округа пишет на этой неделе "М2": "Северо-Западный административный округ - самый маленький в столице по площади. При этом на его территории строится наибольшее количество объектов - более 70. <...> Впрочем, нельзя не отметить тот факт, что лидерство СЗАО по количеству строящихся объектов во многом предопределено принадлежностью к этому округу нового жилого района под звучным именем Куркино. Несмотря на ежегодные обещания московских властей закончить возведение последних тысяч квадратных метров в этом году (те же заверения звучали и в прошлом), раньше конца 2007 года строители из этого района вряд ли уйдут. Это означает, что хитрая статистика по-прежнему будет выводить Северо-Запад на первые места по такому показателю, как объемы жилищного строительства", отмечает газета. В числе плюсов СЗАО названа адекватная политика руководства округа, достаточное количество площадок, выигрышные видовые характеристики, а значит - высокая ликвидность квартир. Многие девелоперы отмечают, что "покупатели любят этот район и активно покупают здесь квартиры как на первичном, так и на вторичном рынке". Как прокомментировала маркетолог корпорации "ИНКОМ-Недвижимость"Ирина Егорова: "В настоящее время в СЗАО расположено порядка 25 строительных площадок. Опережают Северо-Запад по количеству новостроек лишь ЦАО и ЗАО (около 40 строительных площадок в каждом). В СЗАО возводят преимущественно монолитные дома по индивидуальным проектам (85%), типовые панельные здания занимают лишь 15%. Основные площадки сосредоточены в районах Митино, Куркино, Тушино, Хорошево-Мневники и Щукино. Средняя цена 1 кв. м в новостройках СЗАО по итогам сентября составила $4 тыс".
Логично, что центр города всегда лидирует по плотности застройки и стоимости квадратного метра; Москва не исключение. "Небывалый рост цен затронул не только жилье эконом-класса, но и самый консервативный сегмент - элитную недвижимость", - констатирует "Независимая газета" (номер от 30 октября). "По данным компании Knight Frank, в первом полугодии цены на элитные новостройки столицы выросли на 37%. Это абсолютный рекорд за всю историю современного рынка элитного жилья. Рост цен эксперты связывают прежде всего с сокращением объемов нового строительства. <...> Чуть меньшие темпы роста цен продемонстрировал вторичный рынок элитной недвижимости Москвы - 27,7% за полгода. Средняя стоимость "квадрата" в первом полугодии, по данным Knight Frank, составила 12 772 долл. <...> Эксперты единодушны: лидером по темпам роста остается Остоженка. Стоимость элитных квартир с отделкой здесь давно превысила цены на элитку в большинстве европейских столиц. В первом полугодии, по данным Knight Frank, средние цены предложения в этом районе достигли почти 22,5 тыс. долл. за метр, а максимальная дошла до 37 тыс. долл.". Кроме того, наблюдается и "совсем новые тенденции - на рынок элитной недвижимости стала проникать ипотека. Традиционно считалось, что ипотека приходит на помощь покупателям массового, недорогого жилья. Однако сегодня не редкость, когда сделки на сумму свыше миллиона долларов совершаются с использованием ипотечного кредита", - добавляет "НГ".
"Известия" в последние дни посвятили два материала программе строительства высоток в столице. "В Москве уже выросло два десятка высоток нового поколения. А лет через 10-15, судя по размаху городской программы "Новое кольцо Москвы" и аппетитам частных инвесторов, - появится еще две сотни. Однако ошибки проектировщиков и инженеров гигантских зданий, да и просто нежелание предугадать сложности земной жизни небоскребов в будущем способны обернуться столь же гигантскими проблемами, предупредили россиян мировые авторитеты вертикального домостроения на международной конференции по высотному строительству", - пишет газета в номере от 27 октября. В материале приводятся мнения зарубежных архитекторов - из тех стран, где в высотном строительстве уже наработан немалый опыт. "Правда, в Москве все по-другому, - резюмировали иностранцы. - Здесь у вас дефицит и офисов, и жилья. А если чего-то не хватает, можно ни о чем не заботиться. Все равно товар купят". "Московским высоткам до сих пор не удавалось доказать миру свой высший класс: до международных рекордов роста они серьезно не дотягивали", констатируют "Известия"; "в ближайшем будущем включиться в мировую гонку по вертикали способен разве что комплекс "Федерация" в "Москва-Сити" (его планируемая высота без шпиля - 354 метра, со шпилем - 432 метра). Через пару лет, после завершения строительства, "Федерация" сможет претендовать на титул самого высокого здания в Европе. Пока ее не обгонит спроектированная Норманом Фостером 600-метровая башня "Россия", которую собирается построить к началу 2011 года в том же "Москва-Сити" Шалва Чигиринский. Возможно, именно "Федерации" и "России" удастся прорваться в самое высшее небоскребное общество, состоящее сегодня по преимуществу из "азиатов", с самым высоким в мире зданием - 509-метровым тайваньским гигантом "Тайбэй-101" - во главе. Если, конечно, нас не обгонят другие. В списке строящихся мировых гигантов, где опять доминирует Азия, за первенство бьются Китай, Южная Корея и Объединенные Арабские Эмираты".
В ближайшее время может существенно преобразиться вид Кутузовского проспекта, и как раз за счет высоток. "На заседании общественного совета при мэре Москвы были подведены итоги конкурса на лучшую идею застройки отрезка этой магистрали - от Третьего транспортного кольца до МКАД. "Дорогу жизни" - единственную относительно свободную трассу, ведущую в центр Москвы, застроят небоскребами. При этом обещают строить их не сплошняком, а "кустами", сохранив максимум зелени и даже яблоневый сад напротив Поклонной горы", сообщают "Известия" в номере от 2 ноября. "Идея превращения Кутузовского и Можайки в частокол небоскребов - возведения высоток через каждые 2-3 километра - была отвергнута с ходу: ее посчитали несовременной. Другой вариант - строительства большого высотного "куста", аналогичного "Москва-Сити", неподалеку от Поклонной горы, - также не получил симпатий совета: для его реализации пришлось бы пожертвовать старым яблоневым садом, который тянется вдоль Кутузовского со стороны Кастанаевской улицы. Победителем был признан проект Международной академии архитектуры (архитекторы П. Андреев, Е. Русаков, А. Мошков), предложивших застраивать трассу относительно деликатно: размещать высотки несколькими небольшими скоплениями, оставляя между ними зелень и общественные пространства. Предполагается создать целую сеть бульваров с выходами к Москве-реке и Сетуни, упорядочить пешеходные дорожки - словом, попытаться сделать эти места более пригодными для обитания. Называется - "гуманизация среды"", -констатирует газета.
По-прежнему одной из центральных тем в СМИ остается дальнейшая судьба разбираемой гостиницы "Россия". "Оценка столичным градоначальником действий ВАСа, отменившего результаты конкурса по подбору инвестора реконструкции гостиницы "Россия", оказалась вполне предсказуемой. Мэр недоволен решением судей и не понял их мотивов... Вместе с тем он фактически признал, что московским властям придется проводить новый конкурс", отмечает "Московский Комсомолец" в номере от 30 октября и продолжает тему в номере от 2 ноября, восстанавливая историю конкурса по реконструкции гостиницы, в результате которого сначала победу одержала СТ "Девелопмент", но теперь, по решению суда, права на реконструкцию переходят к компании "Монаб" - дочернее предприятие "Еврофинанс-Моснарбанка". Зачем понадобилась "Россия" "Еврофинанс-Моснарбанку", задается вопросом "МК", и отмечает, что "одновременно с закрытием предыдущего "весьма выгодного и полностью прозрачного" финансового проекта "Еврофинанс-Моснарбанк" объявил о своем следующем предприятии - создании фонда для инвестиций в недвижимость общим объемом в 1,5 миллиарда долларов. Примерно год назад, осенью 2005 года, "Еврофинанс-Моснарбанк" уже объявлял о намерении инвестировать в объекты коммерческой недвижимости порядка 500 миллионов долларов. А после завершения сделки по "Газпром-медиа" и объявления нового мегапроекта некоторые наблюдатели заметили, что, вероятно, оставшийся миллиард - это доля "Газпромбанка", равная компенсации "Еврофинансу" за медиаактивы. <...> 1,5 миллиарда - это сумма, по выражению одного из девелоперов, "абсолютно космическая, на эти деньги можно инвестировать чуть ли не во все сегменты рынка". И при этом была объявлена только сама сумма инвестиций. Во что именно эти безумные деньги будут вложены - оставалось загадкой. А тут такой великолепный подарок: решение ВАС по "России"". "Чем закончится вся эта история, сейчас не берется прогнозировать никто. На кону такие умопомрачительные деньги, что архитектура будущего проекта, проблема сохранения исторического ландшафта территории, о которых так много говорилось в последние недели, отошли на второй план. И это самое грустное во всей этой истории", - констатирует "МК".
"Мэр Москвы Юрий Лужков не собирается без боя уступать полуразрушенную "Россию" и, похоже, готов мобилизовать юристов для выяснения отношений с Высшим арбитражным судом, неожиданно нарушившим планы освоения одной из самых выгодных строительных площадок центра столицы", - отмечает, в свою очередь, "Время новостей" (номер от 30 октября). "Московский градоначальник, однако, не уточнил, какие конкретно шаги намерены предпринять столичные власти. В мэрии еще не получили мотивировочную часть постановления президиума ВАС. Пока чиновники знают лишь, что поставлено под вопрос право компании "СТ Девелопмент" на реализацию инвестиционного проекта строительства нового комплекса на месте гостиницы "Россия". При этом компания, предложение которой два года назад в мэрии сочли самым выгодным для города, успела вложить в снос старого здания около 40 млн долларов".
"Вечерняя Москва" в номере от 31 октября публикует на ту же тему комментарий члена конкурсной комиссии, председателя комиссии МГД по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова. "Чигиринский стал победителем конкурса, конечно, не только за дешевый бизнес-проект, а за самый удачный и реалистичный. Концепция "Штрабага" выглядела слишком помпезной, а предложения "Монаба" большинству членов комиссии показались не очень-то московскими", считает Москвин-Тарханов. "Мы знаем Чигиринского как опытного строителя, надежного партнера, завоевавшего репутацию в городе. И должен сказать, что он очень умно начал реализовывать новый проект. Договорился с профсоюзом гостиницы о трудоустройстве ее многочисленного персонала. Заранее приобрел в Зарядье недвижимость - решил проблемы с собственниками, чтобы они не устраивали старое московское развлечение - торпедировать любой новый проект. И, наконец, рационально, грамотно и экологически верно решил задачу повторного использования элементов и конструкций "России". Из них будут построены несколько дешевых отелей по периметру МКАД". Что касается прогнозов, то, по словам депутата, "Высший арбитражный суд признал недействительными лишь результаты конкурса, но не сам конкурс, и не отменил нашего права на повторное его проведение. Мы вправе сформировать новую конкурсную комиссию и вновь провести открытый конкурс, на нем рассмотреть не только бизнес-проекты, но и архитектурные проработки. Думаю, у Чигиринского очень сильная позиция и хороший шанс победить вновь".
Москвин-Тарханов упомянул про дальнейшее использование элементов разобранного здания "России", - подробнее на ту же тему пишет "Московский Комсомолец" в номере от 30 октября: "Первоначально из старых панелей отцы города хотели собрать 5-6 отелей класса "две звезды". Однако в ходе разборки выяснилось, что материала хватит только на 4. Площадки для них уже подобраны. Новые гостиницы разместятся на задворках столицы - в Северо-Восточном округе по соседству с МКАД, на востоке - в районе Косино-Ухтомский, на северо-западе - в Митине и на западе - на Боровском шоссе, в пяти минутах езды от Переделкина. <...> Параметры будущих гостиниц пока неизвестны, равно как и стоимость этих проектов. Есть мнение, что сочетание старых панелей с новыми технологиями и стандартами строительства приведет к существенному удорожанию работ и затраты на один объект выльются для инвестора в $3-5 млн. Ранее руководитель Департамента внешнеэкономических связей Иосиф Орджоникидзе говорил, что мотели на внутреннем кольце МКАД нужно строить по западному образцу: общая площадь - 2 тыс. кв.м, 120-140 номеров, стоимость проживания - $30-50 в сутки".
"Столичные власти планируют приспосабливать памятники архитектуры к нуждам города", - сообщают "Новые Известия" в номере от 31 октября. "В последние годы программа восстановления памятников стала одной из приоритетных в градостроительной политике столицы. "3 тысячи зданий взяты под государственную охрану, - заявил "НИ" Валерий Шевчук, глава Москомнаследия. - Еще 1,3 тысячи зданий имеют статус выявленных объектов, по которым была организована историко-культурная экспертиза. И список ежегодно пополняется". В ближайшее время столичные власти планируют создать Единый реестр памятников города... Документ призван упорядочить представления о достопримечательностях столицы и привлечь внимание властей к тем памятникам архитектуры, которые были незаконно забыты". По словам Шевчука, речь идет прежде всего об исторических зданиях, которые долгие годы использовались не по назначению и выпали из поля зрения властей. "Если памятники консервировать, то есть риск, что через какое-то время многие из них превратятся в груду развалин", - подчеркнул чиновник.
К сожалению, зачастую так оно и происходит. "Громкий архитектурный скандал разразился в центре Москвы. На незаконный снос памятника истории - кузницы ХIХ века в Оружейном переулке - обратили внимание правоохранительные органы. Сотрудники Мосгорпрокуратуры устроили проверку строительной фирмы, которая собиралась выстроить на ее месте торговый комплекс. И выяснилось, что при проведении работ есть нарушения", - пишет 1 ноября "МК". "Ни мэрия, ни префектура разрешения на снос дома-кузницы не давали. И не могли дать. Потому что этот памятник - не собственность города - так прокомментировали "МК" ситуацию в префектуре ЦАО". Газета также цитирует слова замруководителя Росохранкультуры Анатолия Вилкова: "Это - незаконный снос памятника! И другой классификации действий нет. Наше ведомство уже собрало комиссию по этой проблеме, и мы вынесли наказание для этого акционерного общества. Максимально возможный штраф с нашей стороны - 30 тысяч рублей. История сноса данного памятника архитектуры не вписывается ни в какие нормы. На руках у гендиректора фирмы оказалось разрешение на проведение административной застройки на месте кузницы от комитетов Думы и даже подпись министра Соколова. Хотя ни у Думы, ни у министра нет подобных полномочий. Они есть только у Росохранкультуры", - подчеркнул Вилков.
Как сообщает газета "Тверская, 13", (номер от 31 октября), "В рамках очередного субботнего объезда городских объектов мэр Москвы Юрий Лужков осмотрел ход работ по завершению строительства лечебно-клинического корпуса больницы имени С.П. Боткина. Проводимые работы и оснащение нового здания современным медицинским оборудованием финансируются из бюджета столицы. Строительство корпуса началось по решению правительства Москвы в мае 2004 года и должно закончиться в декабре нынешнего года. Юрий Лужков обошел всю территорию объекта, на месте изучил результаты и качество проведенных работ, затем провел совещание по оптимизации подготовки лечебно-клинического корпуса к сдаче в эксплуатацию". По словам мэра, "завершающие работы выполняются в срок и с высоким качеством. Москва получает уникальный лечебно-клинический корпус. По своим возможностям он просто потрясает. В этом корпусе 13 лечебных отделений различного профиля, 24 операционных зала, которые оснащены самым современным, порой уникальным медицинским оборудованием. <...> Этот лечебно-клинический корпус - крупнейшее сооружение. Он занимает почти сто тысяч квадратных метров, размещенных в здании с переменной этажностью 3-5-9 этажей. Размещенный здесь стационар рассчитан на 800 коек. Все палаты комфортабельные, снабжены необходимыми медицинскими и бытовыми приспособлениями. Кроме того, здесь разворачивается самый современный клинико-диагностический центр, выполняющий функции поликлиники на 350 посещений в смену. <...> С введением лечебно-клинического корпуса в эксплуатацию больница имени Боткина станет ведущим и одним из самых крупнейших медицинских учреждений не только в России, но и в Европе. А главное, конечно, корпус будет значительным дополнением к лечебному потенциалу Москвы", - уверен мэр.
"Вечерка" в номере от 31 октября сообщает еще об одном проекте строительства больницы, ссылаясь при этом на британскую The Sunday Times. Неудивительно: ведь инициатором строительства выступает чукотско-лондонский олигарх Роман Абрамович. "Комплекс зданий нового лечебного учреждения будет возведен на юго-западе Москвы на участке 3,5 гектара. В клинике будут работать 700 человек, она рассчитана на одновременный прием 400 больных, включая 80 пациентов, помещенных на стационарное лечение. VIP-клиенты медицинского центра смогут разместиться в палатах площадью 67,5 квадратного метра. В каждом из этих номеров будут отдельная ванная комната, спальня, оборудованная плазменной панелью, доступом в Интернет и факсовым аппаратом, что позволит бизнесменам управлять своими делами без отрыва от больничной койки. По словам одного из руководителей проекта, новый госпиталь, строительство которого должно быть завершено до конца 2007 года, будет по комфортности сравним с пятизвездочным отелем. Стоимость проекта оценивается экспертами более чем в 110 миллионов долларов. <...> Судя по некоторым высказываниям Абрамовича, он собирается профинансировать строительство именно такого суперсовременного лечебного учреждения".
Продолжая тему нежилой недвижимости, "Ведомости" в номере от 1 ноября сообщают о проекте строительства на Кожевнической улице. По данным газеты, "Холдинг "Ведис Групп" продал участок земли на Кожевнической улице и проект строительства на этом месте одного из крупнейших в Москве офисно-гостиничных центров. Как стало известно "Ведомостям", покупателем стала инвестиционная группа "Открытие"". "Постановление о застройке площадей Московского фурнитурного завода на улице Кожевнической, 8/4, принадлежащего "Ведис Групп", было подписано в сентябре прошлого года. На этой территории, в районе деловой зоны "Павелецкая", предполагалось строительство офисно-гостиничного комплекса площадью около 110 000 кв. м. По проекту, разработанному мастерской "Сергей Киселев и партнеры", на участке в 2,52 га будут возведены четыре офисных 11-этажных корпуса (по 15 000 кв. м), попарно объединенных одноэтажными блоками, гостиница на 360 мест и подземный паркинг. Производственные здания будут снесены, за исключением одного, представляющего архитектурную ценность", - отмечают "Ведомости". "В случае реализации проект станет одним из крупнейших бизнес-центров в ЦАО".
В связи с подобными крупными проектами неудивительно, что потребность в машиноместах в центре города возрастает с каждым месяцем. "Ни одна новостройка в столице, включая муниципальные, отныне не будет принята к заселению, пока строители не обеспечат жильцов нового дома парковкой. Минимум - одно машиноместо на квартиру", - пишут "Известия" в номере от 31 октября и публикуют интервью с первым заместителем градостроительного департамента Константином Королевским. По словам Королевского, "каждому покупателю нужен свой товар. Например, в Южном Бутове, где намечалась лишь муниципальная застройка, мы заложили самые дешевые гаражи - манежного типа. Но потом в Бутове стали продавать коммерческие квартиры, покупатели пришли к нам и сказали: нам две линии на асфальте в решетчатом гараже и даром не нужны. Мы готовы доплатить, но постройте нам боксы: мы на них замки повесим, будем там колеса хранить или картошку. Ближе к центру психология людей меняется - состоятельные москвичи не хранят в гаражах картошку или стеклоомыватели. Им было бы куда машину поставить, чтобы ее не украли да сверху не капало. То есть инвестору и нанятому им проектировщику надо точно просчитать, где какой гараж будет пользоваться спросом. В центре, где цена за одно машино-место доходит до $100 тысяч, инвестор придумает, как два-три гаража на одну квартиру построить, потому что ему это выгодно". Также чиновник упомянул проект "Народный гараж": по его словам, "за эти годы и цены возросли, и нормативы ужесточились. Сейчас самый дешевый "народный гараж" манежного типа стоит около 115 тысяч рублей. Преимущество его в том, что здесь нет спекуляции, прибыли инвестора минимальны, нет "доли города", а, напротив, льготы от города в части дешевого кредита. То есть дешевле построить просто нельзя". В том же номере "Известий" Анатолий Гусев в материале "Автомобиль - давно не роскошь. Роскошь - парковка в Москве" отмечает, что "сегодня в Москве найти место в современном паркинге дешевле $30 тысяч практически нереально. <...> Будущее, уверены в мэрии - за подземными и высотными гаражами". В материалое сообщается о ряде подобных проектов, которые, впрочем, в основном еще на стадии эксперимента.
"Попытка "подкопаться" под муниципальное жилье - это один из способов выполнить показатели Генплана, согласно которому к 2020 году 70% автомобилистов в Москве должны быть обеспечены парковками. Чтобы ежегодно вводить в строй не менее 115 тыс. машиномест, отцы города готовы сносить старые гаражи и "ракушки", активнее реконструировать промзоны и мобилизовать граждан к участию в программе "Народный гараж". Правда, как выяснилось на заседании правительства, ее суть не понимают не только простые граждане, но и сами чиновники", констатирует "МК" (номер от 1 ноября). Как отмечает газета, "Оказалось, что "народный" - это только название. <...> Граждан близлежащих домов... даже не спрашивают, нужен ли им этот паркинг вообще. Но в горадминистрации уверены: стоянки нужны всем. Количество авто каждый год растет, по официальным данным, на 100 тыс., а по неофициальным - в два раза быстрее. Но программа "Народный гараж", как и другие инициативы чиновников, упирается в цену вопроса. Пока меньше, чем $8 тыс. за машиноместо, снизить стоимость не удается даже на периферии мегаполиса".
"Время новостей", в свою очередь, цитирует главного архитектора Москвы Александра Кузьмина: "Если мы ставим задачу к 2010 году убрать с улиц более 60% автомобилей, - сказал г-н Кузьмин, - то к 2008 году нужно выйти на строительство не менее 170 тыс. машиномест в год". Что потребует, по его словам, на 25% увеличить число домов с подземными гаражами. "Строительство типовых домов в спальных микрорайонах с поддомными гаражами теперь технически возможно, у нас есть соответствующие проекты", - заверил главный архитектор". При этом, отмечает газета, "мэр Москвы одобрил инициативу об обязательном строительстве поддомных паркингов. "При новом строительстве нужно ввести обязательство на создание подземных паркингов, - сказал он. - Если мы не предусмотрим паркинги для москвичей в шаговой доступности, то продолжится война с "ракушками". Также Юрий Лужков напомнил о возможности использования более дешевых стоянок элеваторного типа как еще одной альтернативы "административно-силовым и экономическим методам" борьбы с запрудившими улицы и дворы автомобилями". Мэра цитирует и "Коммерсантъ" в номере от 1 ноября: "Мы отстаем,- сказал он.- Чтобы изменить ситуацию, нам необходимо решить главную проблему - проблему цены". Для этого, по словам мэра, город должен "отказаться от прибыльности" в проекте. "Это не значит, что гаражи должны быть бесплатными, но они должны быть доступными",- пояснил он. Кроме того, власти надеются решить проблему с машиноместами и другими административными методами. В частности, с 1 января 2007 года муниципальных и коммерческих застройщиков обяжут сдавать жилые дома с готовыми парковками. За исполнением этого будет следить управление координации гаражного строительства, созданное вчера в департаменте градостроительной политики".
Между тем, в Москве начинается месячник "Строительство без травматизма", о чем сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 1 ноября. "В Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции столицы сообщили, что основной целью месячника является снижение уровня производственного травматизма, улучшение условий труда. Большое внимание в эти дни будет уделено соблюдению производственной дисциплины на строительных объектах столицы. Штаб по проведению месячника возглавил заместитель руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Александр Максименко. В него также вошли представители Московского горкома профсоюза работников строительной отрасли, объединения административно-технических инспекций города, Мосгосстройнадзора".
Вероника Шарова.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Два человека погибли при столкновении машины с локомотивом на Ставрополье
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Тренер СКА назвал условие возможного допуска РФ на международные турниры
- Путин на вопрос о победе России ответил словами о вере в Бога