Однажды москвичке Елене Я. в соцсети написала девушка, разыскивавшая однофамилицу Елены. Помочь она не смогла, потому что ничего о пропавшей не знала. Вскоре раздался звонок. Оказалось, с женского аккаунта ей писал коллектор, а позвонил он, чтобы сказать: «Грубишь, ставлю тебя на дозвон».

Иван Шилов ИА Регнум

Никакой грубости от Елены не было, но ей пришлось пережить настоящее психологическое насилие. За несколько часов девушка получила десятки сообщений и звонков от микрофинансовых организаций и магазинов, в которых зарегистрировали её номер. Ей якобы одобрили кредит, просили подтвердить регистрацию на сайтах, присылали коды для входа в личные кабинеты.

«Телефон буквально нельзя было взять в руки, не говоря уже о том, чтобы использовать его для работы, — рассказала Елена ИА Регнум. — Единственное, что помогло, — перевод в режим полёта. Потом я его просто выключила. Когда включила, получила еще несколько сообщений, но информации о том, что кто-то звонил, не было. Похоже, при выключенном телефоне звонки и СМС просто не доходят».

«Ставить на дозвон» — это способ мести, популярный у обиженных бывших, спамеров и коллекторов. Чтобы свести жертву с ума, достаточно заказать «услугу» через чат-бот в телеграм-каналах или на различных сайтах, которые легко найти в интернете.

При этом продвинутые мстители устанавливают специальные программы на свой телефон и лично прописывают необходимый код.

Сеанс мести может начаться сразу, как только клиент указывает номер телефона жертвы и платит нужную сумму. Либо же можно выбрать время начала спам-атаки. Работает бот по прейскуранту: от часа до бесконечности — на сколько у заказчика хватит денег.

Бот добавляет указанный номер в базы данных, регистрирует его в онлайн-магазинах и конторах, выдающих микрозаймы.

Что говорит закон

В случае с Еленой коллекторы нарушили Федеральный закон 230-ФЗ, регулирующий работу по взысканию просроченной задолженности с физических лиц.

Согласно документу коллекторы могут звонить непосредственному должнику не чаще раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Также они имеют право общаться с родственниками, друзьями, соседями и другими людьми из окружения должника, но только при их согласии. При этом коллекторы могут звонить только на номер телефона, указанный в договоре заёмщика и кредитора.

Елена согласия на использование своих данных не давала. Более того, она не имеет отношения к человеку, которого разыскивали коллекторы. Возможно, это кто-то из родственников бывшего мужа, с которым она не поддерживает отношений, но все ещё носит его фамилию.

Но даже это допущение не даёт взыскателям задолженностей права писать или звонить ей, а тем более издеваться и мстить.

Кроме того, коллектор был обязан представиться: назвать полное имя, название организации, рассказать, на основании какого договора действует, сообщить о факте просроченной задолженности. Если бы девушка знала эти данные, могла бы обратиться с иском в суд: за нарушение 230-ФЗ кредитор и лицо, действующее в его интересах, обязано возместить убытки и компенсировать моральный вред, причинённые их неправомерными действиями должнику и другим людям.

Как защититься самому

Однако даже знание закона и своих прав не всегда могут защитить от спамеров и коллекторов. Если ваши контакты попали в подобные базы, придётся решать проблему самому.

Просто сменить номер телефона — не подходящий вариант, поскольку обычно к номеру привязаны личные кабинеты, приложения, подписки и многое другое.

Свой рецепт предлагают мобильные операторы и IT-компании — сервисы антиспама, определяющие подозрительные номера и не пропускающие звонки от них. Также можно использовать виртуальных помощников, в режиме автоответчика общающихся со звонящими и фильтрующих нежелательных собеседников. Существуют и специальные приложения для смартфонов, борющиеся со спамом и назойливыми звонками.

В то же время можно попробовать обойтись и без подключения новых сервисов, а использовать настройки в смартфонах. В iPhone пользователям доступна функция «Фильтрация по отправителю». При её включении все сообщения с неизвестных номеров будут отображаться в отдельной закладке «Неизвестные отправители» в разделе «Фильтры». На смартфоне с Android аналогичная функция называется «Включить защиту от спама».

Также помогают фильтры, отсекающие ненужные звонки. В iPhone это «Заглушение неизвестных», на Android — «Блокировка неизвестных/скрытых номеров». Но нужно учитывать, что при их включении вам смогут дозвониться только люди из вашего списка контактов, для остальных у вас всегда будет «занято».