В долгах как в шелках. Может ли Россия развиваться в кредит?
У большинства российских регионов и прошлый, и нынешний год будут дефицитными. Это связано с тем, что бюджеты всех уровней понесли существенные потери из-за незапланированных расходов на здравоохранение и социальную поддержку. При этом эксперты оспаривают тот факт, что дефицит бюджетов должен восприниматься критично, и настаивают, что в новых условиях такая финансовая политика субъектов неизбежна.
Ушли в дефицит
Большинство субъектов приняли бюджеты на 2021 год, находясь в режиме жесткой экономии. В результате у большинства регионов в 2021 году бюджет сократится, причём у некоторых существенно. Так, расходную часть бюджета Татарии планируется сократить по сравнению с прошлым годом примерно на 30 млрд руб., Тюменской области — почти на 43 млрд. руб. Однако основные статьи расходов региональных бюджетов — это социальные обязательства и меры по преодолению коронавирусной эпидемии, а эти статьи расходов нужно будет сохранять обязательно. Аналогичная ситуация с доходами. Регионы не верят, что смогут собрать средств столько же или больше, чем в предыдущем году. Доходная часть бюджетов также сокращается. Самый большой дефицит бюджета у Тюменской области (-21,6%) и Ямало-Ненецкого автономного округа (-28,5%).
Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков отмечает, что дефицит бюджета регионов — это следствие падения доходов и роста расходов.
Действительно, одним из способов покрытия бюджетного дефицита становятся финансовые трансферты из Центра. В 2020 году объёмы помощи регионам со стороны федерального бюджета были довольно заметными. Так, Ставропольский край получил более 24 млрд руб., Крым — более 21 млрд, Башкирия — более 17 млрд руб. При этом помощь распределялась неравномерно — «нефтяные» регионы и Татарстан дотаций не получали. В 2021 году предполагается сокращение федеральных трансфертов. Прошлый год был сложным с эпидемиологической точки зрения, и регионы не смогли бы его пройти без финансовой помощи центра, чем и объясняются столь заметные денежные вливания. Впрочем, нельзя исключать, что планы денежной поддержки субъектов могут быть скорректированы в сторону увеличения и до конца текущего года.
Развитие в кредит
Сокращение доходной части бюджетов вынуждает регионы занимать средства. Центр предпочитает давать субъектам деньги через федеральные транши и бюджетные кредиты, потому что это позволит регионам сохранять финансирование наиболее важных социальных и инфраструктурных проектов. Попытки держать субъекты «на голодном пайке» могут привести к деградации социальной сферы и росту недовольства центром на местах. Но при этом острой остаётся проблема контроля за расходованием средств.
Политолог Алина Жестовская отмечает, что «жизнь в кредит — это своеобразное правило хорошего тона для современных россиян и, соответственно, российских регионов».
Политолог Дмитрий Михайличенко отмечает, что без кредитования регионов сегодня невозможна повестка развития. Другое дело, что эти средства нужно использовать рационально.
Илья Гращенков обращает внимание на то, что закредитованность возникла еще при экс-главе правительства Дмитрии Медведеве, который вынуждал субъекты брать займы то под «майские указы», то под инвестиционные обязательства.
При этом уровень развития экономики и наличие мощной сырьевой базы ещё не дают гарантии в получении кредита. Так, в начале мая этого года Тюменская область не смогла получить кредит на 5,6 млрд руб. для погашения дефицита бюджета. Ни один из банков не проявил интереса, что может быть связано как с суммой, так и с огромным дефицитом областного бюджета.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, президент России Владимир Путин в своём послании 21 апреля заявил о необходимости помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности.
Читайте также: Путин поручил помочь регионам РФ с высоким уровнем коммерческого долга
Совокупный объём такой поддержки составит порядка 176 млрд рублей. Эти средства будут направлены на сокращение доли рыночной задолженности регионов до 25% доходов.
Кроме того, реструктурируют бюджетные кредиты (218 млрд руб.), и регионы смогут получить инфраструктурные бюджетные кредиты под 3% годовых сроком на 15 лет, до 2024 года на эти цели будет выделено в общей сложности 500 млрд рублей.
Читайте также: Минфин России разрешит регионам существенно увеличить госдолг
- Леонид Каневский бросил Россию в трудный момент и выбрал Израиль
- Концерт заподозренного в помощи ВСУ барда Никитина отменили в Москве
- За год в России отремонтируют почти 15 тысяч километров дорог
- Четыре ракеты ATACMS сбиты в Крыму силами ПВО — 801-й день СВО
- Автор мема «Евгений, 42 года» из-за травли задумалась о суициде