Пономаренко и дворец в Геленджике «всплыли»… в суде Европы
Ещё один российский олигарх пытается через европейский суд добиться исключения своего имени из списка санкций, введенных Евросоюзом. Уроженец Крыма Александр Пономаренко, который в рейтинге Forbes за 2022 год был на 47-м месте по размеру состояния, обратился с иском ещё в мае 2022 года, некоторые детали его позиции стали известны недавно. Казалось бы, при чём тут «дворец» из Геленджика? Подробности — в материале ИА REGNUM.
Напомним, ранее в качестве истцов на европейском судебном пороге были замечены Евгений Зубицкий (199-я строчка в рейтинге «200 богатейших бизнесменов России — 2021»), Григорий Березкин (157-я строчка), Роман Абрамович (17-я строчка рейтинга), Михаил Фридман (шестой российский миллиардер по размеру состояния), Петр Авен (№29 в рейтинге) и Геннадий Тимченко (номер 8 «Рейтинга российских миллиардеров — 2022»). Тимченко в иске, например, заявил (так указывается в бюллетене Совета Европы), что допущена ошибка в обоснованиях санкций о его якобы отношениях с президентом РФ, а также относительно его статуса как акционера Volga Group и банка «Россия». Как будут доказывать свою «невиновность» остальные российские олигархи из списка выше, пока не раскрывалось.
Читайте также: Зарубежная кубышка — зачем Абрамович, Фридман и прочие пошли в суд Европы?
Дворцовые интриги и санкции
Глядя на список санкций, иногда складывается впечатление, что заморачиваться со сбором данных, их анализов в Евросоюзе не стали, а просто взяли список Forbes и почти поголовно переписали в санкционные пакеты. Добавляют уверенности в этом и аргументы, которые использовались в качестве обоснования. Например, слухи, сплетни из открытых источников и публикации СМИ. А Александра Пономаренко — № 47 в рейтинге Forbes «Рейтинг российских миллиардеров — 2022», похоже, подвёл собственный язык.
Ещё в 2011 году он в интервью газете «Коммерсант» заявил, что приобрёл гостиничный комплекс на мысе Идокопас в Геленджике, который позднее назовут «дворцом». Уточнялось, что структура Пономаренко приобрела две компании — ООО «Лазурная ягода» и ООО «Идокопас», которые на тот период и владели ещё недостроенным гостиничным комплексом на 67 гектарах земель рекреационного назначения.
Справка: в ЕГРЮЛ есть лишь одно действующее ООО «Лазурная ягода». Оно учреждено в Геленджике в 2007 году для управления недвижимостью. С 2018 года фирмой владеет некая ассоциация «Развитие аграрных инициатив» из Санкт-Петербурга, созданная в 2016 году. В базе «Контур. Фокус» учредителями этой некоммерческой организации фигурировали Владимир Колбин (директор ООО «Морской порт Геленджик», ранее числился в базе участником винодельческого АО «Дивноморье») и Геннадий Тимченко (совладелец ООО «Волга груп»). Компанией «Морской порт Геленджик» владеют ПАО «Банк ВТБ», ООО «Галеон» и АО «Финансовые системы». Правопредшественник последнего принадлежал Тамаре Мантуровой, чьи данные совпадают с данными матери министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, и ООО «Финансовые инвестиции» Станислава Чемезова, чьи данные идентичны с данными сына главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова.
Читайте также: Курортно-строительный провал — Чемезовы и Мантуровы расстались с активом?
А также: Шардоне по-министерски: кто стоит за крупным краснодарским виноделом?
Вернёмся к бизнесмену Пономаренко.
В конце февраля 2022 года Евросоюз обнародовал очередной пакет санкций, в который включили Александра Анатольевича Пономаренко 1964 года рождения, уроженца Крыма (Белогорск). Тогда уточнялось, что он — «российский олигарх, председатель правления Международного аэропорта Шереметьево» и «имеет тесные связи с другими олигархами» и участвовал в финансировании дворцового комплекса под Геленджиком.
После этого пост главы правления аэропорта Пономаренко покинул, а остальные аргументы европейских политиков решил оспаривать в европейском же суде, публично заявив, что с 2016 года не имеет отношения к дворцу в Геленджике.
6 мая 2022 года Пономаренко подал иск к Совету Европы (дело T-249/22). В иске приводятся пять доводов, в том числе то, что Совет не выполнил свое обязательство по проверке, а причина, указанная в документах для включения в список, не соответствует истине, представленные доказательства не имеют отношения к делу и не могли быть исследованы в соответствии с требуемыми стандартами за короткое время, факты, принятые Советом, даже если бы они были правдивыми, не являются таковыми, чтобы поддержать принятие оспариваемых актов. Также истец утверждает о явной ошибке в оценке — сведения, по мнению заявителя, являются не точными, а сам заявитель «является успешным бизнесменом и никоим образом не причастен к делам, на которые ссылается Совет», сами сведения устарели, потому не могут служить основанием (здесь, возможно, намек на дворец в Геленджике). Истец также указал на то, что доказательства, представленные Советом, основаны исключительно на ненадежных источниках и не соответствуют реальности. Заявил он и то, что нарушено основное право заявителя на собственность, нарушен принцип пропорциональности и равного обращения.
«Поскольку заявитель был включен в список, в то время как многие другие бизнесмены, занимающие сопоставимое положение, не были включены, Совет нарушил принцип равного обращения оспариваемыми актами», — уточнялось в документе, обнародованном на сайте суда (перевод — автора).
Иск Пономаренко судом пока не рассмотрен.
А что активы?
В ЕГРЮЛ за полным тёзкой Александра Пономаренко числится 100% доли только в одном и ныне ликвидированном ООО — «Южная цитадель», которое было прописано в Геленджике и работало с 2015 по 2017 год, прекратив деятельность юрлица путем реорганизации в форме преобразования. Правопреемник — действующее АО «Южная цитадель» (Геленджик), чьи бенефициары уже публично не раскрываются. Компания занимается морским рыболовством и в СМИ фигурировала как устрично-мидиевая ферма. По данным портала yugopolis (актуально на 2019 год), в распоряжении аквафермы были права пользования на 25 лет четырьмя участками акватории Черного моря общей площадью порядка 1000 га.
Директор АО «Южная цитадель» — Валерий Павлов, который ранее возглавлял государственный осетровый рыбоводный завод в Астраханской области.
Этот же Пономаренко (экс-владелец ООО «Южная цитадель») возглавлял и некое ООО «ТПС». Примечательно: в активах олигарха Пономаренко Forbes ранее упоминал доли в TPS Real Estate Holding («ТПС Недвижимость») и TPS Avia (66% акций «Международного аэропорта Шереметьево»).
Чем на сегодня владеет №47 списка Forbes не известно. В ЕГРЮЛ единственным акционером АО «ТПС Недвижимость» фигурирует TPS Real Estate Holding Limited с Кипра (актуальные бенефициары не раскрываются).
Примечательно: когда в 2021 году история о дворце в Геленджике попала в медиаповестку, то его бенефициаром назвал себя уже другой российский олигарх — Аркадий Ротенберг. Фамилия Пономаренко действительно тогда уже не фигурировала, но между тем в 2018 году в СМИ упоминалось, что среди акционеров TPS Real Estate был сын — Игорь Ротенберг, которого потом (из-за санкций) сменила его сестра — Лилия Ротенберг.
Ротенберг-старший сегодня также под санкциями, но еще в 2016 году в суде Европы ему удалось отменить часть из них — тех, что были введены в 2014 году. В материалах суда отмечалось, что в первом пакете санкций в отношении Ротенберга использовались слишком расплывчатые заявления, которых недостаточно для обоснования ограничительного характера. Между тем санкции последующих лет с него так и не сняли, несмотря на многочисленные суды.
Читайте также: Бенефициар «дворца» в Геленджике: об активах семьи Ротенберг
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- В Катаре предупредили, что оставят Европу без газа
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- Президент Панамы заявил о невозможности вернуть канал США