Украинские СМИ продолжают тему партийного строительства - наследство мартовских партсъездов. Речь, главным образом, о перспективах предвыборных коалиций: пропрезидентской, с одной стороны, и оппозиционной - с другой. Украинские журналисты постепенно осваиваются с очередной непроизносимой аббревиатурой НСНУ ("Народный Союз "Наша Украина"" - так называется новая партия власти), причем по мнению обозревателя "Профиля", уже в названии заложена мина замедленного действия: "У нас есть уже как минимум три "народные" партии - Костенко, Литвина и теперь - Ющенко. Если в отношении последних двух есть надежда, что они сольются в экстазе на выборах, то Украинская народная партия не собирается этого делать. Стало быть, у неё другой "народ"".

Что до надежд на слияние "народных" партий Литвина и Ющенко, так тот же "Профиль" полагает, что у Литвина нет выбора: "Ему... в ультимативном порядке предложили либо войти на условиях организаторов в провластный блок, либо забыть о претензиях на политическое будущее. Для пущей доходчивости, видимо, аккурат перед съездом был уволен днепропетровский губернатор Сергей Касьянов - креатура Владимира Михайловича". "Олигарх" и вовсе заявляет, что Литвин - единственный потенциальный союзник Виктора Ющенко: "...Только спикер Литвин со своей не менее народной, чем сам "народный союз", партией, выразил готовность идти на выборы в едином блоке с партией "народного президента". БЮТ уклонился молча и начал собирать под свои знамёна вчерашних "контрреволюционеров", жертвуя даже такими потомственными диссидентами, как Степан Хмара. Обиженный (оставленный без должностей) Ю.Костенко, выделился в самостоятельную фракцию от Верховной Рады до местных органов власти".

Владимир Малинкович на "Форуме" не исключает, что Тимошенко и Ющенко к выборам 2006-го придут разными списками, вчерашним соратникам придется выбирать, и неудобоваримая аббревиатура прекратит свое существование: "Что касается НСНУ, то это весьма странная партия. Эта партия пока объединяет людей вокруг одной политической фигуры, у них нет специальной программы. Там собрались совершено разные люди, с разными позициями, сейчас они объедены вокруг Ющенко пониманием потребности идти единым блоком. Вот когда начнется работа над программой, когда начнется формирование списков, хотя бы предварительных, тогда возникнет масса проблем. Потому что это только по названию партия, но, по сути, по-прежнему блок. В него многие стремятся только по карьерным соображениям, как в партию власти. Совсем скоро в этой политической среде возникнут проблемы и не столько с партией Костенко, сколько с партией Тимошенко. Исполнительная власть сейчас в ее руках, поэтому рейтинг Тимошенко растет, а рейтинг партии "НУ" вряд станет больше, потому что зенит ее славы уже позади. И вопрос уже в том - как они будут идти на выборы: в едином строю, или несколькими колонами? Если пойдут двумя колонами не исключено, что Костенко присоединится к Тимошенко. Сегодня фигуры Тимошенко и Ющенко по своему перспективному рейтингу сближаются, с той разницей, что у Юли он растет, а у Ющенко - падает.

"Главред" комментирует самостоятельные шаги партии Костенко в контексте дискуссии о "внутренней оппозиции" или "внутренней фронде". Здешние эксперты не видят для "отколовшихся" "нардемов" иной перспективы, кроме как в конечном счете "пойти под более сильного сюзерена", каковым может оказаться равно Ющенко или Тимошенко: "Именно определенная обида политиков старой национал-демократической формации и будет приводить время от времени к таким фрондистским актам, который позволила себе ныне УНП. Но создание собственного списка (пусть даже совместно с Народным Рухом и УРП "Собор") может привести к катастрофическому поражению на парламентских выборах политиков, которые там сплотились (так в свое время не прошел в парламент правый "национальный фронт"), и Костенко как тертый политик не может этого не понимать. Итак, скорее всего, таким способом УНП старается выбить себе лучшие места в общем блоке с более мощным сюзереном. Кто окажется этим сюзереном - Ющенко или Тимошенко - еще прогнозировать рано. Так как довольно реалистично выглядит, что "Народный Союз "Наша Украина" и Блок Юлии Тимошенко пойдут на выборы разными списками и будут конкурировать между собой. УНП Костенко может найти приют как в одном блоке, так и в другом".

Между тем, спикеры Литвина, по мнению авторов "Олигарха" стремятся привлечь на свою сторону лидеры "внутренней оппозиции" (те же БЮТ и СПУ Александра Мороза): "С одной стороны в нём заинтересованы Ющенко и союзники. Если им удастся поставить "парламентское" болото под свой контроль, то они получат необходимые для спокойной подготовки к парламентским выборам 226 голосов и могут торговаться за большее (Кабмин зависит от парламента в части оформления его законодательных инициатив и, особенно, в вопросе корректировки бюджета). С другой стороны, СПУ+БЮТ, заполучив Литвина, получают "золотую акцию": под их контролем окажется треть парламента и от их доброй воли будет, не в последнюю очередь, зависеть не только расклад и подсчёт голосов на грядущих парламентских выборах, но и конкретная конфигурация нового созыва ВР (который будет формировать полномочное правительство при формальном президенте). Похоже, что оба лагеря решили использовать для привлечения Литвина в свой лагерь один и тот же аргумент - плёнки Мельниченко".

Шантаж как тактика и стратегия в работе с парламентом и его спикером стал до такой степени очевидной и банальной вещью, что в ходе внесения изменений в Государственный бюджет и проведения этих изменений через парламент Литвин вынужден был призвать премьер-министра "не шантажировать вчерашних коллег, а вести с ними переговоры". "Трибуна" назвала статью об отношениях Юлии Тимошенко с Верховной Радой "Женщина с метлой": "Тимошенко хорошо понимает тонкую депутатскую душу - народному избраннику надо создать такие условия, когда он уверен, что хуже уже быть просто не может, а потом предоставить маленькую отдушину, в которую ему невыносимо захочется проскочить, затаиться и тихо радоваться чудесному спасению. Поэтому в Прощенное воскресенье премьер словно безжалостная Немезида стала угрожать народным избранникам римейком "оранжевой революции", приход которого неотвратим как победа коммунизма во всем мире".

"ProUa" назвала соответствующий комментарий "Майданная риторика Тимошенко": прежде чем доложить депутатам о предлагаемых изменениях в бюджет, премьер-министр дала понять, что обсуждения не будет: "Никаких торгов вестись не будет", - говорит Юлия Тимошенко и добавляет: "когда будет трудно, правительство будет обращаться к майдану". Показательно, что еще до того, как представить проект государственного бюджета в стенах Верховной Рады, г-жа Тимошенко апеллирует к эфемерному Майдану, - недоумевает автор "ProUa". - Ведь обязательную процедуру обсуждения законопроектов в парламенте еще никто не отменял, и именно народным депутатам решать, поддерживать или отклонять правительственные инициативы".

Виктор Небоженко на сайте "Главреда" заявляет, что подобное поведение Тимошенко лишь подтверждает, что "мы находимся в логике революции - если мы победили на президентских выборах, при этом у нас нет оппозиции, то это автоматически делает лояльной Верховную Раду к новой власти. Поэтому если ВР почему-то не разделяет энергичных телодвижений Кабмина во все стороны одновременно, то это беда украинского парламента, которую надо лечить сильными революционным средствами". В то же время перспективы системной оппозиции здесь характеризуют довольно скептически: "Мощной оппозиции до 2006 года не будет. Разве что если новая власть сама не переругается.... Янукович и Медведчук только раскачиваются. Их может подтолкнуть только экспроприация олигархических пакетов собственности. И если у Медведчука есть четкое представление дальнейшего политического поведения - концепция на инвентаризацию любых больших и маленьких ошибок власти, а потом вываливание на стол общественного мнения, то с Януковичем другая ситуация. Он еще никак не может отойти от роли кандидата в президенты. Чтобы быть парламентской оппозицией, где 450 человек, надо обладать незаурядной харизмой, обаянием, красноречием. Это для него сложно. Хотя внутри Партии Регионов вполне может появиться несколько новых моделей, а-ля Шуфрич, которых власти не удастся также нейтрализовать как Шуфрича закарпатскими делами. Коммунисты будут находиться в жесткой оппозиции, но по экономическим вопросам будут голосовать так, как считают нужным. Мороз скоро почувствует скуку и захочет немножко растревожить новый политический класс какими-то оригинальными ходами, которые в одинаковой степени затронут больно и старых и новых представителей власти".

Авторы "Зеркала недели" точно также полагают, что над созданием настоящей оппозиции пришлось потрудится соратникам Виктора Ющенко. По крайней мере, "Партию регионов", пишет "ЗН", фактически "вытолкнули" в оппозицию: "Нежелание Ющенко брать к себе людей из старой власти - вот что сохранило партию Януковича. Сотни членов Партии регионов в последние два месяца потеряли работу. В большинстве случаев от них не требовали выхода из партии. Их сразу увольняли. Естественной реакцией людей, оставшихся без портфелей и перспектив их быстро вернуть, стало стремление ощущать чувство локтя таких же потерпевших. И по возможности сопротивляться. Как сказал один из членов политсовета: "Чем остаться одному, лучше быть вместе и поддерживать друг друга".

Между тем, "Версии" комментируют создание - фактически с подачи тех же "нашеукраинцев во власти" - партии Евгения Кушнарева, по сути "политического клона" "регионалов": "На днях Минюст Украины официально зарегистрировал Партию "Новая демократия" (ПНД), которую возглавляет харьковский экс-губернатор Евгений Кушнарев. ПНД - это новая партия по времени возникновения. Однако по предназначению она стара. Как всякий политический клон, который хочет ради получения мандатов опять поспекулировать на теме украинско-российских "неразрывных братских связей" и на теме всевозможного сближения в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). И в этом ПНД очень близка к партии регионов (ПР) - основному ударному отряду новой оппозиции, ведомой экс-премьером и экс-кандидатом в президенты Виктором Януковичем. Да и лидеры этих образований близки духовно и политически. Вместе они шли в борьбу за главное кресло страны. Вместе пытались деморализовать соперников возбуждением регионального сепаратизма, который, по их, видимо, замыслу, должен был противостоять "галицкому агрессивному экспансионизму". Их обоих новые власти пытались (и, скорее всего, еще будут пытаться) заставить ответить за сепаратистский "базар" согласно украинскому законодательству. И, похоже, ничто так не сближает, как предчувствие тюремной баланды на двоих. А власти продолжают нагнетать разоблачительные страсти и пугать потенциальных сидельцев...".

Если стратегия "партии власти" более или менее очевидна, стратегии оппозиционных партий могут разниться. Как будет вести себя новообразованная партия Кушнарева, пока можно лишь прогнозировать (вот "Версии" полагают, что "спекулировать" на пророссийских настроениях восточного электората), бизнесмены-регионалы предпочитают действовать через парламент, а СДПУ(о) заимствует тактику у вчерашних противников и выходит на улицу:

"ПР Януковича готовит общественную дискуссию о месте и роли новой оппозиции в новом обществе и лоббирует принятие в ВР закона об оппозиции. А СДПУ(о) оттачивает приемы уличных протестов. Благо дело - повод подвернулся весомый: при попустительстве властей разгорелся скандал вокруг ареста акций футбольного клуба "Динамо" (Киев), которым владеют видные деятели эсдэков - братья Суркисы, Григорий и Игорь, и за которым маячит тень самого Медведчука. СДПУ(о) сразу же обвинила в нападках власть и немедленно подвязала под это дело президента Ющенко своими обращениями к нему за посредничеством и заступничеством. И Ющенко оказался, как минимум, в неловкой ситуации: откажет он в помощи, рассчитывая на ослабление соперников и заклятых оппонентов, - предстанет в глазах многочисленных динамовских болельщиков разрушителем "национального достояния" и "славы украинского футбола". Окажет помощь - поможет сохранить влияние Суркисов и, следовательно, СДПУ(о). А мобилизовать болельщиков на протесты при должной подготовке - раз плюнуть: это такая публика, что ей все равно что громить - синагогу (как это уже было в Киеве) или штаб провластной партии...".