К главе российского правительства Михаилу Мишустину и главному военному прокурору Валерию Петрову обратились с предложением остановить банкротства ряда предприятий военно-промышленного комплекса, «учитывая сложившуюся ситуацию при проведении специальной военной операции, существующий дефицит военной техники». Автор инициативы — лидер СРЗП депутат Госдумы Сергей Миронов предложил также провести аудит состояния организаций и оценить возможность продолжения их работы. ИА REGNUM взяло на себя смелость выполнить небольшой аудит предприятий, перечисленных автором обращения. В итоге оказалось, что десять юрлиц из 15 названных признаны банкротами ещё в 2018—2019 годах. Сейчас там идёт конкурсное производство, а значит, и распродажа имущества, чтобы рассчитаться по долгам. И почти у всех названных предприятий проблемы начались не в 2022 году, а шесть, а то и более лет назад, то есть вмешиваться в ситуацию нужно было «ещё вчера». Подробности — в материале ИА REGNUM.

Лазарь Лисицкий. Все для фронта! Все для победы! 1942
Лазарь Лисицкий. Все для фронта! Все для победы! 1942

Миронов назвал 15 предприятий, из которых 12 уже признаны банкротами и перешли под конкурсное производство, в отношении одного в марте 2022 года ввели наблюдение — первый этап в процедуре несостоятельности (но уже есть ходатайство о банкротстве), а одно самостоятельно перешло в стадию ликвидации в июле 2022 года. Ещё один завод, названный депутатом, ни в стадии ликвидации, ни фигурантом банкротного дела пока не числится.

Читайте также: Мишустина просят остановить банкротства военно-промышленных предприятий

Справка: конкурсное производство завершает банкротство юрлица и запускается, когда на протяжении предыдущих этапов должник не смог погасить долги. То есть фактически это признание организации банкротом и распродажа его активов на торгах для расчётов с кредиторами.

«Мотовилихинские заводы»

В списке депутата оказалось ПАО «Мотовилихинские заводы», которое объединяет предприятия с полным циклом создания ракетных систем залпового огня. Например, именно на мощностях ПАО выпускают боевые машины из состава реактивных систем залпового огня «Торнадо-Г» и «Торнадо-С». В октябре 2022 года сообщалось, что на предприятии ввели трехсменный график работы для наращивания объёмов производства, которые стали самыми высокими за последние десять лет.

В группу организаций ПАО «Мотовилихинские заводы» на конец 2021 года входили ЗАО «Импульс-М», ООО «Металлургический завод «Камасталь» (в стадии ликвидации, признано банкротом в 2018 году), ООО «Мотовилиха — гражданское машиностроение», ООО «Механик», ЗАО «Специальное конструкторское бюро», ЗАО «Торговый дом «Мотовилихинские заводы» (в стадии ликвидации, банкрот с 2019 года), ООО «Тепло-М», ООО «Третий Спецмаш» (производитель оружия, прекратил деятельность 29 сентября 2022 года после процедуры банкротства), ООО «Торговая компания «Мотовилихинские заводы». В 2021 году из группы «Мотовилихинские заводы» выбыли ЗАО «Агротехмашстройсервис» (после продажи акций на торгах в рамках банкротного дела), ООО «УДС «Молот-Прикамье» (обанкрочено, прекратило деятельность юрлица) и АО «Электрик» (юрлицо ликвидировано).

Справка: «Мотовилихинские заводы» основаны в 1736 году. Они прописаны в Перми и в действующем виде зарегистрированы в ЕГРЮЛ в 1992 году. В январе 2022 года сообщалось, что военный дивизион «Мотовилихинских заводов» — ЗАО «Специальное конструкторское бюро», находящееся под управлением холдинга «Технодинамика», — в ходе выполнения гособоронзаказа отправил в Минобороны РФ партию боевых машин реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град» в современной модификации.

На второе полугодие 2021 года 39,99% акций ПАО принадлежало госкорпорации «Ростех» (с 2016 года в числе акционеров). В отчёте ПАО за 2021 год в числе акционеров также фигурируют ООО «Тэра» — 15%, АО «Научно-производственное объединение «СПЛАВ» имени А. Н. Ганичева — 10% (входит в контур управления холдинга «Технодинамика» госкорпорации «Ростех»), ООО «Метатрон» — 10%, Руслан Валитов — 10% и иностранная компания Paslentia Investments Limited — 5,24%.

Решением арбитража Пермского края 2 апреля 2018 года ПАО «Мотовилихинские заводы» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

По итогам 2021 года выручка ПАО от реализации продукции, работ и услуг составила 330,657 млн рублей при показателе 2020 года — 368,632 млн рублей. При этом за 2021 год был получен чистый убыток на 1,07 млрд рублей, а в 2020 году — на 1,8 млрд рублей.

Среднесписочная численность персонала ПАО на 2022 год — около 80 человек.

В отчётности за 2021 год относительно ПАО «Мотовилихинские заводы» уточнено, что выручка от продаж уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 37 975 тыс. рублей, или на 10,3% в результате прекращения продаж продукции и товаров военного назначения и снижения суммы арендной платы.

«Анализ коэффициентов платежеспособности и финансовой устойчивости за отчетный период показывает, что ПАО «Мотовилихинские заводы» неплатежеспособно, основная деятельность убыточна, структура баланса неудовлетворительна», — резюмируется в отчёте за 2021 год.

Если верить отчету, то в 2021 году сделок по отчуждению имущества банкрота не проводилось, чего не скажешь о 2022 годе. Например, с торгов в октябре 2022 года было продано некоторое оборудование и участок земли. А в сентябре 2022 года с молотка были проданы небольшие пакеты акций ЗАО «ПКНМ-Краснокамск», НАО «Специальное машиностроение и металлургия» и ВЗАО «Техмашэкспорт». И это не полный список проведённых в 2022 году торгов по распродаже активов ПАО.

A.Savin, WikiCommons
Удаленный вид Мотовилихинских заводов в Перми

По данным компании, ориентировочные сроки завершения конкурсного производства, включая проведение торгов, составят не менее 1,5−2 лет. Процедуру конкурсного производства планируется завершить не ранее 2023 года.

В то же время в 2021 году гражданский дивизион «Мотовилихинских заводов» (ООО «Мотовилиха — гражданское машиностроение») получил выручку в размере 8,1 млрд рублей (6,2 млрд рублей в 2020 году) и чистую прибыль — более 428 млн рублей (против 57 млн рублей годом ранее).

Кто ещё попал в список?

В письмо к Мишустину и Петрову попала не только «Мотовилиха», но и ещё 14 компаний. Кратко остановимся на каждой из них.

АО «50-й Автомобильный ремонтный завод» прописано в Ростове-на-Дону и зарегистрировано в ЕГРЮЛ с июля 2009 года, занималось ремонтом военной техники. С 27 июля 2022 года числится в стадии ликвидации. Последним раскрытым акционером (на июнь 2015 года) числилось ОАО «Спецремонт». «Спецремонт» некогда был головной компанией Минобороны по ремонту автобронетехники, но в 2020 году юрлицо признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Таким образом, в список депутата Миронова можно включить ещё и «Спецремонт».

По итогам 2021 года АО «50-й Автомобильный ремонтный завод» получен чистый убыток в размере 4,6 млн рублей при прибыли 2020 года — 12,8 млн рублей.

Следующий актив — это АО «261-й Ремонтный завод» или «261-й ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего», который базируется в Новгородской области. Он учрежден в 2009 году, а последним раскрытым акционером был всё тот же АО «Спецремонт». В декабре 2020 года во время визита главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова новгородский губернатор Андрей Никитин поблагодарил гостя за внимание и адресную поддержку загрузки мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса, назвав в числе таковых и АО «261 Ремонтный завод». Но, судя по всему, этого оказалось мало, так как с марта 2022 года этот завод числится под наблюдением — первым этапом банкротной процедуры. Финансовые итоги завода раскрывались в последний раз в 2016 году, когда чистый убыток составлял почти 14 млн рублей. В 2022 году, судя по данным базы арбитража, предприятие завалили финансовыми исками кредиторы. 3 октября 2022 года в банкротное дело поступило ходатайство временного управляющего «о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства». Оно пока не рассмотрено.

Алексей Колчин ИА REGNUM
Бронеавтомобиль Тигр

В 2022 году, а именно в январе, в число банкротов попал и другой фигурант списка — АО «172-й Центральный автомобильный ремонтный завод», которое было учреждено в 2009 году и также входило в дивизион «Спецремонта». Прописан завод в Воронежской области и финансовые итоги в последний раз раскрывал в 2018 году, тогда чистый убыток превысил 134 млн рублей. На дату проведения первого собрания кредиторов долги завода по реестру превышали 318 млн рублей, но 75,7% долга приходилось на аффилированное с ним АО «Спецремонт». Заседание о продлении или завершении конкурсного производства в отношении должника назначено на 9 января 2023 года.

В августе 2021 года также было обанкрочено и другое юрлицо из «Спецремонта» — ярославское АО «81 Центральная инженерная база», учрежденное в 2009 году. Последний раз отчётность база раскрывала в 2016 году, демонстрируя чистый убыток в размере 42 млн рублей. При этом убыток фиксировался в течение трёх лет подряд. В мае 2022 года на предприятии объявили крупные торги, но позднее их отменили — «в связи с принятым собранием кредиторов от 02.06.2022 г. решением (обладающих 89,2% голосов) об отмене проводимых торгов». И снова в числе крупных кредиторов мы видим «Спецремонт», по одному из заявлений запросивший 320,5 млн рублей.

«81 Центральная инженерная база» выступала исполнителем как минимум 16 госконтрактов, в том числе на выполнение работ по стендовым испытаниям 16 отремонтированных бортовых коробок передач на БАТ-2 (бульдозер на артиллерийском тягаче — 2 модель).

Василий Иванов ИА REGNUM
БАТ-2

Что стоит отметить? Большинство фигурантов депутатского списка — это бывший дивизион «Спецремонта». В их числе — ростовское АО «258 Ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего», признанное банкротом в апреле 2018 года, АО «5-й Центральный автомобильный ремонтный завод» из Екатеринбурга (некогда ремонтировало агрегаты бронетранспортеров), обанкроченное в августе 2018 года и три последних года подряд указывающее чистые убытки, а также новосибирское АО «15-й Центральный автомобильный ремонтный завод» (банкрот с января 2019 года, до этого — один из крупнейших авторемонтных заводов РФ), чьё имущество в апреле 2022 года ушло с молотка за 212 млн рублей.

Справка: покупателем стало ООО «УК «114 ремонтный завод», созданное в Новосибирске в 2015 году. Владельцы с июня 2022 года — Александр Де (совладелец компании «Камчаттралфлот») и Владимир Злобин (экс-владелец ООО «Белспиртпром»). В комментариях СМИ после сделки сообщалось, что у покупателя идут переговоры с потенциальными заказчиками по профильной загрузке завода.

В том же списке дивизиона «Спецремонта» числились и саратовское АО «9-й Центральный автомобильный ремонтный завод» (существовало со времен Великой Отечественной войны, специализировалось на ремонте гусеничных механизмов автомобилей, различных видов тягачей, банкрот с июня 2019 года). По имеющимся данным, хозяйственной деятельности завод не ведёт. Активы завода выставили на торги единым имущественным комплексом. Торги пройдут 24 октября 2022 года.

Был в дивизионе «Спецремонта» и АО «487-й Центральный авторемонтный завод» из Башкирии, ставший банкротом в декабре 2018 года. Его чистый убыток за 2021 год — 51,8 млн рублей, а собственный капитал, по данным базы «Контур. Фокус», имеет отрицательное значение (-406 млн рублей). В 2022 году шла активная распродажа имущества завода.

Не повезло и московскому ОАО «1 Проектно-фортификационное бюро» (банкрот с ноября 2019 года, входил в дивизион «Спецремонта»). В сентябре 2022 года конкурсный управляющий обнародовал положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества. Так что, и тут впереди — распродажа.

В 2018—2019 годах были также обанкрочены активы Минобороны и «Спецремонта» — брянское АО «85-й Ремонтный завод» (чистый убыток 2021 года — 1,4 млрд рублей), АО «88-й Центральный автомобильный ремонтный завод» из Забайкалья (чистый убыток 2021 года — 433,4 млн рублей), а также ярославское АО «751 Ремонтный завод» (чистый убыток 2021 года — 10,6 млн рублей).

Справка: читателям ИА REGNUM «85-й Ремонтный завод» из Брянской области известен по скандалу, связанному с возвращением в конкурсную массу объектов исторического наследия страны, в том числе стоящего в городском сквере Брянска танка Т-34.

(сс) Юрий Попов
Танк Т-34−85 в Брянске

Читайте также: Судьбу экспозиции 75-летия Победы пересмотрели: наследие вернут банкроту?

Единственный в списке, вызвавший вопросы, — это самарское АО «Жигулевский радиозавод». Его парламентарий назвал как находящегося на грани ликвидации. Между тем в ЕГРЮЛ в стадии ликвидации данное юрлицо не числится, банкротных исков к нему нет, а по итогам 2021 года им получена чистая прибыль в размере 5,6 млн рублей при выручке, выросшей на 13%, до 123,4 млн рублей. Также в базе арбитража к предприятию нет каких-либо крупных исков, а в другой базе — исполнительных производств на крупные суммы. На 2020 год радиозавод числился в составе дивизиона госкорпорации «Ростех» (через АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

Не хочется заканчивать анализ на печальной ноте, потому напомним о том, что в сентябре 2022 года вышло распоряжение премьер-министра России Михаила Мишустина о создании для нужд Минобороны РФ двух автобронетанковых заводов, в их числе — «71 автобронетанковый ремонтный завод» в подмосковном Раменском, и «72 автобронетанковый ремонтный завод», получивший земельный и материальный фонд в Каменске-Шахтинском в Ростовской области. На организационные процедуры отведено четыре месяца.