В конце 2005 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II дал благословение на создание при храмах Москвы групп самопомощи для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. О том, как Русская Православная Церковь ищет новые методы помощи страдающим этими недугами людям, корреспонденту ИА REGNUM рассказал руководитель реабилитационных и адаптационных программ Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при московском Даниловом монастыре иеромонах Иона (Займовский).

REGNUM: Отец Иона, вы уже в течение семи лет занимаетесь организацией групп самопомощи для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, и их родственников. Расскажите о вашей сегодняшней деятельности.

У нас, при Свято-Даниловом монастыре действует профилактическая программа помощи алкоголикам, игрокам, наркоманам и их родственникам под названием "Преображение", которая в ближайшее время преобразуется в амбулаторную программу. У нас работают профессионалы - консультанты в области химической зависимости (алкоголизма и наркомании) и психотерапевты. Пока эта программа существует в рамках Патриаршего духовного центра развития детей и молодежи, который возглавляет игумен Иоасаф. По субботам с 14:30 мы приглашаем всех людей, испытывающих проблемы с алкоголем, наркотиками или азартными играми и их родственников.

Конечно, это православная программа, но при этом мы стараемся не вмешиваться в духовно-религиозную свободу человека. Наша принципиальная позиция - не тянуть человека в православие, если он неверующий или принадлежит к другой религии. Мы всегда рады оказать помощь любому человеку, вне зависимости от его вероисповедания.

Запуск амбулаторной программы - только начало. В наших планах - создание реабилитационного центра, стационара для помощи зависимым людям и общины длительного пребывания. Это будет самостоятельная структура при Даниловом монастыре, существующая наряду с Патриаршим молодежным центром. Сейчас рядом с монастырем идет строительство нового здания Патриаршего молодежного центра, где будет свой храм, помещения для кафе и даже бассейн. Там нам будет выделено более просторное помещение.

Надо сказать, что наш Данилов монастырь сотрудничает с такими сообществами как Анонимные алкоголики, Ал-Анон - движение родственников алкоголиков, Анонимные игроки. У нас появилась и группа КОДА (от англ. "co-dependence" - созависимость). Это движение помощи тем, кто страдает от какой-либо зависимости, например, от телесериалов или Интернета.

Эти содружества очень ревностно относятся к своей независимости, поэтому я хочу подчеркнуть, что мы ни в коей мере не претендуем на то, чтобы подчинить себе их структуры. Для церкви этом нет никакой необходимости - поле для работы так огромно, что места там хватает всем.

Конечно, у нас есть своя специфика. Святейший Патриарх дал благословение на организацию центра реабилитации людей, страдающих от алкоголизма и наркомании. Специфика этого центра будет заключаться в том, что в нем будут проходить реабилитацию те, кто профессионально связан с церковью, прежде всего церковно- и священнослужители, студенты духовных школ. В их случае особенно необходима анонимность. Программа реабилитации у нас находится еще в стадии формирования, но я думаю, что мы во многом будем опираться на опыт групп взаимопомощи (или самопомощи, или поддержки. Эти слова в данном случае равнозначны) Анонимных Алкоголиков и соединять его с тем духовным опытом, который имеет православие.

REGNUM: Очень часто можно слышать, что методики, пришедшие к нам с Запада, не годятся для нашего православного народа...

Да, к сожалению, среди священников есть очень горячие противники методики Двенадцати шагов, которая является духовным стержнем, содержанием организации Анонимных Алкоголиков. Я очень огорчен этим. По-моему, отвергать опыт, накопленный этим движением, значит, в сущности, обрекать многих людей на смерть, потому что мы не можем предложить этим несчастным, погибающим от пьянства, какого-либо более действенного средства. Церковные общины не располагают такими универсальными, предельно терпимыми к людям методами, пригодными практически для любого человека, ищущего исцеления от болезни.

Анонимные Алкоголики используют методику Двенадцати шагов, их основным инструментом являются группы взаимопомощи, в которых собираются люди, страдающие зависимостью, и их родственники. В основном эти собрания строго закрытые, на них могут присутствовать только люди с проблемой, чтобы сохранить конфиденциальность. Но бывают и открытые собрания - специально для того, чтобы общество не думало, что это какие-то непонятные сектообразные организации.

Стоит прийти на такое открытое собрание, чтобы увидеть лица этих людей. Там собираются очень разные люди, и видно, как некоторые из них горячо и глубоко любят Бога и любят церковь, которая, к сожалению, не всегда к ним благосклонна.

Эти структуры, на мой взгляд, достаточно безобидны, хотя они не позволяют, чтобы в их деятельность вмешивался кто-либо, будь то церковь, медицина или политические структуры, и сами занимают принципиальную позицию не смешиваться ни с какими идеологиями, не иметь лидеров, иначе это сообщество, построенное на демократических принципах, где все равны перед проблемой, просто погибнет.

К сожалению, в отношении Анонимных Алкоголиков бытует много страхов. Это движение пришло из Америки, оно имеет формы, выработанные там и нетрадиционные для православной среды - например, во время молитвы люди держатся за руки и т.п. И тем не менее, Святейший Патриарх, давая интервью для моей книги "Сладкий плод горького древа", специально коснувшись этого, сказал, что традиции внешнего порядка не должны нас смущать.

Чтобы понять, что двенадцатишаговая методика не несет никакой духовной угрозы, очень важно знать, что Анонимные Алкоголики вышли из христианской церкви, из протестантских Оксфордских групп. По сути дела, Двенадцать шагов основаны на евангельских принципах, связаны с Нагорной проповедью Иисуса Христа.

Вначале это было христианское общество, исходившее из того, что Христос давал трезвость, а затем по мере того, как к нему начали присоединяться неверующие люди, оно стало трансформироваться. Ради того, чтобы спасти и этих людей, Анонимные алкоголики заменили понятие Христа понятием "Бог, насколько каждый его понимает" и даже "Высшая сила". Это и есть основной момент, который смущает многих православных, в том числе священников.

Но этого не надо бояться. Митрополит Антоний Сурожский по этому поводу говорил, что на первом этапе для людей, до этого незнакомых ни с церковью, ни с религией вообще, это может быть полезно как путь, ведущий их к Богу. О том же говорит и Святейший Патриарх.

Методика Двенадцати шагов дает очень большой процент истрезвления, но этого мало. В книге "Анонимные алкоголики", по которой это содружество получило свое название, говорится, что не пить - это только начало выздоровления. В этой книге неверующим рекомендуется найти себе религиозную систему, а тем, кто и до этого принадлежал к какой-то религии, - укрепляться в ней духовно, идти вглубь - к Богу.

Из тех людей, которые ходят в группу "Преображение" при Даниловом монастыре, очень многие стали верующими православными. Часть из них приходят ко мне на исповедь, часть - к другим батюшкам. Это факт. Женщины из группы родственников Ал-Анон тянутся к церкви очень активно, и из Анонимных игроков некоторые тоже просили моей помощи как священника.

REGNUM: Но ведь методика, о которой вы говорите, отнюдь не единственная. Есть священники, отрицающие ее и работающие по-своему.

Да, есть отец Анатолий Берестов - доктор медицинских наук, профессор, он возглавляет Душепопечительский центр св. праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье в Москве, работающий преимущественно с наркоманами; есть отец Алексей Бабурин - профессиональный врач-нарколог, настоятель храма Николая Угодника в селе Ромашкове в Подмосковье, который тоже много лет занимается помощью алкоголикам и наркоманам. А я не являюсь ни биологом, ни врачом, и тем не менее успехи у нашей группы хорошие.

Я глубоко убеждён, что мы, священники, помогающие несчастным наркоманам и алкоголикам, не должны критиковать друг друга, а наоборот, объединять наши усилия. Кому-то подойдут Анонимные Алкоголики, кому-то православный семейный клуб, а другому - чисто церковный метод: молебны и акафисты. Как сказано в Послании к Галатам апостола Павла: "Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов".

REGNUM: С тех пор как принята Социальная концепция Русской Православной Церкви, социальное служение церкви развивается достаточно интенсивно, однако в основном в традиционных направлениях - помощи сиротам, престарелым, больным и т.п. Такие специфические формы социальной поддержки как помощь алкоголикам или наркоманам развиты значительно меньше. С чем это связано?

Прежде всего, с тем, что такие люди - очень тяжелый контингент. Священнику невероятно сложно работать с ними. Начав общаться с алкоголиками или наркоманами, он оказывается втянутым в круг созависимости так же, как это происходит с их близкими. Но священник может принять участие в участи этих страдальцев, если он, например, предоставит один раз в неделю помещение для группы взаимопомощи алкоголиков (АА) или же их родственников (Ал-Анон). И сам он не втягивается в круг созависимости, и может заниматься другими видами социального служения. Поэтому я и считаю, что этот путь наиболее прост и эффективен.

Одна из обязательных составляющих программы Анонимных Алкоголиков - духовный рост, и очень естественно, если двенадцатишаговые группы просят у церкви помещение для своих занятий. Это полезно для алкоголиков, среди которых много людей эмоционально расшатанных, психически нездоровых, глубоко несчастных, которым важно прийти в храм, приложиться к иконам, почувствовать, что здесь действует Бог. Полезно это общение и для нашей церкви. Я считаю, что каждый священник может предложить помещение для собраний группы взаимопомощи - это может быть трапезная или комната в воскресной школе.

У нас есть священники, которые создают при храмах небольшие общины длительного проживания преимущественно для наркоманов, но для этого помимо особой предрасположенности и душевной склонности надо иметь еще и территорию. В таких общинах трудотерапия сочетается с молитвенной жизнью, с различными видами ресоциализации человека. Кстати, впервые эту методику тоже разработали американцы. Первые общества трезвости возникли в США в 1794 году.

Существование таких общин, однако, не отменяет необходимость двенадцатишаговых групп. Эти группы очень важны в том числе и для тех больных, которые выходят из общин или закрытых реабилитационных центров и нуждаются в помощи, чтобы поддерживать свою трезвость. Связь между группами самопомощи и профессиональными центрами существует, хотя это и различные структуры. Например, мы активно сотрудничаем с реабилитационным центром "Дом надежды на горе" под Петербургом. Это российско-американский безмедикаментозный стационар, работающий по методике Двенадцати шагов. Он никак не позиционирует свою религиозную принадлежность, хотя этот центр опекает Фёдоров государев собор в городе Пушкин, там есть православная часовня, и часть сотрудников являются православными христианами. Создавая свой реабилитационный центр, мы будем во многом ориентироваться на их опыт. Так вот, на столе директора этого центра я видел письмо от их бывшего пациента, который захотел в своем поселке открыть группу Анонимных Алкоголиков и просил помощи и рекомендаций.

REGNUM: В России до революции был свой опыт борьбы с алкоголизмом - братства трезвости, которые в начале XX века получили широкое распространение. Они тоже создавались при храмах и работали под руководством священников. В чем их отличие от современных методик реабилитации?

Это была чисто церковная система - служились молебны, священники произносили духовно-нравственные назидания, члены этих братств давали зароки не пить на определенное время - до десяти лет, но при этом там отсутствовал такой важный компонент как анонимность, конфеденциальность. Однако Всемирная Организация Здравоохранения классифицирует алкоголизм как тяжёлое, прогрессирующее, хроническое, наследственное заболевание. Таким образом, больной алкоголизмом даёт чуть ли не клятвенное обещание, что он не будет пить, т.е. болеть в течении определенного срока: года или, скажем, трёх лет. Подумайте сами, разумно ли это?

Я знаю примеры, когда благодаря группам Анонимных алкоголиков обрели трезвость некоторые священники и монахи - люди глубоко верующие, церковные, которые умирали от алкоголизма и нигде не могли получить помощи, хотя искренне каялись, прибегали и к молитвам, и к таинствам, совершали паломничества, обращались к духовникам... А придя в такую группу, они паче чаяния получили трезвость. Мало того, они углубили свои отношения с Богом и Церковью.

REGNUM: Врачи говорят, что медики - самые сложные пациенты. Видимо, это правило относится и с духовной сфере?

Да, и то, что священники получают истрезвление таким путем, само по себе говорит об эффективности методики Двенадцати шагов. Конечно, группы могут собираться не только при храмах, а и в медицинских учреждениях или просто на квартирах, но очень важно, чтобы Церковь сотрудничала с Анонимным алкоголиками. Неслучайно святейший Патриарх в интервью, о котором я упоминал, говорит, что "если церковь не будет сотрудничать с Анонимными Алкоголиками, Анонимными Наркоманами и другими подобными обществами, ими займутся секты".

Опыт у Православной Церкви в этом отношении есть. Архиепископ Алексий Орехово-Зуевский, наместник Новоспасского монастыря, который уже 15 лет предоставляет помещения Анонимным Алкоголикам и Анонимным Наркоманам, говорит, что эти группы - подарок измученным людям от Бога. Лет 12-13 работает с такими группами и отец Александр Борисов - настоятель московского храма святых Космы и Дамиана в Шубине. Совсем недавно настоятель храма Покрова Божией Матери в Красном Селе обратился с просьбой организовать у себя группу Анонимных Алкоголиков, и она уже начала успешно действовать. В Подмосковье также есть группы, но их не так много. К сожалению, за пределами больших городов групп поддержки крайне мало.

Важно, что среди священников, создающих у себя такие группы есть люди, настроенные более или менее традиционалистски, но вне зависимости от этого они приемлют опыт Анонимных Алкоголиков.

Я хотел бы, чтобы все наши священники одобряли эти сообщества, чтобы высшее священноначалие сказало: "Да, мы видим хорошие плоды и мы готовы сотрудничать и помогать", как сказал отец наместник нашего монастыря. Добиться этого нелегко, но Бог помогает очевидным образом. На деньги, добровольно собранные теми из Анонимных Алкоголиков, кто считает себя православными, наш монастырь заказал тому же иконописцу, который писал икону Божией Матери "Неупиваемая чаша" для Серпуховского Высоцкого монастыря, ее точную копию. Эта икона была по благословению Святейшего Патриарха освящена в Серпухове епископом Александром Дмитровским, принесена к нам и торжественно встречена всем монастырем во главе с отцом Наместником. Сейчас она находится в часовне святого князя Даниила, что близ метро Тульская, и каждую среду в 17 часов перед ней служится молебен. Наш монастырь заказал четыреста репродукций с этой иконы, и на епархиальном собрании в декабре прошлого года Святейший Патриарх благословил раздать их всем храмам Москвы с письменным благословением на создание групп самопомощи при храмах Москвы. Прежде всего речь идет о группах Анонимных Алкоголиков и их родственников.

Сейчас мы готовим рассылку сопроводительного письма, в котором будет разъяснена суть этих программ, и я не без страха думаю об этом, потому что нет стольких желающих выздоравливать, сколько может появиться настоятелей храмов, которые захотят включиться в это замечательное начинание. Сейчас в Москве, которая по масштабу фактически является государством, всего 30 групп Анонимных алкоголиков, численностью в среднем около 25 человек; у нас, например, по выходным иногда собирается до 70 человек. А в Нью-Йорке, по официальной статистике, 1400 групп Анонимных Алкоголиков. К несчастью, Россия пока еще хочет пить и умирать от этого...

REGNUM: Возможно, дело в том, что в России еще мало знают о существовании такого пути истрезвления?

Да, знают мало, но интерес очень большой. Десять лет назад на Радио России была передача о программе Двенадцати шагов, и в ее адрес поступал просто шквал писем и звонков. В свое время в Америке СМИ очень много сделали для пропаганды Анонимных алкоголиков, а мы сейчас собираемся снять 12-серийный фильм о программе Двенадцати шагов. Кстати, я думаю, читателям будет небезынтересно знать, что при Патриаршем молодёжном центре Данилова монастыря начала работу православная амбулаторная благотворительная программа помощи зависимым людям. Мы принимаем всех, независимо от их религиозных убеждений. Наш контактный телефон 8-926-210-17-98. Он работает в среду, четверг и пятницу с 15 до 18 часов.

REGNUM: Отец Иона, что бы вы сказали тем из наших читателей, кто, возможно, нуждается в исцелении от химической зависимости?

Бог бывает гораздо снисходительнее к человеку, чем мы, Его служители, Он умеет говорить с людьми на их языке, когда Его язык для них слишком труден. "Бог уважает человека, Бог оставляет свободным человека, который порой отказывается от Него. Но Бог ждет этого человека и продолжает его любить. Мы, священники, должны показать, как Бог любит человека. Мы должны показать это алкоголику", - сказал Алексий, епископ Орехово-Зуевский. И я хочу сказать этим людям: Церковь и А-группы ждут вас. Пусть приходят нуждающиеся, смотрят на тех, кто встал на путь исцеления, пусть увидят и обретут надежду.