Интервью управляющего по правам человека при президенте Южной Осетии Давида Санакоева

Справка: Давид Санакоев - выпускник экономического факультета югоосетинского государственного университета. Активный участник неправительственного сектора Южной Осетии. С начала этого года назначен президентом Южной Осетии управляющим по правам человека.

ИА REGNUM: Г-н Санакоев, структура, которую Вы возглавляете, является кардинально новой для Южной Осетии. Скажите, трудно отстаивать права человека в условиях непризанности?

Ситуация специфична, более того скажу весьма не простая. Да, безусловно, фактор непризнанности накладывает свой отпечаток. Но я считаю, что создание подобного института как раз и является шагом по направлению к развитию гражданского общества и построению демократии в Южной Осетии. Сегодня нашим людям важно осознать, что у них есть права, что есть люди, которые призваны эти права защитить.

ИА REGNUM: А как Вы оцениваете уровень осведомленности южных осетин о своих правах?

Как правило, низкий. Люди, с которыми мне приходилось общаться, зачастую не знают даже о своих гражданских правах. Это неудивительно, в условиях непризнанности, неурегулированности конфликта. Мы стараемся исправить положение. Совместно с НПО, особенно, теми кто работает в области прав человека, проводим различные тренинги, семинары. Так, совсем скоро планируем провести тренинги по правам человека в тюрьме и т.д.

ИА REGNUM: Раз уж затронута тема неправительственного сектора, позвольте задать такой вопрос. Известно, что в нескольких республиках постсоветского пространства, финансируя неправительственный сектор, западным организациям удалось совершить цветные революции. Как Вы считаете, такое возможно в Южной Осетии?

Я думаю, нет. Такие попытки уже предпринимались в Южной Осетии и неоднократно, но все они провалились. И это, кстати, известно, организаторам революций.

ИА REGNUM: Так что, можно с уверенностью сказать, что взоры третьего сектора в Южной Осетии обращены в сторону России?

Да, конечно, учитывая политическую ситуацию, складывающуюся в последнее время между Южной Осетией и Грузией, вектор всей республики нацелен на Россию. Не является исключением и неправительственный сектор. С удовольствием отмечаю активизацию российских фондов, которая проявляется в сотрудничестве с осетинскими НПО, уверен, что уже в ближайшее время рос сийские фонды с успехом будут работать на территории нашей республики. Однако, нельзя не отметить и роль миссии ОБСЕ в финансировании ряда нужных и чрезвычайно полезных для Южной Осетии проектов.

ИА REGNUM: С какими международными организациями Вы находитесь в наиболее тесном взаимодействии и по каким вопросам?

Самый важный вопрос - это судьбы задержанных граждан Южной Осетии, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах Грузии. По этому и другим вопросам я нахожусь в тесном контакте с миссией ОБСЕ, Красным крестом. Обращался я и в международную амнистию, к докладчику ООН по вопросам пыток, но пока ответной реакции не поступило.

ИА REGNUM: Вы уже подчеркивали, что югоосетинских правозащитников грузинская сторона не пускает к задержанным, мотивируя что это может помешать ходу расследования. То есть Вы обладаете только той информацией, которую вам предоставляют международные организации?

Да, есть еще НПО и частные контакты, и все.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что Южная Осетия - демократическое государство?

Безусловно, у нас есть возможности доказать мировому сообществу, что мы демократическое государство, в котором соблюдаются права человека, и что такое государство достойно быть признанным, и это не смотря на то, что есть люди, которые довольно-таки пессимистично смотрят на судьбу нашей республики.