Интервью вице-премьера Южной Осетии, главы югоосетинской части Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта Бориса Чочиева ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Г-н Чочиев, широкую огласку получило рассмотрение в Грузии законопроекта о реституции имущества беженцев и вынужденных переселенцев. Какова реакция югоосетинской стороны на данный законопроект?

Грузинская сторона передала нам данный законопроект на последнем заседании СКК во Владикавказе. Верхом цинизма является то, что речь идет о восстановлении имущественных прав пострадавших в результате конфликта в... бывшем Югоосетинском округе. Уже одно то, что для них не существует самого названия Южной Осетии, говорит о многом. Что касается обсуждения данного законопроекта, следует отметить одну весьма существенную деталь: мы не участвуем в обсуждении законопроектов, принимаемых другими государствами, но коль скоро это касается граждан осетинской национальности, нам их судьба далеко не безразлична. Следует также отметить, что эти граждане пострадали не из-за того, что на территории бывшей Югоосетинской Автономной области грузинское руководство устроило геноцид. Эти люди были изгнаны из Кахетии, Гуджарети, то есть из внутренних районов Грузии, и не имели абсолютно никакого отношения к грузино-осетинскому конфликту. Их изгнание является этнической чисткой, элементом фашизма. Была у тогдашнего руководства Грузии вековая мечта - Грузия для грузин.

ИА REGNUM: Известно, что речь о законопроекте шла и на последнем заседании СКК во Владикавказе. Расскажите, чем закончилось обсуждение данного вопроса?

Когда на заседании СКК во Владикавказе глава грузинской делегации г-н Хаиндрава (госминистр Грузии по урегулированию конфликтов - ред.) передал нам данный законопроект, мы подчеркнули, что не обсуждаем законы другого государства. По этому вопросу был записан пункт, согласно которому спецкомитету при СКК по вопросам возвращения, обустройства, интеграции и реинтеграции беженцев поручено рассмотреть указанный проект закона и выработать соответствующую экспертную оценку. В двухнедельный срок мы должны провести заседания данного спецкомитета в г. Цхинвале.

ИА REGNUM: Общеизвестно, что Грузия рассматривает данный законопроект уже очень много лет. Как Вы считаете, почему именно сегодня в Грузии заговорили о его принятии?

Мне не верится в то, что данный закон будет принят. Примечательно, что с 1996 года это уже четвертая попытка его принятия. И вот что самое главное. В данном законопроекте, как я уже подчеркнул, речь идет о пострадавших в результате конфликта в бывшем Югоосетинском округе. А причем тогда осетины, которые жили в Грузии и были изгнаны из нее? Если данный закон будет принят в таком виде, это будет означать то, что узаконят сам факт изгнания этих осетин. Это, в свою очередь, послужит тому, чтобы эти осетины вообще больше никогда не вернулись и никогда не были бы восстановлены в правах на утраченную собственность. По сути дела, это закон по невозвращению и невосстановлению в правах на утраченную собственность, а не наоборот. Что касается самого факта принятия данного закона, то, как известно, это было главным условием, которое поставили Грузии при вступлении в Совет Европы. Сегодня нас хотят втянуть в обсуждение этого закона. Получается так, что раз мы участвуем в обсуждении грузинских законов, то мы являемся частью Грузии. Мы не будем участвовать в обсуждении данного законопроекта, просто другое дело, что затрагиваются интересы осетин, и нам это небезразлично.

ИА REGNUM: Известно, что на прошлой неделе, данный законопроект обсуждался во Владикавказе на конференции, организованной Лондонским институтом стратегических исследований...

Не надо забывать, что при СКК есть спецкомитет по беженцем. Это мы должны пригласить Лондонский институт стратегических исследований и Венецианскую комиссию для обсуждения проблем беженцев, а не наоборот. Проблема беженцев - одно из основных направлений деятельности СКК. К сожалению, приходится констатировать, что последние три года в виду того, что в зоне конфликта наблюдалась эскалация напряженности, мы делали упор на стабилизацию обстановки, и проблема беженцев как бы отошла на второй план. Следует также отметить, что во Владикавказе Управление Верховного Комиссариата ООН по делам беженцам сделало очень серьезное заявление протеста по поводу того, что ни руководство Грузии, ни Венецианская комиссия, ни парламент Грузии не привлекли их к разработке данного законопроекта, а ведь эта организация должна была участвовать или хотя бы сделать заключение.

ИА REGNUM: На последнем заседании СКК достигнута договоренность о создании рабочей группы по выработке согласованной программы по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Скажите, в каком формате и в каких направлениях будет работать данная группа?

Мы поручили, чтобы к следующему заседанию СКК, которое состоится в конце апреля в Цхинвале, был бы определен персональный состав данной группы. В дальнейшем будут разработаны и положения.

ИА REGNUM: Считаете ли Вы, что достижение данной договоренности является прорывом в грузино-осетинских взаимоотношениях?

Наш президент неоднократно заявлял, что никакие односторонние планы по урегулированию конфликта не могут служить основой для процесса урегулирования. Для того, чтобы был результат, необходимо создать совместную рабочую группу и выработать совместную программу действий. Несмотря на то, что в этом отношении была достигнута договоренность с грузинской стороной, тем не менее с декабря прошлого года грузинская сторона три раза отказывалась от создания данной совместной группы. Конечно, нынешняя договоренность имеет принципиально важное значения для продвижения процесса урегулирования.

ИА REGNUM: Грузинская сторона заявляет, что шаги по демилитаризации в зоне конфликта являются односторонними. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Мы неоднократно говорили, что мы за демилитаризацию. Соглашение о проведении демилитаризации записано отдельным пунктом в Сочинском протоколе, подписанным президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты и покойным премьер-министром Грузии Зурабом Жвания. Но то, что мы сегодня видим и наблюдаем со стороны Грузии, нас настораживает. На последнем заседании СКК мы сказали своим грузинским коллегам: подпишите протокол о том, что вы гарантируете перед международным сообществом то, что Грузия не предпримет силовой вариант разрешения грузино-осетинского конфликта. Хаиндрава заявил, что гарантировать это у него нет полномочий. Тем самым подчеркивается, что Грузия за основу урегулирования рассматривает не мирный план. Известно также, что в декабре прошлого года глава миссии ОБСЕ в Грузии Рой Рив выступил с предложением о том, чтобы стороны СКК проинформировали свое руководство о необходимости подписания меморандума или протокола по неприменению силы и обеспечению гарантии безопасности. Мы планировали, что этот вопрос будет предметом обсуждения высших политических руководителей стран-участниц переговорного процесса. То есть, каждая сторона должна была дать гарантии, что не будет применять силу для разрешения спорных вопросов. Сегодня по этому вопросу у нас имеются конкретные предложения, которые мы будем прорабатывать.

ИА REGNUM: Этот год - год президентских выборов в Южной Осетии. Как Вы думаете, возможны ли какие-либо эксцессы?

Я думаю, что ожидать того, что планируется за пределами Южной Осетии, не придется. Да, есть люди, которые возлагают большие надежды на дестабилизацию обстановки, но я вынужден их разочаровать. Ничего такого здесь не будет.